Международная миграция рабочей силы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1. исследовать теоретические основы трудовой миграции;

2. рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в мировом масштабе;

3. выявить текущие тенденции направлений миграционных потоков трудовых ресурсов;

4. проанализировать ситуацию в области реализации миграционной политики в России;

5. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.

Работа содержит 1 файл

Миграция в России.docx

— 232.70 Кб (Скачать)

Особенности современных  мировых рынков труда состоят  в следующем[10]:

· рост масштабов  международной трудовой миграции.

· разно направленность основных потоков миграции рабочей  силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональной характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую;

· рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, доля молодежи в общем  числе мигрантов достигает 50% в  Бельгии, Нидерландах. В других странах  она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного  населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы существенно  выросла, что позволяет говорить о феминизации иммиграции;

· увеличение продолжительности  пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность  пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии. иммигрантов проживает  больше 20 лет.;

· снижение степени  активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что было связано  с переходом к политике ограничения  этого процесса и ухудшением экономической  ситуации;

· миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран  в развивающиеся страны.

Международная миграция высококвалифицированных  кадров получила название «утечки мозгов».

Формы утечки мозгов различны[11]:

1)  непосредственная эмиграция – выезд на постоянное местожительство;

2)  выезд за рубеж на контрактной основе;

3)  наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны–донора;

4)  полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны–донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.

Лидерство в  конкуренции за преимущественное обладание  интеллектом как носителем и  генератором современных научных  знаний и высоких технологий принадлежит  США.

Исходя из всего  выше сказанного в целом можно  отметить следующие тенденции складывающиеся на мировом рынке труда:

· рынок международной  рабочей силы сужается из-за наплыва  работников из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР;

· повышение  входного барьера проникновения  на международный рынок рабочей  силы;

· усиление конкуренции  между продавцами рабочей силы;

· продолжает существовать дискриминация мигрантов;

· активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся  отстоять интересы отечественной рабочей  силы.

Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) отметила в своем докладе  следующие основные миграционные тренды последних лет:

1.  Рост количества беженцев и трудовых мигрантов, стремящихся в процветающие страны, включая страны – кандидаты (Чехию, Венгрию, Польшу).

2.  Постепенное превращение стран Центральной и Восточной Европы из транзитных в страны приема; введение ими пограничного режима с транзитными странами; введение зон свободной торговли (особенно в приграничных территориях, в частном секторе, что способствовало увеличению занятости иностранцев).

3.  Смена эмиграции на временную миграцию, увеличение миграционного обмена между странами Центральной Европы.

4.  Рост нелегальной миграции и борьба с ней. Основным направлением борьбы с нелегальной миграцией является: сотрудничество со странами исхода. Оно предусматривает общий контроль границ (распространение информации между странами о миграционной ситуации); связи с агентствами по рекрутменту трудовых мигрантов; меры по интеграции мигрантов.

5.  Существенные послабления в возможностях трудоустройства в западноевропейских странах для стран – кандидатов.

По мнению экономистов  из OECD использование иностранной  рабочей силы не оказывает влияния  на безработицу среди коренного  населения принимающих стран, так  как трудовые мигранты занимают весьма специфические ниши занятости и  не конкурируют на рынке труда  с местными жителями.

Анализ миграционных процессов и миграционной политики западноевропейских стран показывает, что до начала 70-х годов политика набора «гостевых рабочих» на временной  основе работала успешно. Требования рынка  труда и политика в отношении  миграции соответствовали друг другу, что способствовало нормальному  развитию экономики этих стран.

После нефтяного  кризиса 70-х, несмотря на то, что все  страны заморозили прием иностранных  рабочих, в страны исхода вернулась  только половина. Уже вразрез с  политикой западноевропейских государств и требованиями экономики росла  численность иностранцев за счет воссоединения семей (по данным ОЕСD 50% всех миграций в европейские страны идет по линии семейных обстоятельств; кроме того, численность мигрантов растет и за счет более высоких показателей их фертильности)[12]. Страны приема в течение 20 лет упорно старались не замечать возникновения и становления так называемых «новых меньшинств».

В 90-х годах, когда  демографические процессы и требования рынка труда вошли в противоречие с запретительной миграционной политикой  западноевропейских правительств, последняя  стала пересматриваться в сторону  более дифференцированного, избирательного подхода к разным категориям стран  и видам специальностей. Возросла роль «новых меньшинств»: государства  были вынуждены признать, что закрывать  глаза на проблемы иностранцев –  не значит решить их. Объективный процесс  роста доли населения «новых меньшинств» со своей миграционной сетью дает основание думать, что запретительные меры будут мало эффективны. Европа нуждается в рабочей силе, в основном неквалифицированной, сезонной, для специфичных отраслей, и рынок труда диктует свои правила. Поскольку легальная миграция более предпочтительна, чем нелегальная (даже с точки зрения получения налогов), страны Евросоюза в настоящее время находятся в процессе мучительного поиска золотой середины между разрешительными и ограничительными мерами миграционного контроля.

Международная миграция, однако, стала не только мощным инструментом перераспределения мировых  трудовых ресурсов, но и сферой, которая  генерирует тенденции, осложняющие  межгосударственные отношения и  внутреннюю ситуацию во многих странах. Интенсивность людских потоков, пересекающих государственные границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, но также за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностью и конфликтами.

Прогрессирующая нелегальная миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной транспортировкой людей  и работорговлей. Уже сейчас, по самым  скромным оценкам, численность нелегальных  мигрантов в развитых странах  превышает 10 млн. человек[13]. Одновременно растут и масштабы нарушений прав мигрантов (среди них – прежде всего детей и женщин), еще более усиливающие напряженность миграционной ситуации. Неурегулированность многих вопросов, связанных с правовой защитой мигрантов, повышает уровень социального неравенства в трудовых отношениях, обеспечении доступа к услугам образования, здравоохранения и др. Международная миграция приводит к серьезному дисбалансу численности населения между странами в отдельных регионах. Сфера миграции чутко реагирует на все катаклизмы и кризисы международной и общественной жизни. 

2. Рынок труда в  РФ. Трудовая миграция  населения в РФ: тенденции и проблемы  

2.1 Анализ трудовой  миграции в Российской  Федерации

Рассматривая  тенденции миграционных процессов  в России, которые мы наблюдаем  в настоящее время, отражающие неустойчивость и непредсказуемость многих сторон нашей жизни, обусловленных политическими, национальными, экономическими, социальными  и другими факторами, необходимо разграничивать тенденции, являющиеся результатом естественного хода развития общества, сформировавшиеся ранее и имеющие как положительные, так и отрицательные черты, и  тенденции, носящие промежуточный, конъюнктурный характер, а также  определить новые тенденции, складывающиеся как адекватное отражение перехода к рыночным отношениям, если они складываются, или же к интенсивному типу развития экономики, если они, рыночные отношения, еще незначительны.

Интеграция России в международный рынок труда  означает усилившийся за последние  десятилетия международный трудовой обмен. Для России здесь существенна  трудовая миграция в дальнее зарубежье. Если въезд из ближнего зарубежья  намного превышает выезд, то с  дальним зарубежьем все наоборот. Эмиграцию из России можно условно  разделить на следующие группы: этническая (евреи, немцы, греки, армяне) – на постоянное жительство; массовая трудовая – найти приемлемую работу или временно, или постоянно[14].

Изменение социально-экономических  условий – кризис экономики, разрыв хозяйственных связей, сокращение производства, ухудшение жизненного уровня значительных категорий населения, усилившаяся  региональная дифференциация уровня жизни  – нашло отражение в структурных  изменениях миграционного потенциала и характере миграционных процессов. Важную роль для формирования и развития миграционного потенциала стали  играть следующие моменты: высвобождение  трудовых ресурсов в результате сокращения производства, и, как следствие, появление  безработных, возвращение в Россию мигрантов из республик бывшего  Союза.

Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом  в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления  оказывают заметное влияние на перераспределение  численности населения субъектов  Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места  жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций[15].

Рис. 2.1. Внутрироссийская миграция, 1998–2009 гг.

По данным текущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003–2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.

В 2001–2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 – 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.)[16] (рис. 2.1.).

Во внутренних миграциях поток ориентирован с  севера и востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003–2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%)[17].

Сибирь и Дальний  Восток потеряли более 350 тыс. своих  жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% – Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между  округами.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

На учитываемые  статистикой объемы международной  миграции в большой степени сказываются  изменения в законодательстве. В  частности, резкое сокращение числа  прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы в России