Международная миграция рабочей силы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1. исследовать теоретические основы трудовой миграции;

2. рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в мировом масштабе;

3. выявить текущие тенденции направлений миграционных потоков трудовых ресурсов;

4. проанализировать ситуацию в области реализации миграционной политики в России;

5. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.

Работа содержит 1 файл

Миграция в России.docx

— 232.70 Кб (Скачать)

После 2006 года в  России начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно одного миллиона человек в год. В течение некоторого, но непродолжительного времени (четыре-пять лет) убыль трудоспособного населения  может быть несколько скомпенсирована  за счет повышения пенсионного возраста, однако это приведет к еще более  стремительному сокращению численности  трудоспособного контингента в  последующем.

У России в запасе есть несколько лет, чтобы подготовиться  к новой ситуации на рынке труда, которая ожидает ее в перспективе. В период до 2006 года, благодаря благоприятной  комбинации выходящих на пенсию и замещающих поколений, прирост трудовых ресурсов страны будет весьма значительным (четыре миллиона человек), но это будет последняя "вспышка". В последующем уже никакая конъюнктурная комбинация поколений не сможет предотвратить естественную убыль трудоспособного населения России, которая примет буквально обвальный характер: в 2006-2015 годах людей, находящихся — по современным меркам — в трудоспособном возрасте, станет на 10 миллионов меньше, т.е. убыль трудоспособного населения составит более одного процента в год.

Ожидаемое сокращение трудоресурсного потенциала столь значительно и стремительно, что не может быть скомпенсировано за такой короткий промежуток времени ни за счет роста производительности труда, ни за счет выноса производства в перенаселенные страны с более дешевой рабочей силой. Поэтому в перспективе труд станет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным, ресурсом в России.

Если в России выход из экономического кризиса  примет устойчивый характер, единственным источником пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Следовательно, стратегическая миграционная политика России — это иммиграционная политика.

С ситуацией, когда  численность трудоспособного населения  значительно сокращалась, сталкивались в послевоенные годы все развитые страны Западной Европы. Ни одна из них  не смогла обойтись в этом положении  собственными трудовыми ресурсами, все страны активно привлекали на работу иммигрантов.

Вторым важнейшим  средством решения проблемы стал вынос производства в слаборазвитые  страны. Для России, с ее гораздо  более низкой, чем на Западе, производительностью  труда и большей крутизной  демографического обвала, этот путь едва ли может внести значимый вклад в  решение проблемы, следовательно, Россия тем более не может обойтись без  иммигрантов. Иммигранты не понадобятся  лишь в одном случае — если экономика  страны так и не выйдет из кризиса. Если же Россия будет более или  менее устойчиво развиваться, в XXI веке она, возможно, станет главной  страной иммиграции в мире, подобно  Соединенным Штатам в XIX и XX веках.

Симптоматично, что, уже начиная с 2000 года, актуальный акцент сместился в стране с проблем  безработицы и трудоустройства  на проблему изыскания рабочей силы, — и это несмотря на существенный естественный прирост трудоспособного  населения, подкрепленный миграционным притоком. Дефицит труда уже сейчас стал тормозить развитие экономики, хотя загрузка мощностей далеко еще  не достигла уровня 1990 года. По данным Госкомстата, в 2002 году в промышленности не было заполнено каждое пятое рабочее  место. Кадровый дефицит наблюдается  на каждом втором возрождающемся оборонном  предприятии[5]. За три последних года число вакансий в промышленности России возросло в три раза, а в некоторых областях — более чем в пять раз (например, в Ивановской, Рязанской).

Дело в том, что за время реформ в стране сформировалась новая сфера занятости — в  мелком бизнесе и индивидуальной деятельности, впитавшая по разным оценкам не меньше 20 процентов трудовых ресурсов. Только в трудовую миграцию, по данным наших исследований, вовлечено  около пяти миллионов россиян. Из них примерно полтора-два миллиона человек выезжают на заработки за пределы СНГ, остальные ищут работу внутри России. Трудовые мигранты составляют около восьми процентов по отношению  к регистрируемой занятости в  экономике, при этом по меньшей мере две трети из них работают неофициально.

Большинство трудовых мигрантов обеспечили материальный достаток в своих семьях: в среднем  три четверти мигрантов, опрошенных в разных городах России в 2002 году, ответили, что их семьи живут "хорошо" или "очень хорошо", тогда как  в опросах ВЦИОМ (проведенных  не только и не столько среди мигрантов) таких респондентов меньше пяти процентов. И наоборот, "бедных" и тех, кто  живет "за гранью бедности", оказалось  только семь процентов среди мигрантов  против половины среди всего населения  России[6].

Таким образом, работа на выезде сформировала очень  весомый и эффективный сектор российского рынка труда. Естественно, трудовые мигранты, как и другие занятые в мелком бизнесе и  самозанятые, не спешат переходить на промышленные предприятия. Ясно, что и в будущем на это не приходится рассчитывать, что еще сильнее обостряет проблему дефицита рабочей силы в перспективе.

Сколько нужно иммигрантов?

Поскольку выходящая  из кризиса и перестраивающаяся  на рыночные отношения экономика  России развивается импульсивно, тенденции  ее развития еще очень неустойчивы  и представляют собой слишком  шаткую основу для долго— срочных прогнозов.

Определенное  представление о возможных масштабах  иммиграции можно получить, если рассчитать, какое демографическое вливание необходимо, чтобы население страны по крайней мере не сократилось. Такой расчет вполне правомерен, так как в мире пока нет прецедентов, когда бы успешное экономическое развитие страны сочеталось с быстро убывающим населением.

Так вот, чтобы  Россия могла прийти к середине века с той же численностью населения, какую она имеет сейчас, ей необходимо привлечь в течение 50 лет от 35 до 70 миллионов иммигрантов — в зависимости от сценариев рождаемости и смертности. Медианные среднегодовые значения постепенно нарастают от 700 тысяч человек в текущем пятилетии до 1200 тысяч человек к 2025 году, в последующем оставаясь примерно на этом уровне[7].

Приведенные параметры  иммиграции значительно превосходят  достигнутые в прошлом. Даже в 1990-е  годы, когда Россия получила беспрецедентно высокий миграционный прирост, он не полностью возместил естественные потери населения. Согласно только что  опубликованным первым итогам последней  переписи населения, за 14 лет, с 1989-го по 2002 год, население России за счет миграции увеличилось на 5560 тысяч человек, т.е. годовая прибавка составила  всего около 400 тысяч[8]. На фоне прогнозных величин это выглядит скромно, несмотря на то что в два раза превосходит уровень 1980-х годов.

Тем не менее, итоги  переписи очень убедительно демонстрируют  живительную роль миграции. Не будь в Россию притока извне, ее население  уже сократилось бы по сравнению  с 1989 годом на 7,4 миллиона человек, или  на пять процентов. Именно такова была его естественная убыль за межпереписной период. Миграция скомпенсировала три четверти естественных потерь, так что фактически население страны стало меньше только на 1,8 миллиона человек, или на 1,25 процента.

Второй вывод  касается рынка труда. Даже в условиях глубокого кризиса Россия смогла абсорбировать пять с половиной  миллионов иммигрантов, не обнаружив  признаков заметного их влияния  на уровень безработицы в стране. Более того, фактический миграционный прирост в России превзошел данные переписи, которые, в свою очередь, на два миллиона человек превзошли  текущий учет.

Согласно исследованиям, в России единовременно находится  три — три с половиной миллиона трудовых мигрантов из стран СНГ (так называемых гастарбайтеров) плюс около полумиллиона китайцев и вьетнамцев. В итоге получим три с половиной — четыре миллиона внешних трудовых мигрантов. Примерно половина мигрантов из СНГ имеет временную регистрацию по месту жительства. Многие живут в России в течение нескольких лет, непрерывно продляя регистрацию. (К примеру, из опрошенных в Москве трудовых мигрантов с Украины каждый второй проживал в столице более трех лет.) Кроме того, в нашу страну приезжает на длительное время и значительное количество "настоящих иностранцев". Так, за 1992-1997 годы число прибывших в Россию на срок более одного года граждан западных стран по данным ОВИР превысило 1,1 миллиона человек[9]. Все эти группы мигрантов не попадают в текущий учет.

Надо полагать, что зарегистрированные трудовые мигранты из СНГ и иностранцы из других стран, проживающие в России на законных основаниях, в своем большинстве  не проигнорировали перепись населения. Они и обеспечили двухмиллионную прибавку общей численности населения  страны, количества прибывших и величины миграционного прироста по переписным данным в сравнении с учетными. Все логично. Если общие данные переписи и могут вызвать сомнение, то скорее это будет подозрение в занижении названных показателей, так как незарегистрированные мигранты, ясно, уклонились от переписи.

Вернемся к  перспективе. Возможно ли в принципе достижение в два, а в недалеком  будущем и в три раза более  высокой иммиграционной планки?

Вне всякого  сомнения, это крайне трудная задача. Ведь интенсивность иммиграции уже  и в минувшем десятилетии была очень высока. Для сравнения: в 1991-2001 годах в среднем за год США  принимали 924 тысячи иммигрантов, Германия — 865 тысяч, Россия — 781 тысячу[10]. Если же пересчитать число иммигрантов на 1000 жителей, Россия с коэффициентом 5,4 займет место после Германии — правда, сильно ей уступая (10,6) — и впереди США (3,5).

С другой стороны, логично предположить, что Россия, ставшая магнитом для мигрантов  в условиях краха старой системы  и ее трансформации в новую, тем  более сможет сохранить это свойство в условиях экономического подъема. Но это схема. Реальность будет зависеть от готовности общества принять мигрантов, от их состава и, главное, от миграционной политики государства.

Кто может быть донором 

Естественно, для  России предпочтительны мигранты из стран СНГ и Балтии — бывшие сограждане, в большинстве владеющие  русским языком и относительно хорошо представляющие условия жизни в  нашей стране.

Россия притягивает  население из всех постсоветских  стран, кроме Белоруссии. Это подтвердила  и перепись населения. В течение 1990-х годов треть миграционного  прироста России за счет бывших партнеров  по Союзу обеспечил Казахстан, еще  одну треть — Средняя Азия и  остальную треть — Закавказье (около 20 процентов), Балтия (5 процентов) и Украина с Молдавией (около 9 процентов).

Большинство мигрантов  из постсоветских стран — русские. Они обеспечили весь прирост населения  России в 1992 году, затем их доля в  нетто-миграции снижалась, составляя, однако, не менее 60 процентов. Свыше 10 процентов миграционного прироста приходится на другие российские этнические группы.

Каков же миграционный потенциал этнических русских? К  настоящему времени из бывших союзных  республик в Россию выехало 3,3[11] из 25,3 миллиона этнических русских, проживавших там в конце 80-х (1989 год). Вероятно, публикация данных переписи увеличит размеры учтенной русской репатриации примерно на один миллион человек. Русская диаспора в неславянских постсоветских странах за счет репатриации в Россию сократилась на 22 процента. Суммарные потери были больше, так как часть русских (примерно 15 процентов от общего числа выехавших) выехала на Украину и в Белоруссию, какая-то часть эмигрировала за рубежи СССР и, кроме того, учет мигрантов, особенно вынужденных, не был полон.

Можно считать, что процесс возвращения русских  из стран Закавказья и из Таджикистана, где происходили крупные вооруженные  конфликты, близок к завершению. Эти  страны уже потеряли более половины русских. В Таджикистане, по-видимому, осталось еще около 100 тысяч русских, в Закавказье не более 300 тысяч. Разумеется, не все из них захотят выехать, но если они будут выезжать с такой  же интенсивностью, как и в последние  годы, их потенциал будет исчерпан очень быстро. Что касается Киргизии, Туркмении, Узбекистана, острая конкуренция  на рынках труда и перенаселенность исключают возможность для русских, как и для других пришлых этносов, сохранить свои позиции там. Бесспорно, в основном они выедут. В этих трех странах осталось около двух миллионов русских, максимальный миграционный потенциал которых может быть оценен примерно в полтора миллиона человек. Если социальная ситуация в  постсоветском пространстве будет  оставаться относительно спокойной, их выезд может растянуться на длительное время. С другой стороны, экономическое оживление в России и протекционистская миграционная политика способны сильно его ускорить.

В Казахстане, который  потерял более 20 процентов русских, ситуация не столь однозначна, и  миграционные потоки из этой страны в  значительной мере будут определяться соотношением экономического состояния  Казахстана и России. В 1994 году из Казахстана готов был выехать каждый пятый  русский, в 1997 году — каждый третий, затем число желающих выехать  резко сократилось. Даже если считать, что каждый, выразивший готовность выехать, выедет, миграционный потенциал  русских в Казахстане не превысит двух миллионов человек. Однако Казахстан, обеспокоенный потерей квалифицированного населения, в последние годы предпринимает усилия, чтобы приостановить его отток.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы в России