Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:26, реферат

Описание работы

Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

международка.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

Таким образом, институт объявления войны следует  рассматривать как комплекс действующих  правовых предписаний, регулирующих сферу  общественных отношений. 

Однако невыясненным остается главный вопрос: каким должен быть интервал между объявлением войны и ее началом. Ни один нормативный акт, включая III Гаагскую конвенцию, не содержит четкого и однозначного ответа. Такая неурегулированность позволяет по разному толковать и применять данную норму. Так, Э. Де Ваттель утверждает, что объявлять войну можно также, выгодно расположившись на территории противника, но до совершения различных боевых действий.  

С такой позицией трудно согласиться. При всей неопределенности формулировок III Гаагской конвенции она не дает оснований для такого истолкования ее предписания. В самом деле, в тексте конвенции говорится о "предварительном предупреждении", а это по меньшей мере означает, что если объявление войны совпадает с ее фактическим началом, требование о предупреждении, носящем предварительный характер, не может считаться выполненным. Стало быть, пробел конвенции не в том, что в ней нет требования об интервале между объявлением войны и ее началом, а в том, что интервал этот конкретно не обозначен. Поэтому государства, предъявившие ультиматум с указанием конкретного времени начала войны, должны строго выдерживать обозначенный интервал. В случае объявления войны (без ультиматума) государство не вправе сразу же начинать боевые действия. Интервал может быть коротким, в несколько часов, например, для эвакуации дома престарелых, больниц, детских домов и т.д. из приграничных районов.  

Война по своей  сути античеловечна и губительна, приводит к необратимым последствиям. Поэтому в современном международном праве значимым юридическим фактом признается сама война, а не ее объявление. Пауза между объявлением войны и фактическим открытием военных действий — это лишь небольшая, ограниченная возможность уберечь от гибели какую-то часть гражданского населения. И наконец, этот временной промежуток может "остудить" неприязнь к противнику, при помощи третьих государств и международных организаций выработать компромиссные решения, предложить различные мирные способы урегулирования спора и в конечном итоге избежать кровопролития. В этом заключается смысл правовой конструкции о "предварительном предупреждении". 

Начало войны  сопровождается политическими декларациями, воззваниями к населению о  необходимости начала войны или, наоборот, об отражении агрессии. В начале Первой мировой войны русский царь Николай II обратился к своим подданным : "В грозный час испытаний да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение царя с его народом и да отразит Россия, поднявшаяся как один человек, дерзкий натиск врага". Президент Франции Пуанкаре и все правительство обратилось к французскому народу с воззванием, которое заканчивалось словами: "... В этот час нет больше партий. Есть вечная Франция, Франция миролюбивая и полная решимости".  

22 июня 1941 г., после агрессии фашистской Германии против СССР, в полдень радио передало обращение одного из руководителей нашего государства, В.М. Молотова, к советскому народу. В нем подчеркивалось, что нападение гитлеровской Германии является беспримерным в истории человечества вероломством, содержался призыв к тесному сплочению в борьбе с захватчиками. Обращение заканчивалось словами: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!" 

Объявление состояния  войны между двумя государствами  вызывает определенные правовые последствия в отношениях между ними. Начало войны автоматически прерывает официальные дипломатические и консульские отношения между ними. Дипломатический и консульский персонал покидает государство пребывания, которое делает все необходимое для его безопасности и оказывает различную помощь. Охрану интересов воюющего государства и его граждан берет на себя нейтральное государство, которое поддерживает дипломатические и (или) консульские отношения с двумя воюющими державами. Двусторонние политические, экономические, правовые, военные, социально-культурные и иные договоры, рассчитанные на мирные взаимоотношения, прекращаются. Начинают действовать договоры, предназначенные для военного периода.  

В отношении  действия многосторонних договоров  общего характера в юридической литературе высказываются в общем схожие точки зрения. Например, А. Фердросс и И. И. Лукашук пишут о продолжении действия многосторонних договоров общего характера. Такая точка зрения представляется обоснованной. Безусловно, в многостороннем международном соглашении могут участвовать два воюющих государства. Вместе с тем, следует отметить, что состояние войны — явление временное, переходящее и воюющие государства-участники многостороннего международного соглашения могут приостановить исполнение обязательств по договору на период войны. Хотя такого решения может быть и не принято. Однако этот факт не мешает другим государствам-участникам многостороннего соглашения исполнять свои правомочия. 

Для граждан  неприятельского государства устанавливается особый режим. Они могут покинуть территорию воюющего государства, если их выезд не противоречит интересам этого государства. Кроме того, к ним может быть применен специальный режим вплоть до принудительного поселения в определенном месте либо интернирование.  

Имущество, принадлежащее  вражескому государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических  и консульских учреждений. 

В соответствии со ст. 55 Гаагского положения, воюющая  сторона, войска которой при наступлении  заняли часть территории противника, должна признать за собой лишь право управления и пользования недвижимым имуществом. Специально указано на обязанность сохранения ценности лесов, сельскохозяйственных угодий и иных объектов недвижимости, а также управления ими в соответствии с принятыми правилами пользования. На занятой территории могут быть установлены различные налоги, пошлины и денежные сборы. Однако их установление и взимание должно сообразовываться со складывающейся военно-оперативной обстановкой.  

По смыслу норм международного гуманитарного права, применяемых в вооруженном конфликте, запрещена подмена уплаты сборов, налогов, пошлин на депортацию гражданского населения, угона скота, вывоза культурных ценностей, редких видов животных и сортов растений. Принципиально важной в этом отношении является ст.49 Гаагского положения о том, что взимание любых денежных сборов допускается только на нужды армии или управления территорией.  

В отношении  государственной движимой собственности  устанавливается, что воюющие государства  вправе завладеть деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность другого государства. Склады с оружием, медицинскими средствами, продуктами также переходят в собственность победителя. И наконец, закрепляется, что все средства транспорта и связи, даже если они принадлежат частным лицам, могут быть захвачены, но подлежат возврату по окончании войны и заключения мира.  

В случае вооруженного конфликта, который участники не признают войной, пишет И.И. Лукашук, дело осложняется, так как вооруженный конфликт не может оказать влияние на межгосударственные связи. Эти проблемы пока не урегулированы правом. При их решении довольно часто ссылаются на решение Британского суда Королевской скамьи 1937 г. по делу Кавасаки. Британская судоходная компания отдала японской фирме судно при условии, что в случае возникновения войны с участием Японии контракт расторгается. После вторжения Японии в Манчжурию британская компания заявила о расторжении контракта. Японская сторона обжаловала это действие в британском суде, ссылаясь на то, что Япония не находится в состоянии войны с Китаем. Суд решил, что реальные действия зачастую свидетельствуют более верно, чем слова, и поэтому суд свободен на основе фактов установить, что началась война.  

Следующий вопрос, подлежащий рассмотрению: правовое положение частной собственности граждан неприятельского государства. Л. Оппенгейм справедливо подчеркивает, что частное недвижимое неприятельское имущество ни при каких обстоятельствах и условиях не может быть обращено в собственность воюющим, вторгшимся в страну. Если он конфискует и продаст принадлежащие частному лицу землю или здания, то покупатель не приобретает никакого права на это имущество. Ст. 46 Гаагского положения закрепляет, что частная собственность не подлежит конфискации. Это требование является абсолютным. От конфискации следует отличать временное использование частной собственности подразделением армии противника. Речь идет о постое войск, размещении госпиталя, штаба, узла связи, лагеря для военнопленных и т.д. Временное использование частной собственности противником не влечет перехода прав на владение, хотя, безусловно, ограничивает возможности пользования и распоряжения собственности законными владельцами.  

Особая защита предусмотрена для собственности  церквей, благотворительных, образовательных, художественных и научный учреждений. Эти объекты собственности, даже если они принадлежат государству, приравниваются к частной собственности, в том смысле, что они не могут быть обращены в собственность противника.

2.2. Пространственные пределы вооруженных конфликтов 

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенных пространствах сухопутной, воздушной и морской территории. В юридической литературе при  рассмотрении пространственных пределов используются, как правило, два термина: "театр войны" и "район войны". Л. Оппенгейм писал: "Районом войны является та часть земного шара, на которой воюющие стороны могут подготовлять и осуществлять враждебные действия друг против друга. В этом смысле "район войны" следует отличать от "театра войны" — театр войны — те части суши, моря и воздушного пространства, в которых фактически происходят военные действия". К такой же точке зрения сводится вывод В. Ю. Калугина, Л. В. Павловой, И. В. Фисенко, которые выделяют театр войны как территорию, где стороны потенциально могут вести военные действия, и театр военных действий — территорию, где фактически происходят боевые столкновения.  

И так, театр  войны — это сухопутная, водная (реки, озера, внутренние морские и  территориальные воды) и воздушная территория воюющих государств, а также воды Мирового океана за пределами территориальных вод прибрежных государств и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие государства фактически ведут или могут вести военные действия. Под театром военных действий следует понимать территорию (участок местности), на которой вооруженные силы противоборствующих сторон фактически ведут боевые действия. Понятие "театр войны" шире понятия "театр военных действий". В театр войны может входить несколько театров военных действий.  

Современное международное  право устанавливает некоторые  изъятия для территорий, включаемых в район войны. Такое изъятие  единодушно констатируется в доктрине применительно к территории нейтральных  государств. И это единодушие вполне объяснимо, поскольку имеется четко сформулированное предписание. В ст. 1 V Гаагской конвенции закреплено: "Территория нейтральных Держав неприкосновенна".  

В теории и на практике признавалось, что государства, не участвующие в войне, обязаны занимать позицию беспристрастности по отношению к воюющим.  

Сначала эта  беспристрастность понималась как  оказание нейтральным государствам равной помощи обеим воюющим сторонам в виде поставок оружия и продовольствия, пропуска войск и т.д. Даже в том случае, когда подобная помощь оказывалась одному из воюющих, это не считалось нарушением нейтралитета, особенно при наличии у нейтрального государства с одной из воюющих сторон ранее заключенного договора об оказании помощи.  

Позднее теория и практика пришли к выводу, что позицию беспристрастности следует понимать как полное неучастие в войне, предполагающее обязанность не оказывать помощи ни одной из воюющих сторон.  

Дальнейшее развитие нейтралитета характеризовалось более  устойчивыми требованиями полной беспристрастности нейтральных стран по отношению к воюющим, равно как и требованием должного уважения к правам нейтральных государств.  

Подробная регламентация  норм нейтралитета содержится в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. В соответствии с положениями V и XIII Гаагских конвенций нейтральное государство имеет право защищать свою территорию от нападения, а воюющие обязаны уважать неприкосновенность нейтральной территории. На территории нейтрального государства воюющие не могут вести военных действий, а в нейтральных водах им запрещается производить осмотр или задерживать как нейтральные, так и вражеские суда. Специально установлено, что на нейтральной территории или на судне в нейтральных водах воюющим не может быть образован призовой суд. Нарушение правового положения нейтральных государств не раз демонстрировала Германия. Так, в Первую мировую войну Германия вторглась на территорию нейтральных Бельгии и Люксембурга. Во Вторую мировую войну фашистская Германия нарушила нейтралитет Бельгии, Голландии, Норвегии, Дании. Это обстоятельство было специально отмечено в приговоре Нюрнбергского военного трибунала.  

Воюющие не имеют  права, а нейтральные государства  обязаны запрещать им проводить  через свою территорию войска, военную  технику и продовольствие. Обязанностью нейтральных государств является запрещение деятельности вербовочных пунктов или формирование отрядов для армии воюющих, а также снаряжение или вооружение судов для участия в боевых действиях, создание и использование в качестве средств сообщения с войсками радиоустановок и других средств связи. Если войска воюющих государств окажутся на территории нейтрального государства, они должны быть интернированы. 

Таким образом, нейтральное государство обязано  полностью воздерживаться от какой-либо помощи воюющим и участия в военных действиях. Более того, нейтральное государство должно строго придерживаться принципа "равного отношения к воюющим". Его смысл состоит в том, что принятые в отношении одной воюющей стороны ограничения и режимные установления должны применяться к другому участнику вооруженного конфликта.  

Информация о работе Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты