Международное гуманитарное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:40, реферат

Описание работы

Цель МГП - использование всего комплекса международно-правовых норм для защиты тех, кто не участвует или прекратил участие в вооруженной борьбе, а также тех объектов имущества, которые не используются в военных целях.
Задачей МГП является регулирование военных действий с целью облегчения приносимых ими страданий и лишений.

Работа содержит 1 файл

Международное гуманитарное право.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Международное гуманитарное право (МГП) является отраслью международного публичного права и применяется с началом  вооруженного конфликта ко всем противоборствующим сторонам в равной степени. 
Цель МГП - использование всего комплекса международно-правовых норм для защиты тех, кто не участвует или прекратил участие в вооруженной борьбе, а также тех объектов имущества, которые не используются в военных целях. 
Задачей МГП является регулирование военных действий с целью облегчения приносимых ими страданий и лишений. 
Право вооруженных конфликтов устанавливает ряд международно-правовых норм, призванных ограничить права воюющих сторон входе вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера, в выборе способов и средств ведения военных действий. 
В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области МГП. 
В России много делается для того, чтобы нормы национального законодательства соответствовали международным документам, регулирующим порядок ведения военных действий и меры по защите жертв войны. 
Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 15 ч. 4) говорится - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора. 
Это конституционное положение является основополагающей нормой по вопросу безусловного выполнения государством и его Вооруженными Силами обязательств в области МГП. 
В Федеральном законе «Об обороне» содержатся положения о том, что законодательную основу обеспечения указанных сфер деятельности Российской Федерации наряду с национальным правом составляют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. 
В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (ст. 26) определяется обязанность военнослужащих соблюдать принципы и нормы МГП и международные договоры РФ. 
В Уголовном кодексе РФ глава 34 «Преступления против мира и безопасности человека» устанавливает уголовную ответственность за различные виды преступлений в области МГП. 
Международным гуманитарным правом устанавливается ряд ограничений и запретов на применение воюющими сторонами способов и средств ведения боевых действий. 
Во время ведения боевых действий запрещается: 
- убийство или ранение гражданских лиц; 
- убийство или ранение лиц, которые сдались в плен; 
- убийство парламентера и сопровождающих его лиц; 
- нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях, использующих десантирование с парашютом для выполнения боевой задачи);- принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства; 
- отдача приказа никого не оставлять в живых; 
- взятие заложников; 
- верол

- использование не по назначению  международной отличительной эмблемы  Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Кристалла), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой организации; 
- нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов, которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам; 
- террор в отношении гражданского населения; 
- использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; 
- нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы и использующие установленные сигналы; 
- огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях; 
- уничтожение культурных ценностей, исторических памятников и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в военных целях; 
- уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью; 
- отдача на разграбление города или местности. 
0 ходе вооруженного конфликта запрещается использовать следующие средства ведения боевых действий: 
- пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии; 
- снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженные взрывчатым или зажигательным составом; 
- любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; 
- яды или отравленные боевые средства; 
- химическое оружие, в том числе химические средства; 
- бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; 
- мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя; 
- любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости; 
- противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей; 
- мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким-либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами; 
- самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов; 
- ослепляющее лазерное оружие; 
- зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях. 
Вопросы МГП нашли отражение и в документах, регламентирующих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерация: - 
- приказ министра обороны СССР №75 of 16 февраля 1990 года, объявляющий Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним для руководства в войсках и силах флота; 
- приказ министра обороны Российской Федерации № 360 
от 8 августа 2001 года «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в ВС РФ» значительно расширил область применения этого права; 
- Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, который содержит прямое предписание каждому военнослужащему знать и неукоснительно соблюдать правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными; 
- «Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации», в 2001 году утвержденное министром обороны Российской Федерации. Оно разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Россия, в целях изучения и соблюдения командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими ВС РФ норм МГП при подготовке и в ходе ведения боевых действий; 
- Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя Сухопутных войск, где говорится о том, что каждый военнослужащий должен знать и соблюдать нормы МГП; 
- Методические рекомендации по изучению норм международного гуманитарного права в ходе боевой подготовки. Данные рекомендации предназначены для командиров и органов управления воинских частей и подразделений Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск, морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота в целях оказания им методической помощи в обучении военнослужащих. 
Безусловно, что эффективность применения законов и обычаев войны напрямую зависит от степени их знания каждым военнослужащим. 
Однако значительная часть обязательств государств по соблюдению соглашений, относящихся к МГП, возлагается на командиров (начальников) всех степеней, которые в своей служебной деятельности должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами МГП и обучать этому своих подчиненных.

 

омство;


Информация о работе Международное гуманитарное право