Международное космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

В последние годы — годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны. Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса. Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной - научно-технической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………4
2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА……...5
3. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА…..7
4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА………..8
5. ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА………….9
6. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА……………………………………………..11
6.1. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ООН……………………………….11
6.2. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………..13
6.3. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………..14
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………………….15
8. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА…………………………………………………………………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Международное космическое право.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал МКП. Целый ряд положений договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т.д.

     Таким образом, основным содержанием принципа сотрудничества является обязанность государств сотрудничать друг с другом при освоении космического пространства и обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса.  

6.1. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ООН 

     Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании  космического пространства принадлежит  Генеральной Ассамблее ООН. Она  достигла наиболее значительных успехов  именно в области правового регламентирования космической деятельности, и ее по праву считают центром международного сотрудничества в области разработки норм МКП. Ею были приняты:

     1) Декларация правовых принципов  космической деятельности,

     2) Договор по космосу,

     3) Соглашение о спасении,

     4) Конвенция об ответственности, 

     5) Конвенция о регистрации, 

     6) Соглашение о Луне.

     Ее  решающая роль в формировании и развитии МКП уже проявилась в создании Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, более известного как Комитет по Космосу.

     К основным функциям Генеральной Ассамблеи  относятся:

     1) формулирование задач по изучению  и разработке правовых проблем  освоения космического пространства,

     2) одобрение рекомендаций Комитета  ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств, 

     3) одобрение проектов соглашений  по космосу в рамках Комитета  ООН по космосу, 

     4) непосредственная разработка проектов  отдельных статей этих соглашений  на сессиях Генеральной Ассамблеи при участии абсолютного большинства государств.

     Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В соответствии с  резолюциями ООН комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами  исследования космического пространства; он выполняет роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. Комитет ООН по космосу состоит из двух подкомитетов Юридического и Научно-технического. Основную правотворческую деятельность комитет проводит через свой Юридический подкомитет. В Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу осуществляется деятельность по разработке проектов многосторонних соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Фактически этот подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм МКП. Комитет принимает решения по принципу консенсуса.

     Генеральный секретарь ООН наделен достаточно широким кругом полномочий в области  координации сотрудничества в освоении космоса:

     1) на него возложены сбор и  распространение информации о  космической деятельности государств,

     2) ведение реестра, содержащего  сведения о запускаемых космических  объектах и обеспечение к нему  открытого доступа, 

     3) сбор и распространение данных о явлениях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки,

     4) назначение председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности и др.

     Кроме того, важную роль в освоении космоса  играют многие специализированные учреждения ООН:

     1) МСЭ (Международный Союз Электросвязи), который разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи, исследует экономические аспекты космической связи, осуществляет обмен информацией об использовании спутников в целях дальней связи,

     2) ЮНЕСКО, чья основная задача в  области космоса состоит в  исследовании проблем применения космической связи в целях распространения информации, социального развития, расширения культурного обмена,

     3) ВОЗ, которая способствует сотрудничеству  государств в области космической  медицины;

     4) иные организации. 

     Большое значение также для развития международного сотрудничества в освоении космоса имели две конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях 1968 и 1982 годов.

 

6.2. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ 

     Какой-либо универсальной межправительственной международной организации, занимающейся проблемами космоса, не создано. В настоящее время практическими вопросами международного сотрудничества в этой области занимаются ряд международных организаций в рамках своей компетенции.

     Международная организация морской спутниковой  связи (ИНМАРСАТ). Ее основной целью  стало радикальное улучшение  морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ состоят из межправительственной Конвенции о Международной организации морской спутниковой связи, где определены принципиальные положения создания организации и Эксплуатационного соглашения, где регламентируются технические и финансовые вопросы, и которое подписывается либо от имени правительства, либо от имени назначенных им государственных или частных компетентных организаций. Носителями прав и обязанностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатационное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо государства либо назначенные правительствами государств компетентные национальные организации.

     Международная организация связи через искусственные  спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). Главной  целью ИНТЕЛСАТ является осуществление  на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутников, "используемой в международных целях и доступной для всех государств без какой-либо дискриминации". Сейчас членами ИНТЕЛСАТ являются более 100 государств. Однако в специальной литературе указывается на ряд недостатков, главными из которых являются то, что свыше половины всех голосов принадлежит американской частной кампании КОМСАТ, представляющей в ИНТЕЛСАТ интересы США и то, что, скорее, ИНТЕЛСАТ представляет собой некое а/о с участием иностранного капитала.

     Европейское космическое агентство (ЕКА). Еще в начале 60-х годов западноевропейские страны приняли решение проводить в области космоса политику, независимую от США. Были образованы несколько международных организаций. В конце 1968 года было принято решение о слиянии в будущем всех существующих в Западной Европе космических организаций и о создании единой организации - ЕКА. Только в 1975 году представители 11 стран подписали Конвенцию о созданию ЕКА. Статус наблюдателя имеют еще 3 государства. Деятельность ЕКА должна быть направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и на практическое применение достижений космонавтики в мирных целях.

     Главными  задачами ЕКА являются:

     1) выработка и координация долговременной  общей европейской космической  политики всех государств-членов  и каждого государства в отдельности, 

     2) разработка и претворение в  жизнь общей европейской космической  программы, 

     3) выработка и проведение соответствующей промышленной политики.

     Космические программы агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми  государствами-членами и факультативные, в финансировании которых принимают  участие только заинтересованные стороны.

     Из  других межправительственных организаций можно выделить АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов Лиги арабских государств.

     Главная цель АРАБСАТ заключается в создании обслуживании системы дальней связи  для всех членов Лиги.  

6.3. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

     Эти международные неправительственные  организации не представляют собой  форму сотрудничества государств, поскольку  их создателями и членами являются не государства, а научные общества, учреждения и отдельные ученые. Их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных проблем и укреплению международного сотрудничества.

     Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР) создан в октябре 1958 года для продолжения  осуществления мероприятий по сотрудничеству в освоении космоса после завершения Международного геофизического года.

     Основная  задача этой международной организации - "предоставление ученым всего мира возможности широкого использования  спутников и космических зондов для научных исследований космического пространства и

организация обмена информацией по результатам  исследований на основе взаимности". Ее цель - содействие прогрессу в изучении космического пространства в международном масштабе.

     Международная астронавтическая федерация (МАФ) организационно сформировалась в 1952 году. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с изменениями 1968 и 1974 года. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению информации о космических исследованиях, а также на ряд социально-правовых вопросов освоения космоса. В МАФ существует 3 категории членов: 1) национальные члены (астронавтические общества различных стран), 2) университеты, лаборатории, деятельность которых связана с подготовкой кадров или проведением исследований в области астронавтики, 3) международные организации, цели которых соответствуют задачам МАФ.

  Международный институт космического права (МИКП). Создан вместо ранее существовавшего Постоянного правового комитета МАФ. Его задачей

является:

     1) изучение правовых и социологических  aспектов космической деятельности,

     2) организация ежегодных коллоквиумов  по космическому праву, которые  проводятся одновременно с конгрессами  МАФ, 

     3) проведение исследований и подготовка  док ладов по правовым вопросам  освоения космоса, 

    4) публикация  различных материалов по космическому праву.

     Институт  занимается также вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения космоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Он осуществляет представительство МАT в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу.  

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

     Одним из способов обеспечения порядка  в международных отношениях с  древнейших времен и до наших дней является использование института  ответственности.

Информация о работе Международное космическое право