Международное космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

В последние годы — годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны. Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса. Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной - научно-технической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………4
2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА……...5
3. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА…..7
4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА………..8
5. ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА………….9
6. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА……………………………………………..11
6.1. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ООН……………………………….11
6.2. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………..13
6.3. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………..14
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………………….15
8. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА…………………………………………………………………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Международное космическое право.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     В международных отношениях не существует какого-либо централизованного надгосударственного аппарата принуждения. Гарантией соблюдения международного правопорядка служат сами международно-правовые нормы и принципы, важнейшим из которых является принцип pacta sunt servanda договоры должны соблюдаться. А вот своеобразной гарантией соблюдения этого принципа как раз и является вышеупомянутый принцип - ответственность за причинение вреда или за отказ возместить его.

     И, следовательно, международная ответственность  является особым институтом международных отношений, включающим обязанность ликвидировать причиненный вред, если только вина не лежит на потерпевшей стороне, а также е право на удовлетворение своих нарушенных интересов за счет интересов стороны - причинителя вреда, включая применение к ней в соответствующих случаях санкций.

     Понятие ответственности в МКП включает:

     1) международную ответственность  государств за нарушение норм  и принципов международного права;

     2) материальную ответственность за  ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

     В МКП выработка норм об ответственности  началась в области публично-правовых взаимоотношений. Проблемы частноправовой ответственности за космическую деятельность пока не рассматриваются, что объясняется тем, что вся космическая деятельность осуществляется государствами либо же они несут ответственность за деятельность частных кампаний.

     Законодательно  ответственность государств за космическую  деятельность установлена в Договоре 1967 года по космосу, где сказано, что государства-участники договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что, если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение положений договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники договора.

     Согласно  Договору по космосу международную  ответственность за ущерб, причиненный  космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или  в космическом пространстве, включая  Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск. Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам.

     Виды ущерба:

     Это может быть: падение любых космических объектов или их частей может привести к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству или его физическим и юридическим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространство, в котором находятся воздушные суда. Ущерб может быть причинен и в космическом пространстве - космический объект одного государства может причинить ущерб находящемуся на орбите объекту другого государства. Когда на небесных телах будут созданы научные станции, дозаправочные станции и стартовые площадки для полетов в дальний космос, ущерб может быть причинен и этим объектам. Ущерб может выразиться и в других формах: создание помех космической радиосвязи, телевидению через космические ре трансляторы.

     Если  ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юридических норм речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет о уже политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом. В таких случаях ответственность может быть одновременно и политической, и материальной.

     В 1971 году был принят текст проекта  Конвенции о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами. Вот его основные положения. Понятие ущерба по нему включает в себя лишение жизни человека, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государства, его физических и юридических лиц или международных межправительственных организаций. Государства несут абсолютную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете. При ущербе, причиненном одним космическим объектом другому, ответственность государства наступает лишь при наличии вины. Предусматривается освобождение от ответственности в случае грубой небрежности или умысла потерпевшего.

     Устанавливается годичный срок претензионной давности. Сумма компенсации исчисляется  с тем, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен.

     Спорные претензии регулируются создаваемыми ad hoc комиссиями по рассмотрению претензий, образуемыми из трех членов - представителей: 1)государства-истца, 2) запускающего государства, 3) избираемого ими председателя. Решение комиссии является обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами, а иначе оно носит рекомендательный характер.

     26 сессия Генеральной Ассамблеи  ООН в 1971 году утвердила окончательный текст Конвенции о международной ответственности. В 1972 конвенция была открыта для подписания, и она вступила в силу 30 августа 1972 года.  
 
 
 
 

8. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА 

     Перспективы развития МКП распадаются на две большие группы.

     Во-первых, это правовые вопросы, связанные  с дальнейшим развитием НТП в  области освоения космоса, а также - с развитием международных отношений  по этим же вопросам.

     Во-вторых, непосредственное совершенствование  уже существующего законодательства и процесса нормотворчества в МКП.

     К первой группе я бы могла отнести:

     1) необходимость решения вопросов  правового регулирования непосредственного  телевизионного вещания, 

     2) необходимость заключения соглашения  по вопросам использования дистанционного зондирования Земли,

     3) серьезная необходимость установить  границу между воздушным и  космическим пространством, т.к.  получается, что до сих пор  не определена граница суверенитета  государства в воздушном пространстве,

     4) необходимость установления режима геостационарной орбиты,

     5) необходимость решать проблемы, связанные с ядерными источниками  энергии в космосе. 

     Ко  второй группе следует отнести:

     1) необходимость решения ряда спорных вопросов как в уже существующем законодательстве, так и по вопросам, которые только необходимо законодательно оформить, в частности, необходимо четче определить основные термины МКП космическое пространство, космический объект и т.д.,

     2) необходимо создание универсальной  межправительственной организации,  которая объединила бы все международные организации, связанные с МКП,

     3) необходимо разработать и принять  четкие, ясные всеобъемлющие принципы  МКП с учетом сегодняшних реалий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Учитывая  все вышеизложенное, можно сделать  несколько выводов:

     1) несмотря на свою относительную  молодость, МКП уже оформилось  в совершенно самостоятельную  отрасль международного права, 

     2) несмотря на расплывчатость некоторых  формулировок (или даже отсутствие  их) МКП вполне по силам самостоятельно  регулировать все международные отношения, связанные с освоением и использованием космоса,

     3) правовое регулирование международных  отношений, возникающих в связи  с освоением космоса, способствует  созданию прочной базы международного сотрудничества в освоении космоса.

  

Информация о работе Международное космическое право