Международное космическое право как самостоятельная отрасль международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 04:48, реферат

Описание работы

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия «правомерная космическая деятельность» и «противоправная космическая деятельность» и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.

Содержание

1. Понятие, сущность и особенности международного космического права
2. Источники международного космического права
3. Объект международного космического права
4. Субъекты международного космического права
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реферат1.docx

— 33.73 Кб (Скачать)

Министерство  образования и наукимолодежи и спорта Украины

Днепропетровский  национальный университет им. О. Гончара

Факультет общественных наук и международных  отношений

Кафедра международных отношений 
 
 
 

Реферат

по дисциплине:

«Международное  публичное право»

  по теме:

«Международное космическое право как самостоятельная отрасль международного права» 
 
 
 
 

                  Подготовила:

                  студентка группы СМ-09-1

                  Неводник  Ольга

 

    План

    1. Понятие, сущность и особенности международного космического права

    2. Источники международного космического права

    3. Объект международного космического  права

    4. Субъекты международного космического права

    Заключение

    Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

    1. Понятие, сущность и особенности международного космического права

    С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов  может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия «правомерная космическая деятельность» и «противоправная космическая деятельность» и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.

    Осуществление всякой деятельности, затрагивающей  интересы других государств, неизбежно  приводит к возникновению международных  правоотношений. Носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях становятся субъекты международного права.

    Признание того, что в процессе космической  деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались «общая заинтересованность человечества в космическом пространстве» и необходимость обсуждения в рамках ООН характера «правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства».

    Разработка  международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства—новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека.

    В резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН «Вопрос об использовании  космического пространства в мирных целях», принятой 13 декабря 1958 г., говорится как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности (стремление использовать космическое пространство исключительно в мирных целях, на благо человечества; необходимость международного сотрудничества в новой области).

    Договор по космосу 1967 года устанавливает режим  космического пространства (ст. I и II) и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса.

    Если  бы нормы и принципы международного космического права относились только к регулированию деятельности в собственно космическом пространстве, то соответствующие правоотношения на Земле, связанные с деятельностью в космическом пространстве, были бы искусственно изъяты из сферы космического права.

    Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности. Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

    Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти  за пределы земной среды в интересах  дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся  небесные тела, территории которых  никому не принадлежат и могут  быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.

    К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она  осуществляется с помощью принципиально  новых средств—ракетно-космической  техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам. 

    2. Источники международного  космического права

    Метод правового регулирования един для МКП и междунаролного права. Этим методом является согласование воль государств относительно содержания конкретного правила поведения и признания его юридически обязательным. Отсюда следует идентичность источников МКП и международного права. Ими являются международный договор и международный обычай.

    Процесс нормообразования в МКП имеет  две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике либо происходит олновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права.

    Основная  роль в процессе образования норм МКП принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы МКП. По мере развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвоащении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами и в других.

    Также к договорным источникам МКП относятся  различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для МКП принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера. 

    Другой  вид источников - обычай. Международный  обычай - это правило поведения, которое в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным субъектами международного общения.  
Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это 2 основополагающих принципа - свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, т.к. они продолжают являться юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая. 

    Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят  рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные позиции государств относительно определенного образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом. 

    Статут  Международного Суда ООН относит  к вспомогательным источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Но следует заметить, что вопросы, связанные с использованием и исследованием космического пространства ии небесных тел, пока не являлись предметом рассмотрения в Международном Суде ООН или третейских судах, т.к. до сих пор между государствами не возникало практических споров относительно применения или толкования положений МКП.

    Вторым  вспомогательным источником являются труды наиболее квалифицированных  юристов, специалистов в области  международного публичного права, и в первую очередь МКП.

    3. Объект международного космического права

    Объектом  международного космического нрава  в самом общем смысле слова  являются правомерные космические  отношения, возникающие между государствами  и создаваемыми ими межгосударственными  космическими организациями. Для уточнения видов таких отношений и их дифференциации возможно использование в известной мере условного понятия предмета отношения как несущего более конкретную информацию.

    В качестве материальных объектов (предметов) можно рассматривать то, что предполагает возникновение космических правоотношений, и в первую очередь, само космическое  пространство, его уникальные особенности  или, условно говоря, «процессы» - невесомость, солнечный ветер, наличие таких  геопозиций, которые дают особые преимущества расположенным на них космическим аппаратам и искусственным спутникам Земли, как геостационарная орбита.

    Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой, по определению юридического подкомитета Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, геометрическую позицию, в которой размещенный объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем, если бы он был размешен в каком-либо ином месте космического пространства.

    Геостационарная орбита относится к категории  ограниченных природных ресурсов, поэтому ее использование должно контролироваться сообществом. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзом электросвязи.

    В соответствии со ст. 1 Устава, принятого  в 1992 г., Международный союз электросвязи распределяет радиочастоты спектра, способствует улучшению использования радиочастот спектра и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников таким образом, чтобы избежать вредных помех между радиостанциями разных стран; ст. 44 обязывает государства «...стараться ограничить количество частот и ширину используемого спектра до минимума, а также использовать... орбиты геостационарных спутников рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите... разным странам».

    Следующая группа объектов представлена широким  спектром естественных небесных тел. Среди этой группы, но уже по другим критериям, следует выделить как тела, имеющие постоянные орбиты, так и не имеющие таковых; тела, относимые наукой к категории «внеземных материалов», достигающие Земли естественным путем, - астероиды, метеоры, метеориты и, принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены.

    Особый  вид объекта (предмета) космических  отношений представляют искусственные  небесные тела, или - космические объекты. В этой категории находятся непилотируемые и пилотируемые космические аппараты, обитаемые и необитаемые орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных небесных телах.

    По  генеральному, для этой группы объектов, признаку - антропогенному происхождению - сюда следует включить все то, что  объединяется этим понятием, т.е. и космический мусор - бездействующие спутники или их части, другие объекты антропогенной деятельности в космосе, представляющие опасность и наносящие ущерб космической среде.

Информация о работе Международное космическое право как самостоятельная отрасль международного права