Международное космическое право как самостоятельная отрасль международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 04:48, реферат

Описание работы

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия «правомерная космическая деятельность» и «противоправная космическая деятельность» и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.

Содержание

1. Понятие, сущность и особенности международного космического права
2. Источники международного космического права
3. Объект международного космического права
4. Субъекты международного космического права
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реферат1.docx

— 33.73 Кб (Скачать)

    По  данным научно-технического подкомитета  Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, в настоящее время вокруг Земли обращается более 10 тыс. объектов, поддающихся наблюдению, и примерно 100 - 150 тыс. таких, которые не могут быть обнаружены существующими ныне средствами; 20% из них являются нефункционирующими спутниками или их частями, остальные - осколками, несущимися в пространстве со средней скоростью 10 км/с. В октябре 1999 г. МКС пришлось маневрировать на орбите из-за угрозы столкновения с отработавшим разгонным блоком американской ракеты-носителя «Пегасус».

    К объектам международного космического права следовало бы отнести также  ряд наземных объектов, без которых  невозможна космическая деятельность: оборудование для запуска, стационарные и передвижные платформы для запуска, в роли которых в практике России выступила подводная лодка в Арктике, центры управления полетами, ангары для хранения и ремонта космической техники. Однако правовое решение вопросов статуса перечисленных объектов отсутствует.

    4. Субъекты международного космического права

    Субъектом международного космического права, с  учетом общих положений международного права, являются государства и образованные ими международные межгосударственные организации. Вместе с тем, в космической деятельности участвуют также физические и юридические лица. Международное право возлагает всю ответственность за их деятельность на соответствующие государства. Эта деятельность регулируется внутренним правом.

    Государства, реально занимающиеся космической  деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые «запускающие» государства и государства регистрации. Космический объект, независимо от его вида, вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 г. Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняется на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих государств. «Запускающее» государство, в том числе участвующее в запуске как член международной организации (например, по Соглашению о создании МКС каждое европейское государство - член Евросоюза и соответственно - ЕКА), рассматривается как европейский партнер, действующий через свою организацию (ст. 5, 6), имеет статус участника, осуществившего запуск, организовавшего запуск, предоставившего территорию, установки, участвовавшего в оснащении космического объекта или давшее экипажу поручение о выполнении какого-либо задания, эксперимента, включившего в состав экипажа своего гражданина или туриста. Определение статуса государства в качестве «запускающего» важно при распределении в случае аварии и причинения вреда.

    Международные межгосударственные организации, участники  космического сотрудничества могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу 1967 г. и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами. В последнее время, публичный характер деятельности межгосударственных космических организаций дополнился частноправовым, коммерческим сегментом, что позволяет говорить о производственно-коммерческом или промышленно-политическом характере ряда межгосударственных космических организаций.

    Выводы

    Учитывая  все вышеизложенное, можно сделать  несколько выводов:

    1) несмотря на свою относительную  молодость, международное космическое право уже оформилось в совершенно самостоятельную отрасль международного права;

    2) несмотря на расплывчатость некоторых  формулировок (или даже отсутствие их) международному космическому праву вполне по силам самостоятельно регулировать все международные отношения, связанные с освоением и использованием космоса;

    3) правовое регулирование международных  отношений, возникающих в связи с освоением космоса, способствует созданию прочной базы международного сотрудничества в освоении космоса. 

 

Список  использованной литературы 

1. Международное морское, воздушное и космическое право. п/р А.П.Мовчан и др. М, Ин-т гос-ва и права РАН, 1992.

2. Курс международного права. М, 1989.

3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 1967. (Из сборника действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, выпуск 25, М, 1972).

4. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. (Указ. сборник, выпуск 29, М, 1975).

5. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. (Указ. сборник, выпуск 34, М, 1980).

6. С.В.Черниченко. Международное право: современные теоретические аспекты. М, МО, 1993.

Информация о работе Международное космическое право как самостоятельная отрасль международного права