Международное космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:44, реферат

Описание работы

Понятие и источники международного космического права
Правовой режим луны и других небесных тел.
Правовой режим космических объектов.
Правовое положение космонавтов.
Международно-правовая ответственность в связи
с деятельностью в космическом пространстве.

Работа содержит 1 файл

мпп3.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    «БАРАНОВИЧСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
     
     
     

    УСРС

    по  дисциплине: «Международное публичное право»

    на  тему: «Международное космическое право» 
     
     

                                                                              Исполнитель: студентка 5 курса                                  факультета экономики и права

                                                                   группа ПХ-52

                                                                    
 
 

Барановичи, 2010

  1. Понятие и источники международного космического права.
 

Международное космическое право - это отрасль  международного права, регулирующая отношения  между его субъектами в связи  с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела, а также регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.

    Международное космическое право, вопреки буквальному  толкованию этого термина распространяется не только на деятельность в самом  космическом пространстве, включая небесные тела, но и на их деятельность и на Земле и в воздушном пространстве Земли в связи с изучением и освоением космоса.

    Объектами международного космического права  являются: космическое пространство (надземное пространство, начиная с высоты около 100 км над уровнем моря), планеты Солнечной системы, Луна, искусственные космические объекты и их составные части, космические экипажи, деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, результаты космической деятельности (например, данные дистанционного зондирования Земли из космоса, материалы, доставленные с небесных тел на Землю и другие).

    Субъектами  международного космического пространства являются субъекты международного публичного права, то есть главным образом это государства и международные межправительственные организации, в том числе, разумеется, и те, которые сами непосредственно космической деятельности не осуществляют.

    Целью МКП является обеспечение и поддержание  международного мира, безопасности и сотрудничества государств, защита суверенных прав государств и интересов всего человечества путем регламентации взаимоотношений субъектов международного права в космической области.

    Метод правового регулирования един для  МКП и междунаролного права. Этим методом является согласование воль государств относительно содержания конкретного правила поведения и признания его юридически обязательным. Отсюда следует идентичность источников МКП и международного права. Ими являются международный договор и международный обычай.

    Основная  роль в процессе образования норм МКП принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы  МКП. По мере развития космической науки  и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами и в других.

    Также к договорным источникам МКП относятся  различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти  соглашения специального характера  основываются на общих для МКП принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.

    Другой  вид источников - обычай. Международный  обычай - это правило поведения, которое  в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным субъектами международного общения.

    Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят  рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные  позиции государств относительно определенного  образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом.

    Статут  Международного Суда ООН относит  к вспомогательным источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Но следует заметить, что вопросы, связанные с использованием и исследованием космического пространства ии небесных тел, пока не являлись предметом рассмотрения в Международном Суде ООН или третейских судах, т.к. до сих пор между государствами не возникало практических споров относительно применения или толкования положений МКП.

    Вторым  вспомогательным источником являются труды наиболее квалифицированных  юристов, специалистов в области  международного публичного права, и  в первую очередь МКП.  

    2.Правовой  режим луны и  других небесных тел. 

     Естественные небесные тела: доктрина выделяет в первую очередь те из них, которые не заселены другими цивилизациями. Со своей стороны земля не неоднократно отправляли в дальний космос послания к другим цивилизациям и активно участвуют в поисках их сигналов. Среди этой группы, но уже по другим критериям, следует выделить как тела, имеющие

постоянные  орбиты, так и не имеющие таковых; тела, относимые наукой к категории  «внеземных материалов», достигающие Земли естественным путем, — астероиды, метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены. Правовой статус последних, включая так называемые процессы, определяется только императивными нормами отрасли и нуждается в конкретном правовом регулировании.

     Особый  вид объекта (предмета) космических отношений представляют искусственные небесные тела, или, следуя более приближенному к нам, но весьма условному определению, — космические объекты.

     В этой категории находятся непилотируемые и пилотируемые космические аппараты, обитаемые и необитаемые орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных небесных телах. По генеральному для этой группы объектов признаку — антропогенному происхождению — сюда следует включить все то, что объединяется этим понятием, т. е. и космический мусор — бездействующие спутники или их части, другие объекты антропогенной деятельности в космосе, представляющие опасность и наносящие ущерб космической среде. По данным научно-технического подкомитета Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, в настоящее время вокруг Земли обращается более 10 тыс. объектов, поддающихся наблюдению, и примерно 100— 150 тыс. таких, которые не могут быть обнаружены существующими ныне средствами; 20% из них являются нефункционирующими спутниками или их частями, остальные — осколками, несущимися в пространстве со средней скоростью 10 км/с. В октябре 1999 г. МКС пришлось маневрировать на орбите из-за угрозы столкновения с отработавшим разгонным блоком американской ракеты-носителя «Пегасус». 
 

3.Правовой  режим космических объектов. 

       Следствием  деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел — пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием «космический объект» или «аэрокосмический объект». Находясь в космическом пространстве, они подчиняются действующему в космосе правопорядку, о котором было сказано ранее. Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты — установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел.

       Тем не менее их режим имеет ряд  особенностей. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:

       1) внесения его в национальный  регистр и далее — в Реестр  Генерального секретаря ООН;

       2) нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику. Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

       С повышением веса груза и общего веса космических объектов с учетом топлива для выхода на орбиту — «Шаттл» способен доставлять в космос до 30 т груза, планируемая для полета на Марс в будущем десятилетии станция будет весить примерно 700 т — площадь, подвергающаяся загрязнению, будет увеличиваться.

       Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам. Положения о защите права собственности включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, США и Японией. Уникальность последнего заключается не только в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы или оборудование космической станции, но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им космические элементы и соответственно распространяет на них свое национальное законодательство. 
 

4.Правовое положение космонавтов. 

Институт  статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о  спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции «Мир» побывал 61 иностранец.

Космонавтом —  членом космического экипажа считается:

1) гражданин  одного из участвующих в запуске  государств;

2) выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

До появления  Соглашения о МКС было принято  считать, что космонавт — член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Соглашения 1998 г. государство — участник Соглашения сохраняет юрисдикцию и контроль над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами. Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.

В целом  же космонавты рассматриваются как  посланцы всего человечества, что  возлагает на государства следующие  обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций. 
 

5. Международно-правовая ответственность в связи

с деятельностью в  космическом пространстве. 

     Несмотря  на то что доктрина конца XX в. все  более склонялась к концепции автономизации отраслевой ответственности, общие положения отрасли ответственности в международном праве, касающиеся квалификации правонарушений, видов и форм ответственности, случаев освобождения от ответственности, применимы и к космическому праву. Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям (преступлениям) относятся: развязывание и ведение военных действий в космосе; превращение космоса в театр войны или военных действий иным образом, несовместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитаризация космоса (например, испытания ядерного оружия, размещение на небесных телах баз и сооружений военного характера, вывод на околоземную или окололунную орбиты объектов с оружием массового уничтожения; военное или иное любое применение средств воздействия на космос, которое может иметь широкие, долгосрочные или сопоставимые с ними серьезные последствия, используемое в качестве способов разрушения, нанесения ущерба, причинения вреда любому другому государству).

Информация о работе Международное космическое право