Международное право окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:44, курсовая работа

Описание работы

Благоприятная природная среда – такое состояние природных объектов, формирующих созданную человеком окружающую среду, а также качество жизни и условий, которое соответствует законодательно установленным стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства
Охрана окружающей природной среды – деятельность по сохранению и восстановлению (если оно нарушено) благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению ее деградации в процессе общественного развития, поддержанию экологического равновесия.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды
1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
1.2 Объекты международно-правовой охраны окружающей среды
1.3 Принципы международного права окружающей среды
Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды
Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды
3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения
3.2 Международный экологический суд
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ 2.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

     г) Сельскохозяйственная и продовольственная организация  объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной  и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических  ресурсов и т.д.

     л) Международная  морская организация (ИМО) занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует в разработке международных  конвенций, но борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.

е) Всемирная метеорологическая  организация ООН (ВМО) исследует  воздейст

вие человека на природу  и климат планеты посредством  ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.

     Международные неправительственные (общественные) организации экологической  направленности. Кроме движения «Гринпис» в мире действуют такие международные экологические неправительственные объединения, как «Экология», «Зеленый крест» и другие.

     Более известны такие международные неправительственные  организации экологической направленности, как Международный союз охраны природы  и природных ресурсов - МСОП, Всемирный  фонд диких животных - ВФДЖ, Международный  совет по праву окружающей среды - МСПОС и др.

     Основным  нормотворцем в международном праве  является государство. Именно поэтому  роль неправительственных природоохранительных организаций в международном  нормотворчестве ограничена. Однако крупнейшая из них - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, используя консультативный статус при некоторых органах и учреждениях  ООН, имеет возможность официально представлять собственную точку  зрения на проекты документов, рассматриваемых  на международных конференциях, в  межправительственных органах5.

      Одной  из развитых форм международного  сотрудничества в сфере охраны  окружающей среды являются конференции,  двусторонние и многосторонние, правительственные и неправительственные.  Ежегодно в мире проводятся  сотни, а то и тысячи конференций  по экологическим вопросам. В  зависимости от целей они служат  средством обмена опытом природоохранительной  деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем.

     Особый  интерес и особое международное  значение имеют две конференции, проведенные под эгидой ООН.

     Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг., Генеральная Ассамблея  ООН выступила с инициативой  о проведении международной конференции, на которой были бы обсуждены и  выработаны международные меры по ограничению  загрязнения окружающей человека среды. В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская  конференция ООН по проблемам  окружающей человека среды, которая  приняла Декларацию принципов и  План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН  и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.

     В целом  эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права  окружающей среды и активизации  международного природоохранительного  сотрудничества.

     Тем не менее, несмотря на предпринимаемые  на национальном и международном  уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской  конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала  в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила  перед ней задачи:

     • предложить долгосрочные стратегии в области  окружающей среды, которые позволили  бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;

     • рассмотреть  способы и средства, используя  которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.

     Результатом деятельности Международной комиссии, которую возглавляла премьер-министр  Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием  «Наше общее будущее» (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)

     Основной  вывод данной Международной комиссии состоял в необходимости достижения устойчивого социально-экономического развития, при котором решения  на всех уровнях принимались бы с  полным учетом экологических факторов. Выживание и дальнейшее существование  человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды. Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

     По  инициативе Генеральной Ассамблеи  ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, т.е. через 20 лет после Стокгольмской  конференции, была созвана Конференция  ООН по окружающей среде и развитию. Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной  комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось  этой Конференции, свидетельствуют  ее масштабы и уровень. В Конференции  участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных  международных организаций. 114 делегаций  возглавлялись главами государств и правительств.

     На  Конференции в Рио обсуждались  многие вопросы, главные из которых  касались трех важных документов: Декларации по окружающей среде и развитию, долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка  дня на XXI век»), принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

     Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции — «О биологическом  разнообразии» и «Об изменении  климата».

     «Повестка дня на XXI век» посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем.

     Повестка  содержит 4 раздела: социальные и экономические  аспекты (национальная политика и международное  сотрудничество в целях ускорения  устойчивого развития в развивающихся  странах, борьба с нищетой, изменение  структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды  и развития в процессе принятия решения); сохранение и рациональное использование  ресурсов в целях развития (защита атмосферы, комплексный подход к  использованию земельных ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования  токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные  вещества); укрепление роли основных групп  населения (глобальные действия в интересах  женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий трудящихся, профсоюзов и других неправительственных организаций и др.); средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических проблем).

     «Повестка дня на XXI век» была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.

     Для реализации Повестки в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать  развитые страны развивающимся. Участники  Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие  годы будут предоставлять развивающимся  странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства  Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено  выполнение международных финансовых обязательств.

     Основным  инструментом организационно-финансового  механизма реализации Повестки является Комиссия по окружающей среде и развитию, договоренность о создании которой  достигнута на Конференции в Рио.

     Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, — первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно  учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и  культурной среды, так и использования  деревьев и других форм лесной жизни  для целей экономического развития.

     В заявлении  утверждается, что леса с их сложными экологическими процессами необходимы для экономического развития и поддержания  всех форм жизни. Леса служат для получения  древесины, пищи и лекарств, а также  являются сокровищницей многих биологических  продуктов, которые еще не открыты. Они являются хранилищами воды и  углерода, который мог бы в противном  случае попасть в атмосферу и  превратиться в газ, вызывающий парниковый эффект. Леса — это дом для  многих видов дикой природы. Кроме  того, они, с их мирной зеленью и  ощущением вечности, удовлетворяют  культурные и духовные потребности  человечества.

     Закрепленные  в Заявлении принципы в отношении  лесов включают следующее: всем странам  следует принимать участие в  «озеленении мира» посредством  посадки и сохранения лесов; страны имеют право использовать леса для  нужд своего социально-экономического развития. Такое использование следует основывать на национальной политике, соответствующей задачам устойчивого развития; леса следует использовать таким образом, чтобы удовлетворять социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности современного и будущих поколений; выгоды от продукции биотехнологии и генетических материалов, полученных за счет леса, следует на взаимно согласованных условиях разделить со странами, в которых находятся эти леса; посаженные леса являются экологически приемлемыми источниками возобновляемой энергии и промышленного сырья. В развивающихся странах особенно важным является использование древесины в качестве топлива. Эти потребности должны удовлетворяться на основе рационального использования лесов и посадки новых деревьев; национальные программы должны защищать уникальные леса, включая старые леса, а также леса, имеющие культурную, духовную, историческую или религиозную ценность; странам необходимы планы рационального ведения лесного хозяйства, основанные на безопасных для окружающей среды рекомендациях6.

       В соответствии со статьей  92 Закона «Об охране окружающей  природной среды» «Принципы международного  сотрудничества в области охраны  окружающей природной среды»  Российская Федерация исходит  в своей политике в области  охраны окружающей природной  среды из необходимости обеспечения  всеобщей экономической безопасности  и развития международного природоохранного  сотрудничества в интересах настоящего  и будущего поколений и руководствуется  следующими принципами:

  • каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
  • каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; едопустимы любые виды хозяйственной  и иной деятельности, экологические  последствия которой непредсказуемы; должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях  за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных  ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий; государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях; все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

     Таким образом, Россия признает приоритет  международных правовых норм в сфере  охраны окружающей природной среды.

     Охрана  окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:

     - с  другими странами СНГ;

     - со  странами Балтии;

     - с  восточноевропейскими странами;

     - с  индустриально развитыми государствами;

     - с  развивающимися странами.

     Объекты охраны окружающей среды делятся  на: находящиеся в пользовании  всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан); используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево  моря); используемые двумя государствами (как правило, пограничные объекты - реки Дунай и Амур, мигрирующие  животные)7.

Информация о работе Международное право окружающей среды