Международное право окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:44, курсовая работа

Описание работы

Благоприятная природная среда – такое состояние природных объектов, формирующих созданную человеком окружающую среду, а также качество жизни и условий, которое соответствует законодательно установленным стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства
Охрана окружающей природной среды – деятельность по сохранению и восстановлению (если оно нарушено) благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению ее деградации в процессе общественного развития, поддержанию экологического равновесия.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды
1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
1.2 Объекты международно-правовой охраны окружающей среды
1.3 Принципы международного права окружающей среды
Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды
Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды
3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения
3.2 Международный экологический суд
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ 2.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

     Российская  Федерация участвует более чем  в 50 международных природоохранных  договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов  и стала участницей подписания исторических международных соглашений:

     - Конвенции  о запрещении военного или  любого другого враждебного использования  средств воздействия на природную  среду (1977 г.)

     - Договора  о принципах деятельности государств  по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются  Конвенция о трансграничном загрязнении  воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного  моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция  о трансграничном воздействии  промышленных аварий (1992 г.), Конвенция  о международной торговле видами  дикой флоры и фауны, находящимися  под угрозой исчезновения (1973 г.) и др.

     В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили  межправительственное соглашение о  взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств - участников соглашения подписали  Протокол о создании и полномочиях  Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной  деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат  Совета. Деятельность Секретариата фиксируется  Межгосударственным экологическим  фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального  дохода каждой из стран. Основной задачей  фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом  был утвержден перечень самых  уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская  зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро  Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье. В настоящее время  разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании  мигрирующих видов птиц и млекопитающих  и мест их обитания; о редких, находящихся  под угрозой исчезновения видах  животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.

     На  очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство  США выразило готовность оказать  техническое содействие и поддержку  конкретным российским природоохранным  проектам - это сотрудничество по проблемам  озера Байкал; управление качеством  воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.

     Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды  по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и  г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке  сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

     Глава 3. Международные правонарушения в  области окружающей среды.

     3.1 международная ответственность за экологические правонарушения.

     Проблема  международной ответственности  государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в  доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка. Под международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий.

     Основанием  применения международной ответственности  служит экологическое правонарушение, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого  на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства  и т.п.

     Важным  элементом международного экологического правонарушения служит причинно-следственная связь между противоправным поведением субъекта международного права и  причиненным экологическим ущербом. Существенное значение имеет вина правонарушителя. Одновременно в современной международной  практике применяется и безвиновная  или объективная (strict liability) ответственность.

     В соответствии с международными нормами права  окружающей среды международные  экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого  нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для  защиты окружающей среды, — такого, как обязательство, запрещающее  массовое загрязнение атмосферы  или морей.

     Всякое  международно-правовое деяние, которое  не является международным преступлением, признается международным деликтом, или ординарным правонарушением.

     В международном  праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством  репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или  ресторации, т.е. восстановления нарушенного  состояния природной среды. Международная  практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной  среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

     Нематериальная (политическая) ответственность применяется  в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических  и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

     Характерно  то, что лишь немногие международные  конвенции, договоры и соглашения предусматривают  меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические  правонарушения. В некоторых международных  актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность  регулируется достаточно подробно8.

     Так, Брюссельская конвенция о гражданской  ответственности за ущерб от загрязнения  нефтью (1969 г.) установила объективную  ответственность судовладельца  за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных  водах прибрежного государства  судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в  коммерческих целях. Собственник судна  отвечает за всякий ущерб от загрязнения  моря, который явился результатом  утечки или слива нефти.

     Данная  Конвенция предусматривает обязательное страхование ответственности за ущерб от загрязнения при перевозке  судном более 2000 т нефти наливом. В качестве альтернативы страхованию  Конвенция дает владельцу судна  возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру, гарантию банка  или свидетельство, выданное международным  компенсационным фондом, на сумму, соответствующую  пределу ответственности, установленному Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается свидетельство. При его отсутствии судну может  быть запрещено заходить или покидать порт государства — участника  Конвенции.

     В Брюссельской конвенции установлен предел ответственности, равный 210 млн. условных золотых франков (2 тыс. франков за 1 регистровую тонну  вместимости судна).

     Женевская конвенция о гражданской ответственности  за ущерб, причиненный при перевозке  опасных грузов автомобильным, железнодорожным  и внутренним водным транспортом (1989 г.), установила, что за ущерб, причиненный  любым опасным грузом в ходе его  перевозки, с момента инцидента  ответственность несет перевозчик. Как и по Брюссельской конвенции, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб явился результатом  военных действий, враждебных действий или стихийного явления; вызван действием  третьих лиц с намерением причинить  ущерб.

     Особый  пример возложения международной ответственности  за вред, причиненный природной среде, представляет ответственность, применяемая  вследствие военных действий.

     В практической деятельности мирового сообщества возникают  экологические споры, требующие  разрешения международными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе  Международного суда ООН (Гаага) создана  «камера по экологическим вопросам».

     По  инициативе группы юристов на учредительной  конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный  суд экологического арбитража и  примирения (Международный экологический  суд). Он является неправительственной  организацией. Первый состав судей  включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.

     Деятельность  Международного экологического суда регулируется его ус

тавом, в соответствии с которым суд разрешает международные  споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в  трех формах:

     а) путем  консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации;

     б) путем  примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной  ситуации, которое устраивает обе  стороны. Решение может быть оформлено  в виде соглашения, исполняемого добровольно  на взаимной основе;

     в) путем  проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны  заранее признают для себя обязательным.

     Рассмотрение  споров в Международном экологическом  суде основано на принципах третейского  суда. Стороны сами принимают решение  об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более  судей для рассмотрения дела.

     Круг  лиц, которые могут обращаться в  Международный экологический суд, неограничен. Это могут быть частные  лица, общественные организации, государственные  органы, включая правительства.

     Международный экологический суд может рассматривать  широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства  и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или  прекращением экологически вредной  деятельности. Он рассматривает также  споры, касающиеся использования и  охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых других — споры о защите экологических прав граждан.

     Рассмотрение  дел в Международном экологическом  суде основано на

международном праве  окружающей среды, национальном законодательстве

сторон, на прецедентах.

                                                        Заключение 

     Наше  поколение стало свидетелем драматических  событий, которые изменили природу  отношений человека с окружающей его средой. Стремитель-

ный  рост народонаселения  Земли, а также НТП способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду.

     Проблемы  охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или  регионов – они приобрели глобальный характер. Необходимость их решения  в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды. Объективные законы природы  определяют экологические требования. Окружающая нас среда представляет собой единое целое, составную часть  планетарной экологической системы. Например, в результате вредных выбросов промышленности одной страны выпадают кислотные дожди в другой стране, поскольку страны связаны неразрывными экологическими связями, что в конечном счете ведет к изменению планетарных  процессов жизни на Земле. Развитие международного законодательства в  области охраны окружающей среды  обусловлено проблемами разрастающегося  экологического кризиса.

     В результате хозяйственной деятельности происходит усиление парнико

вого эффекта. Удвоение содержания углекислого газа в атмосфере  станет причиной всеобщего повышения  температуры, которое, в свою очередь, приведет к внезапному катастрофическому  изменению климатического состояния  Земли. Подъем температуры увеличит содержание водяных паров в атмосфере, усугубляя парниковый эффект и тем  самым ускоряя этот процесс.

     Серьезную озабоченность вызывают подъем уровня моря и возможность затопления целых  регионов в различных частях планеты. Если последние прогнозы ученых подтвердятся, то величайшее опустошение угрожает таким странам, как Бангладеш, Индия, Египет, Индонезия, Пакистан, Таиланд, Китай. К несчастью, данный список не является исчерпывающим.

     Весьма  опасно бесконтрольное уничтожение  лесов, а особенно тропических лесов  вблизи экватора. Леса эти представляют собой важнейшие источники многообразия флоры и фауны на Земле. Они — легкие нашей планеты. Но в то же время и наиболее уязвимы среди всех экосистем на Земле. Считается, что не менее половины известных науке живых организмов обитает в тропических лесах, и они не способны существовать ни в какой иной живой среде.

Информация о работе Международное право окружающей среды