Международного морского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:22, реферат

Описание работы

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирования, называемую международным морским правом.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.07 Кб (Скачать)

 Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т. д. Обычно государства заключают между собой договоры о торговле и мореплавании, которые определяют порядок захода и правовой режим пребывания в портах торговых судов договаривающихся государств. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима (предоставление режима, которым пользуются отечественные суда) либо наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо наиболее благоприятствуемого третьего государства). 

 Разрешение  уголовных дел, касающихся моряков  и других лиц, находящихся на  борту иностранных судов при  пребывании их в портах, и гражданских дел, связанных с самими указанными судами, их экипажами и пассажирами, относится к компетенции судебных учреждений прибрежного государства. Обычно власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции в отношении моряков иностранных торговых судов в тех случаях, когда это не вызывается интересами прибрежного государства, то есть когда правонарушения, совершенные на борту иностранного торгового судна, не носят тяжкого характера, не затрагивают интересов граждан прибрежного государства, не нарушают общественного спокойствия или общественного порядка в нем или его безопасности, не затрагивают интересов лиц, не принадлежащих к составу экипажа данного судна. 

 Согласно  международному обычаю и практике  государств, во внутренних водах  на иностранных судах внутренний  распорядок (в частности, отношения  между капитаном и экипажем  судна) регулируется законами  и правилами страны, флаг которой  несет судно. 

 В 1965 году  была заключена Конвенция по  облегчению международного судоходства,  которая содержит рекомендованные  стандарты и практику для упрощения  и уменьшения формальностей и  документов, касающихся захода судов  в иностранные порты, пребывания  в них и выхода из них. 

 Военные корабли,  законно находящиеся в иностранном  порту, пользуются иммунитетом  от юрисдикции прибрежного государства.  Но они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также соответствующие нормы международного права (запрещение угрозы силой или ее применения, невмешательство и др.). 

 Государственные  морские невоенные суда, в том  числе и торговые, на основе  исторически сложившегося давнего  обычая также пользовались иммунитетом  от иностранной юрисдикции на  море. Однако Женевские конвенции  1958 года о территориальном море  и прилежащей зоне, а также  об открытом море, равно как  и Конвенция ООН по морскому  праву 1982 года, в отличие от  указанного обычая, признают иммунитет  лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях. 

 Законодательство  ряда государств, в частности  США, также включает существенные  ограничения иммунитета иностранных  государственных торговых судов.  В то же время в ряде заключенных  СССР двусторонних договоров  по вопросам торгового судоходства  (с Ганой, Анголой и некоторыми другими странами) имелись положения о признании иммунитета за всеми государственными судами. 
 

Реферат: "Международное  морское право"

Внутренние  морские воды.  

Внутренние морские  воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой  линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские  воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. К внутренним морским водам относятся воды портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль, если эта линия превышает указанное расстояние, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству (например, залив Петра Великого и пролив Карские ворота относятся к внутренним водам России); воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (используются когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов). 

Правовой режим  внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние вод и порты пребывания в них и выхода из них. Национальные правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства  обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках. 

Иностранные суда входят во внутренние воды и порты  по разрешению. Иностранные невоенным  судам по общему правилу разрешается  свободно заходить в объявленные  открытыми порты; военные корабли  иностранных государств обычно заходят  во внутренние воды на основе разрешения (приглашения) иностранного государства. 

Без разрешения осуществляется вынужденный заход  иностранных военных судов, вызванный  чрезвычайными обстоятельствами, - несчастный случай, авария, стихийное  бедствие, необходимость оказания срочной  медицинской помощи, доставка спасенных  на море людей и пр.

Территориальное море и прилежащая зона. 

Территориальное море – это морской пояс, примыкающий  к сухопутной территории и внутренним водам государства и находящийся  под суверенитетом прибрежного государства. 

Государство устанавливает  ширину территориального моря, не превышающую 12 морских миль[1] . Нормальной исходной линией для отсчета ширины территориального моря является линия наибольшего  отлива[2] . В местах, где береговая  линия глубоко изрезана или вдоль  берега имеется цепь островов, допускается определение ширины территориального моря с использованием метода прямых исходных линий[3] . Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия, если иное не будет установлено международным договором. 

В отличие от внутренних вод, судам иностранных  государств предоставляется право  мирного прохода через территориальное  море[4] . Проход должен быть непрерывным  и быстрым, не нарушать мир, добрый порядок  или безопасность прибрежного государства (например, осуществляющее право мирного прохода судно не может вести пропаганду, имеющую целью посягательство на оборону и безопасность прибрежного государства, рыболовную, исследовательскую или гидрографическую деятельность, любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу)[5] . 

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода  через территориальное море, обязаны  соблюдать установленный в нем  Конвенцией ООН по морскому праву  и национальным законодательством  прибрежного государства (в частности, об охране окружающей среды) правовой режим[6]   Прибрежное государство  в случае необходимости и с  учетом безопасности судоходства вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в своем территориальном море[7] . 

В прилежащей к  территориальному морю зоне (шириной  не более 24 морских миль от исходных линий территориального моря) прибрежное государство вправе осуществлять таможенный, фискальный, иммиграционный, санитарный контроль, контроль за соблюдением режима территориального моря[8] .

Открытое море. 

К открытому  морю относятся все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное  море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды[9] . 

Международное право провозглашает свободу  открытого моря для всех государств как прибрежных, так и не имеющих  выхода к морю, включая свободу  судоходства, свободу полетов, свободу  прокладывать подводные кабели и  трубопроводы, свободу возводить  искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу  научных исследований, с ограничениями, установленными нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН  по морскому праву, с учетом заинтересованности других государств в пользовании свободой открытого моря[10] . 

На государства  в открытом море возложен ряд универсальных  обязанностей, в частности, обязанность  оказания помощи на море, обязанность  предпринимать эффективные меря для предотвращения перевозки рабов  на судах, обязанность сотрудничать в пресечении пиратства, обязанность  сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными  веществами, обязанность сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря, обязанность предпринимать необходимые меры и сотрудничать с другими государствами в принятии необходимых для сохранения живых ресурсов моря мер[11] . 

Для осуществления  этих обязанностей военный корабль  вправе осмотреть встреченное в  открытом море судно, только если это  судно не является военным кораблем другого государства либо судном, принадлежащим другому государству (эксплуатируемым им) и состоящим  на некоммерческой государственной службе[12] .

Исключительная  экономическая зона. 

Исключительная  экономическая зона представляет собой  морской район, находящийся за пределами  территориального моря и прилегающий  к нему, шириной не более 200 морских  миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря[13] . Прибрежное государство обладает рядом суверенных прав в своей исключительной экономической  зоне, в соответствии с нормами  международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством.  

Прибрежное государство  в исключительной экономической  зоне обладает суверенными правами  в целях разведки, разработки и  сохранения природных ресурсов, юрисдикцией в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды[14] . Например, в отношении искусственных островов, установок и сооружений, прибрежное государство обладает исключительным правом на их сооружение, а также разрешает и регулирует их создание, эксплуатацию и использование в своей экономической зоне[15] . В отношении живых ресурсов прибрежное государство определяет их допустимый улов в своей исключительной экономической зоне[16] . 

Делимитация исключительной экономической зоны между государствами  с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем[17] .

Континентальный шельф. 

Континентальный шельф прибрежного государства  включает в себя морское дно и  недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий территориального моря и не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты) или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние[18] . Так что обычно континентальный шельф представляет собой дно под такими морскими пространствами как внутренние воды, территориальное море и исключительная экономическая зона, или немного выдается в открытое море. 

Прибрежное государство  осуществляет над континентальным  шельфом суверенные права целях его разведки и разработки его природных ресурсов[19] , в соответствии с международным правом, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством. В частности, прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей[20] . На континентальном шельфе действует свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов[21] . 

Делимитация континентального шельфа между государствами с  противолежащими или смежными побережьями  осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем[22] .

Проливы и международные  каналы. 

Проливы: 

Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным  морем другого государства, применяется  право мирного прохода в порт прибрежного государства (например, Мессинский пролив около Сицилии). 

Проливы, используемые для международного судоходства  между одной частью открытого  соря (исключительной экономической  зоной) и другой частью открытого  моря (исключительной экономической  зоной), применяется право мирного  прохода через территориальное  море прибрежного государства (например, Гибралтарский пролив, соединяющий  Средиземное море с Атлантикой). 

Информация о работе Международного морского права