Международно-правовая борьба с пытками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:49, научная работа

Описание работы

Еще в древние времена применение пыток было лучшим средством наказания, устрашения и получения необходимых признаний. В свое время широкое применение это нашло в юрисдикции Древнего Рима. В средние века применение пыток было неразрывно связано с розыскной формой уголовного процесса и феноменом Инквизиции. В XX веке пытки вошли в широкое употребление с возникновением и упрочением тоталитарных, диктаторских и прочих репрессивных режимов.

Работа содержит 1 файл

НР.doc

— 115.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

На тему: «Международно-правовая борьба с пытками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса специальности международное право Букетова А.М.


Введение

Еще в древние времена применение пыток было лучшим средством наказания, устрашения и получения необходимых признаний. В свое время широкое применение это нашло в юрисдикции Древнего Рима. В средние века применение пыток было неразрывно связано с розыскной формой уголовного процесса и феноменом Инквизиции. В XX веке пытки вошли в широкое употребление с возникновением и упрочением тоталитарных, диктаторских и прочих репрессивных режимов. Пытки представляют собой одно из нарушений прав человека, вызывающих сегодня наибольшую тревогу мирового сообщества. Пытки применяются в качестве наказания, с целью получить сведения или вынудить признание, но главным образом для устрашения, чтобы удерживать в состоянии шока и бездействия не только отдельных людей, но и все общество. Целью пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания является причинение жертве максимально возможную боль, не допуская, однако, ее смерти, и сломить человека как личность; таким образом, пытка как инструмент репрессий служит недвусмысленным предупреждением тем, кто находится в политической, социальной или религиозной оппозиции. Пытки могут быть мощным орудием в борьбе против демократии. Пытки - это средство, к которому власти прибегают для того, чтобы сломить и уничтожить людей, добивающихся улучшения жизненных условий и политических перемен у себя на родине. Пытки наносят человеку глубочайшие травмы. К физическим методам пыток относятся: удушение путем погружения в загрязненную воду; избиения, в том числе нанесение ударов по голым ступням; пытки электрическим током; который пропускается через самые чувствительные участки тела, включая зубы и гениталии; выдергивание ногтей; подвешивание и сидение в неудобном положении. К психическим методам пыток относятся: инсценировка казни, присутствие при пытках, принуждение к участию в пытках, изоляция. Необходимо подчеркнуть, что долговременные психические последствия пыток нередко превосходят физические повторяющиеся кошмарные сновидения, чувство ужаса, стыда, и вины, ощущение измененного «Я» могут преследовать жертву годами после нанесения травмы; все это отражается на отношениях в семье и с друзьями и не дает человеку возможности вести нормальную жизнь. Последнее десятилетие ХХ века выявило неспособность международного сообщества уничтожить институт пытки. Конфликты в Косово, Восточном Тиморе, Руанде сопровождались применением пыток в качестве подавления, запугивания и уничтожения как отдельных людей, так и общества в целом. В то же время, и с гораздо большим размахом, пытки продолжали использоваться во многих и многих странах, втайне от средств массовой информации и от широкой общественности, в обстановке полной безнаказанности. Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках ежегодно получает информацию об актах пыток из 60-80 стран, что составляет более трети всех государств-членов ООН. Кроме того, по оценкам специалистов, пытки перенесли от 20 до 30 % всех беженцев.

 

Нормативное закрепление определения пыток, жестокого и бесчеловечного или унижающего обращения и наказания в актах ООН

 

В целях развития нормативного содержания отдельных, но в то же время безусловно значимых норм Международных пактов о правах человека, запрещающим негуманное обращение со всеми индивидами, 9 декабря 1975 г. резолюцией ГА ООН 3452 /ХХХ/ была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В п. 2 ст. 2 Декларации было дано определение понятию «пытка», которая «представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания». А также в соответствии со ст. 3 провозглашались недопустимость терпимого отношения к пыткам со стороны государств и необходимость принятия всех возможных мер по их недопущению  в отношении всех лиц и, в первую очередь, лишенных свободы в любой форме. С этой целью Декларацией предлагалось принимать государствами эффективные законодательные меры и систематически рассматривать практику обращения с заключенными.

Ст. 5 Декларации в продолжение выше отмеченных норм гласит, что подготовка персонала, стоящего на страже соблюдения закона, и «подготовка других официальных лиц, которые могут нести ответственность за лиц, лишенных свободы, должна обеспечить такое положение, при котором полностью учитывалось бы запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания».

Вместе с тем важно подчеркнуть, что в приведенное в Декларации толкование пытки не включаются боль или страдание, «возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому, или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами (ст. 1). Декларация в конечном итоге привела к принятию другого, но уже юридически обязательного для государств международного договора. Если быть конкретнее, то, спустя два года, Генеральная Ассамблея ООН просила Комиссию по правам человека разработать проект Конвенции в свете принципов, изложенных в вышеупомянутой декларации. Комиссии потребовалось семь лет для составления текста, и в марте 1984 г. проект Конвенции был представлен Генеральной Ассамблее для принятия. Согласно Резолюции 39/46 от 10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Она вступила в силу 26 июня 1987 г., став тем самым документом, содержащим важные  международно-правовые обязательства (стандарты) для государств-участников Конвенции. По состоянию на 2010 год Конвенцию против пыток ратифицировали (или присоединились к ней) 147 государств-членов ООН, в том числе и Республика Казахстан.

Конвенция предусматривает, что государства-участники долж­ны рассматривать пытки в соответствующем национальном законодательстве как преступления. Она недвусмысленно запрещает любые ссылки в оправдание пыток на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти» или «исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, включая состояние войны или угрозу войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение» (п.п. 2, 3 ст. 2).

Согласно ст. 1 Конвенции пытка означает «любое действие, которым какому-либо лицу причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия». Конвенция предусматривает также возможность проведения международного расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки. Такое расследование может включать посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток, созданного в соответствии с Конвенцией.

В соответствии с Конвенцией контроль за тем, чтобы ни в одном государстве не применялись пытки, осуществляет специально созданный орган – Комитет против пыток, в который могут обращаться граждане. В рассматриваемом документе предусмотрен ряд условий, при которых право на защиту от пыток может быть реализовано. Так, например, в соответствии со ст. 21, Комитет уполномочен рассматривать вопрос только после того, как он удостоверится, что все доступные национальные средства защиты были исчерпаны. К сожалению, в Конвенции закреплен добровольный порядок признания полномочий Комитета, и то государство, которое не заявляет соответствующего признания его компетенции, лишает своих граждан возможности обращаться в жалобами в Комитет. Казахстан в 2008 году ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток,  также признал юрисдикцию Комитета ООН против пыток. Комитет против пыток дал возможность нашим гражданам обращаться в международный орган с индивидуальными жалобами. Пусть эти механизмы еще не проявили себя в действии, но это большой шаг вперед в вопросе искоренения пыток в Казахстане. После признания Казахстаном компетенции Комитета по предупреждению пыток, члены Комитета по предупреждению пыток могут осуществлять посещения всех мест содержания под стражей. Цель такого визита - улучшить защиту задержанных от жестокого обращения и пыток. Одна из задач Комитета по предупреждению пыток - убедиться, что полиция компетентно и ответственно выполняет свой долг. Комитет по предупреждению пыток не ставит своей целью заклеймить или раскритиковать государство или полицию. Его цель - помочь государству сделать так, чтобы обращение с лицами, лишенными свободы не сводилось к пыткам или жестокостям. 

Учитывая то обстоятельство, что целью Конвенции является ограждение человека от бесчеловечного и жестокого обращения или обеспечение защиты от пыток как международно-наказуемого преступления, важно в то же время заметить, что она идет значительно дальше некоторых вышеотмеченных международных документов – Международного пакта о гражданских и политических правах и одноименной Декларации. Согласно Конвенции, государства-участники обязаны принимать активные законодательные, административные, судебные и другие меры для предотвращения пыток (ст. 1); придерживаться принципа невыдачи, если есть основания подозревать, что выданное лицо будет подвергнуто пыткам (ст. 3); гарантировать жертвам пыток право на обращение с жалобой и ее незамедлительное и беспристрастное рассмотрение компетентными органами, обеспечивать защиту истцов и свидетелей (ст. 13); исключать из рассмотрения показания или заявления, полученные под пыткой (ст. 15); выплачивать компенсацию жертвам и их иждивенцам (ст. 14).

Цель Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания 2002 года заключается в создании системы регулярных посещений осуществляемых независимыми международными и национальными органами экспертов мест лишения свободы, с целью предупреждения пыток и других форм жестокого обращения. Ассоциация по предотвращению пыток является международной неправительственной организацией. Ей принадлежит центральная роль в реализации данного Протокола. Этот новаторский двусторонний подход, предусматривающий учреждение нового международного органа – Подкомитета при Комитете против пыток – и налагающий на государства-участники обязательство иметь соответствующие превентивные механизмы на национальном уровне, предлагает новое средство для предотвращения пыток.

Еще один универсальный документ, на который нельзя не обратить внимание в контексте рассмотрения Конвенции ООН против пыток 1984 г., это так называемые Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Они основываются на Токийской декларации Всемирной медицинской ассоциации, принятой в 1975 г. и в дальнейшем положены в основу Этического кодекса, разработанного Советом международных медицинских организаций по просьбе Всемирной Организации Здравоохранения. В этом документе, в развитие  рекомендаций МСП о медицинском обслуживании заключенных и, что самое важное, в целях содействия выполнению положений Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,  закрепляются 6 основополагающих принципов, которыми должны руководствоваться медицинские работники, осуществляющие медицинское обслуживание лиц, лишенных свободы. В частности, в соответствии с этим документом работники здравоохранения, руководствуясь гуманными соображениями, должны обеспечивать в местах лишения свободы медицинское обслуживание заключенных такого же качества и уровня, какие имеют место в обществе (принцип 1). Недопустимыми признаются участие медицинских работников в пытках и других видах негуманного обращения с заключенными, а также участие в  мероприятиях усмирительного характера, если только это участие не вызвано критериями сугубо медицинского характера, то есть только если это необходимо для охраны здоровья самого заключенного или для безопасности окружающих, и если она не создает угрозы его здоровью (принцип 5).

Кодекс поведения лиц по поддержанию правопорядка 1979 года специально закрепляет принципы неприменения пыток, и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания. Поэтому его анализ позволяет сформулировать правильное определение рассматриваемых противоправных деяний. В резолюции 34/169 от 17 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и обратилась к правительствам стран-членов ООН с рекомендацией положительно рассмотреть вопрос о его использовании в рамках национального законодательства или практики в качестве свода принципов, которые должны соблюдаться должностными лицами по поддержанию правопорядка. В частности, статья 5 Кодекса гласит: «Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, и ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, также содержит определенные стандарты в сфере предупреждения применения жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания. Так, Принцип 6 Свода принципов, который был принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года, гласит: «Ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания». Никакие обстоятельства не могут служить оправданием для пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Статья 37 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года устанавливает, что «ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания», нарушения данного положения должны быть зарегистрированы Комитетом ООН по правам ребенка. Женщины, также как и дети, являются весьма уязвимыми для различных форм сексуального насилия, в том числе изнасилования. Жалобы могут подаваться в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, так как это нарушает Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). В Декларации об искоренении насилия в отношении женщин, принятой Генеральной ассамблеей в декабре 1993 года, ясно указывается, что женщины не могут подвергаться пыткам или другим видам жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (статья 3h).

Информация о работе Международно-правовая борьба с пытками