Международно-правовой режим проливов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

В моей работе я постараюсь дать наиболее полную характеристику Черноморских, Балтийских и других проливов, имеющих важное значение для мореплавания, рассказать о географическом положении, истории их открытия, дать им всеобъемлющую оценку.
Цель настоящей работы – рассмотреть международно-правовой режим наиболее важных проливов.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика международно-правового режима проливов. 4

2. Международно-правовой режим Черноморских проливов 8

2.1 Исторический путь Черноморских проливов 8

2.2 Международно-правовой режим Черноморских проливов на современном этапе. 15

3.Международно-правовой режим Балтийских проливов 18

4.Режим других проливов, имеющих важное значение для мореплавания 21

Заключение 24

Список использованных источников. 25

Работа содержит 1 файл

Международно11.docx

— 63.11 Кб (Скачать)

          Россия добровольно отказалась  от преимуществ, полученных в результате подписания Ункяр-Искелесийского договора и согласилась передать Босфор и Дарданеллы под международный контроль. Русское правительство надеялось, что сохранение проливов в руках султана при международной гарантии их закрытия поможет сохранить безопасность черноморских границ и обеспечить мирное и благоприятное развитие южных областей государства. В данном вопросе проявилось ослабление царизма и его опасения, что проливы будут захвачены Англией и Францией. Однако все расчёты самодержавия оказались в конечном счете ошибочными. Царская дипломатия в ходе восточного кризиса потерпела полное поражение. Международная гарантия проливов лишала Россию привилегированного положения в Турции, не обеспечивала безопасности Черноморского побережья и ослабляла её влияние на Ближнем Востоке. Европейский кризис и Лондонские конвенции 40-х годов не смогли разрешить восточного вопроса, а лишь ещё больше обострили противоречия великих держав.16

     Ункяр-Искелесийский договор 1833 года, фактически восстановив русско-турецкий союз, обязал Турцию закрывать по требованию России Дарданеллы для прохода военных кораблей других государств Однако уже Лондонская конвенция 1840 года возродила якобы всегда существовавшее "древнее правило Османской империи".17 Первое многостороннее международное соглашение о Черноморских проливах - Лондонская конвенция 1841 года подтвердила "древнее правило" и превратила его в международное обязательство. Таким образом, Турция и Россия утратили принадлежавшее им право самостоятельно, двусторонними соглашениями регулировать порядок допуска военных судов в Черное море и выхода из него. Русский военный флот оказался запертым в Черном море. Запрещение же военным кораблям нечерноморских государств проходить в Черное море не представляло для России значительной ценности, тем более что оно предусматривалось конвенцией лишь на мирное время. Между тем Турция, попадая во всё большую зависимость от западноевропейских держав, нередко делала для них исключения из "древнего правила". Это явилось одним из важных побудительных мотивов, толкнувших царскую Россию в 1853 году на войну с Турцией. Результаты завершившего эту войну Парижского мира явились следствием военного поражения России  и ознаменовали выполнение тех целей и задач, которые поставили перед собой в Крымской войне западноевропейские державы. Были подорваны не только влияние царизма на Ближнем Востоке и Балканах, но и международный престиж России как великой державы. В перспективном плане Парижский мир создал предпосылки для дальнейшей колонизации Ближнего Востока европейскими державами, для финансового и политического закабаления Турции Англией и Францией. После этого мира русское правительство не ставило вопроса ни о полном разделе Турции, ни о захвате Константинополя и проливов: для этого не было ни сил, ни возможностей.  В 1870 году русское правительство отказалось признавать статьи Парижского договора о "нейтрализации" Черного моря; Лондонская конвенция следующего года санкционировала отмену этих статей. Однако режим черноморских проливов был определен в этой конвенции почти на той же основе, что и в 1841 году.18

         Вплоть до 1-й мировой войны  русская дипломатия тщетно пыталась  изменить невыгодный для России  режим черноморских проливов. Бывали случаи, например в 1891 и 1894 годах, когда турецкий султан выдавал фирманы на проход русских военных кораблей через Босфор и Дарданеллы (без вооружения и без вооруженной охраны), но нечерноморские державы затрудняли получение таких разрешений, а в период русско-японской войны 1904-1905 гг. Великобритания устроила военно-морскую демонстрацию вблизи Дарданелл, чтобы воспрепятствовать пропуску русских военных кораблей из Черного моря в Средиземное и появлению их на Дальнем Востоке.19 Международный надзор над черноморскими проливами был невыгоден для Турции, так как нарушал её суверенитет, содействовал превращению Турции в полуколонию империалистических держав, создавал опасное для неё обострение отношений с Россией.

     В конце 19-начале 20 веков наибольшим экономическим  и политическим влиянием в Турции пользовались Великобритания  и  Франция.  Но  в  годы,  непосредственно  предшествовавшие 1-й мировой войне, значительно укрепились и позиции  Германии. После вступления Турции в 1-ю мировую войну на стороне  Германии было подписано секретное  англо-франко-русское соглашение 1915 года, предусматривающее включение  Константинополя (Стамбула) и черноморских проливов в состав Российской империи. Это соглашение было призвано сохранить  заинтересованность правящих кругов России в доведении войны с Германией  до победного конца.

            После победы Великой Октябрьской  социалистической революции Советская  Россия объявила об отказе  от тайных договоров царского  правительства, от соглашения  о Константинополе и черноморских  проливах. Напротив, империалистические  державы поставили в порядок  дня захват  проливов. По подписании  Мудросского перемирия в 1918 году военно-морской флот держав Антанты вошел в черноморские проливы. Через 2  года Стамбул был оккупирован войсками Антанты. Своё  господство над Стамбулом и зоной черноморских проливов империалистические державы использовали для осуществления вооруженной интервенции на юге Советской России, а также (при посредстве греческой армии) для интервенции против Турции. Согласно подписанному султанским правительством Севрскому мирному договору 1920 года, вопрос о черноморских проливах разрешался в пользу империалистических держав.            Севрский договор не вступил в силу, потому что англо-греческая интервенция в Турции потерпела поражение. Принципы решения вопроса о проливах, отвечавшие интересам как Советской России, так и Турции, были  разработаны В. И. Лениным. Они были зафиксированы в Московском договоре от 16 марта 1921 года между РСФСР и Турцией, предусматривавшем   выработку международного  статута Чёрного моря и черноморских  проливов конференцией «...из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею  решение не нанесут ущерба полному суверенитету Турции  и её столице Константинополю». Идентичные статьи были включены в Карский договор 1921 года  и в украинско-турецкий договор следующего года. На Лозаннской конференции советская делегация вела настойчивую борьбу за справедливое решение вопроса о проливах. Эта конференция о проливах, подписанная 24 июля 1923 года, установила, что зона черноморских проливов демилитаризуется и объявляется открытой для прохода любых военных кораблей. Такой режим ставил черноморские страны под угрозу агрессии, поэтому Советский Союз не ратифицировал Лозаннскую конвенцию. В апреле 1936 года турецкое правительство, рассчитывая на поддержку Великобритании, заинтересованной в вовлечении Турции в орбиту своей средиземноморской политики и использовании турецких военно-морских баз, предложило державам —  участницам Лозаннской конференции провести переговоры для заключения новой конвенции о черноморских проливах. В июне 1936 года в Монтрё открылась международная конференция по вопросу о черноморских проливах, которая завершилась подписанием 20 июля  новой конвенции. В ней учитывались, хотя и не полностью, интересы черноморских стран. Им разрешалось проводить через черноморские проливы любые свои корабли при соблюдении установленных правил прохода, в то время как допуск военных кораблей нечерноморских держав ограничивался тоннажем, классом со сроком пребывания в Черное море; проход военных кораблей воюющих держав воспрещался; Турция, в случае своего вступления в войну или находясь под угрозой войны, имела право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

         Во время 2-й мировой войны  1939-1945 годов Турция, объявив после  нападения Германии на СССР  о своем нейтралитете, предоставляла  фашистским агрессорам возможность  использовать черноморские проливы  в своих целях. В свете этих  обстоятельств Потсдамская конференция  1945 года признала, что конвенция,  заключенная в Монтрё, должна быть пересмотрена. В следующем году СССР приступил к переговорам и с Турцией, но турецкое правительство отвергло советские предложения. В 1953 году советское правительство заявило правительству Турции, что оно пересмотрело своё прежнее мнение относительно указанных предложений.

     Таким образом, конвенция 1936 года остается международным  актом, регулирующим судоходство в  черноморских проливах. 
 
 

Международно-правовой режим Черноморских проливов на современном  этапе 

     О Черноморских проливах редко говорят по отдельности, в нашем представлении они выступают как единое целое. Черноморские проливы — единственный путь сообщения между Черным и Средиземным морями, и они занимают особое положение в системе международных морских путей.20

       В настоящее время правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, принятой 20 июля 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить проход и судоходство в проливах «в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств»21. Из этого видно, что Конвенция исходит из особого положения черноморских государств, учитывает их особые права и интересы, Конвенций провозгласила свободу прохода и мореплавания в проливах в качестве принципа международного права. Конвенция определяет режим плавания торговых судов, военных кораблей и пролета воздушных судов в мирное и в военное время, когда Турция не участвует в войне или же когда она в ней участвует и при непосредственной угрозе Турции. В мирное время торговые суда всех стран пользуются свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей при условии соблюдения положений об обязательном санитарном осмотре. Для покрытия расходов, связанных с мореплаванием торговых судов, Турция имеет право взимать установленный сбор22 (ст. 2).

     Нечерноморские  государства могут проводить через проливы только легкие надводные корабли водоизмещением не более 10 тыс. т, имеющие артиллерию калибра не свыше 203 мм. Из этого вытекает, что нечерноморские государства не вправе проводить в Черное море линейные корабли, авианосцы и подводные лодки. Иностранные военные корабли освобождаются от уплаты каких-либо сборов. Конвенция ограничивает число, общее водоизмещение и время пребывания военных кораблей нечерноморских государств в проливах: они могут находиться в них не более 21 дня, а их общее водоизмещение не должно превышать 45 тыс. т23 (ст. 18). Черноморские державы в мирное время могут проводить военные корабли практически любого водоизмещения и с любым вооружением. Они имеют право проводить свои подводные лодки через проливы, но только в надводном положении, днем и в одиночку24(ст. 12). Для прохода иностранных военных кораблей не требуется специального разрешения Турции: ей лишь посылается предварительное уведомление нечерноморскими державами за 15 дней, черноморскими - за 8 дней. Конвенция подробно регулирует вопросы прохождении через проливы иностранных военных кораблей во время войны.25 Если Турция не участвует в ней, то корабли нейтральных государств могут проходить через проливы на тех же условиях, что и в мирное время. Военные корабли воюющих государств не имеют права пользоваться проливами. В случае угрозы войны, а также во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей зависит исключительно от турецкого правительства26 (ст. 20).

     Контроль  за выполнением положений Конвенции возлагается на турецкое правительство. Черноморские державы обязаны ежегодно сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. 

     Цель  такого сообщения - регулировать разрешенный Конвенцией общий тоннаж флотов нечерноморских держав, которые могут одновременно находиться в Черном море. 27

     Учитывая  все вышесказанное, можно считать, что Черноморские проливы имеют  особую важность, при определении правового режима которых, Российская Федерация основывается на трех принципах: во-первых, обеспечение национальной безопасности Турции; во-вторых, закрытие проливов для всех военных кораблей в мирное и военное время; в-третьих, полная свобода торгового мореплавания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Международно-правовой режим Балтийских проливов                  Режим Балтийских проливов в настоящее время регулируется как договорными положениями, так и нормами обычного международного права, а также национальными законами: Дании - в отношении Малого и Большого Бельтов и датской части Зунда и Швеции - в отношении части Зунда.28 В прошлом по инициативе России были заключены Конвенции о вооруженном нейтралитете 1780 и 1800 годов при участии тогдашних Прибалтийских государств. По этим соглашениям Балтийское море должно было оставаться на вечные времена «закрытым морем», однако в мирное время свобода торгового судоходства в нем предоставлялась всем странам. Балтийские государства сохраняли за собой право принимать необходимые меры для того, чтобы ни на море, ни на берегах его не имели места военные действия или насилие. В равной мере закрытыми для военных кораблей не балтийских стран оставались и Балтийские проливы. Особый правовой режим Балтийских проливов получил в XIX веке признание и в доктрине. О приверженности ему было заявлено советским представителем на Римской конференции по ограничению морских вооружений 1924 года. Однако Англия, Франция и другие страны Запада воспротивились этой идее. Она была отвергнута. Важнейшим актом, действующим в настоящее время и регулирующим режим Балтийских проливов, является Копенгагенский трактат об отмене зундских пошлин при проходе через проливы 1857 года. По этому соглашению Дания в связи с выплатой ей участниками соглашения 100 млн. французских франков отказалась от взимания каких бы то ни было сборов с судов или их грузов при проходе через проливы и от права их задержки под предлогом неуплаты сборов. Поскольку с военных кораблей эти сборы не взимались и ранее, а для свободы торгового судоходства было таким образом отменено единственное существовавшее ограничение, то трактатом был установлен принцип, провозгласивший, что «никакое судно не может отныне, под каким бы то ни было предлогом, при проходе через Зунд или Бельты быть подвергаемо задержанию или какой-либо остановке» 29. Пролет военных воздушных судов над датской частью Балтийских проливов требует получения предварительного разрешения согласно декрету «О допуске иностранных военных судов и военных воздушных судов в пределы датской территории в мирное время» от 27 декабря 1976 г.30 Пролет иностранных военных воздушных судов над шведскими территориальными водами в Зунде разрешается без выполнения формальностей согласно § 2 Постановления о правилах доступа иностранных государственных судов и государственных воздушных судов на территорию Швеции от 17 июня 1982 г. Зунд – кратчайший из Балтийских проливов. Его длина 102 км, ширина 3,4 – 49 км, минимальная глубина на фарватере 8 м, из-за чего пролив непригоден для сквозного прохода крупнотоннажных судов. Большой Бельт – самый широкий и глубокий из Балтийских проливов. Проходит между островами Фюн и Зеландия. В юной части пролив разделяется на два прохода. Длина пролива 115 км, ширина от 11 до 78 км, глубина судоходной части от 11,3 до 71 м. Малый Бельт имеет длину 125 км, ширину – 0,5 – 41 км. Минимальная глубина на фарватере 11,9 м. В некоторых местах мелководье ограничивает ширину пригодного для плавания прохода до 0,35 м. В районе Миддельфарта пролив пересечен мостом высотой 37 м над уровнем моря, что создает дополнительные препятствия для судоходства.  Воды обоих Бельтов перекрыты территориальными водами Дании, а воды пролива Зунд – территориальными водами Дании и Швеции. Прибалтийские страны рассматривают Балтийские проливы открытыми в мирное время для прохода любых судов, включая военные корабли всех классов.31 Для одновременного прохода через проливы Большой Бельт, Малый Бельт или Зунд более трех военных кораблей одного государства, а также для плавания по проходу Холлендер дюб (Дрогден) и по проливу Малый Бельт требуется предварительное уведомление, направляемое по дипломатическим каналам не менее чем за три дня до прохода.

     Лоцманская  проводка при плавании через проливы  Зунд и Большой Бельт необязательна. Однако капитану судна, редко проходящему  через проливы, настоятельно рекомендуется  пользоваться услугами государственных  лоцманов Дании и Швеции. В проливе  Малый Бельт введена обязательная лоцманская лодка. ИМО рекомендует пользоваться услугами лоцманской службы танкерам с осадкой 7 м более, груженым нефтью, танкерам, груженным химикалиями, и судам, перевозящим газы (независимо от размеров). В водах Швеции лоцманская проводка обязательна для танкеров валовой вместимостью 1600 рег. т (а в определенных районах – 1200 рег. т), груженных сырой нефтью, нефтепродуктами, спиртом, сложными и простыми эфирами и другими химическими веществами предоставляющими опасность для окружающей среды. Право на лоцманскую проводку в проливе Зунд предоставлено датским и шведским лоцманам в равной степени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Режим других проливов, имеющих  важное значение для мореплавания 

     Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина пролива 59 км, ширина от 14 до 44 км, глубины от 53 до 1181 м. Его правовой режим определяется англо-французской декларацией 1904 г., провозгласившей право свободного прохода судов через пролив, а также объявившей об отказе обеих сторон от размещения стратегических сооружений на марокканском побережье. Пролив открыт для транзитного прохода торговых судов и военных кораблей всех стран. По рекомендации ИМО в проливе установлена система разделения движения.

     Проливы Ла-Манш (Английский канал) и Па-де-Кале (Дуврский) соединяют Северное море с Атлантическим океаном, омывая южное побережье Англии и северное побережье Франции. Ширина Па-де-Кале в самой узкой части около 32 км, а Ла-Манша между французским мысом Ла-Хаг и английским Сент-Олбанс-Хед 94,4 км, ширина на выходе в Атлантический океан около 133,5 км. Глубины в проливах от 21 до 172 м. Режим судоходства в проливах (за пределами территориальных вод Великобритании и Франции) регламентируется общими принципами международного права и обычными правилами. Правом транзитного прохода в проливах пользуются торговые суда и военные корабли под флагом любого государства. Суда, следующие через пролив Ла-Манш, обязаны пользоваться системой разделения движения. Всем судам при плавании в проливах рекомендуется пользоваться навигационной информацией, передаваемой радиостанциями Великобритании и Франции, и нести непрерывную вахту на УКВ-радиостанции.32  

Информация о работе Международно-правовой режим проливов