Международно-правовой статус и Арктики и Антарктики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:21, реферат

Описание работы

Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара включая, соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны.
Юридический статус этого региона формировался в течение исчисляемого столетиями периода времени по мере того, как человек, преодолевая неимоверные трудности, все дальше проникал на Север для добычи необходимых ему живых и неживых природных ресурсов, в поисках новых земель, для создания оборонительных форпостов или открытия оптимальных сухопутных и морских торговых коммуникаций. Этот процесс проходил под воздействием таких серьезных факторов, как удаленность Арктики от центров цивилизации и господствующие здесь крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, затрудняющие саму возможность пребывания в этих местах людей, использования транспортных средств, осуществления любых изыскательских и эксплуатационных мероприятий.

Работа содержит 1 файл

Российский Университет Дружбы Народов.docx

— 73.22 Кб (Скачать)

Российский  Университет Дружбы Народов

Юридический факультет

Кафедра международного права 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Эссе  на тему: «Международно-правовой статус и Арктики и Антарктики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Ширяева  Т. К.

                                                 Группа: ЮМ-312 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 г. 

Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара включая, соответствующие материковые части  Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны.

     Юридический статус этого региона формировался в течение исчисляемого столетиями периода времени по мере того, как  человек, преодолевая неимоверные  трудности, все дальше проникал на Север  для добычи необходимых ему живых  и неживых природных ресурсов, в поисках новых земель, для  создания оборонительных форпостов  или открытия оптимальных сухопутных и морских торговых коммуникаций. Этот процесс проходил под воздействием таких серьезных факторов, как удаленность Арктики от центров цивилизации и господствующие здесь крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, затрудняющие саму возможность пребывания в этих местах людей, использования транспортных средств, осуществления любых изыскательских и эксплуатационных мероприятий.

     К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования  в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть - суверенитет - того или иного государства, граничащего  с Северным Ледовитым океаном, - России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР. После распада СССР Российской Федерацией - продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств - издан целый ряд таких актов, в определенной степени затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств и позволяющих при необходимости уточнять этот статус. В числе таких актов могут быть названы законы федерального значения: «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г.

     Первой  из приарктических стран, сделавшей  шаги к законодательному закреплению  своих притязаний на прилежащие к  ее основной территории пространства Арктики, стала Канада. Вслед за мерами «картографической экспансии», когда с 1904 г. на официальных канадских картах районы, располагающиеся между меридианами под 60° и 14Г западной долготы, стали обозначаться как владения этого государства, 27 июня 1925 г. был принят Закон о северо-западных территориях, в соответствии с которым прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова, а также соответствующая ее материковая территория объявлялись запретными для осуществления там иностранными государствами и их гражданами какой бы то ни было деятельности без особого на то разрешения со стороны компетентных канадских властей. С 1972 г. к этому добавился закон, устанавливающий обязательные требования к мореплавателям, направленные на предотвращение загрязнения морской среды в пределах вод канадской Арктики. Таким образом, Канада распространила на указанные пространства свои суверенитет и юрисдикцию.

     О своих неотъемлемых правах на сухопутные образования, расположенные в омывающих  ее северное побережье водах Северного  Ледовитого океана, Россия впервые  четко заявила в адресованной правительствам союзных по Антанте  и дружественных ей держав в ноте-депеше от 20 сентября 1916 г. В этом дипломатическом  документе от имени российского  правительства сообщалось о включении  в состав территории России открытых экспедициями капитана Вилькипкого  в 1913-1914 гг. земель и островов к северу от полуострова Таймыр и острова Беннета земли императора Николая II, острова цесаревича Алексея и ряда других (ныне Северная Земля и Новосибирские острова). В ноте указывалось также на то, что неотъемлемой частью Российской империи являются уже известные к тому времени острова Северного Ледовитого океана, составляющие продолжение к северу континентального пространства Сибири и расположенные вблизи европейского побережья страны, ввиду того, что их принадлежность к ее территории общепризнана в течение столетий.

     Постановлением  Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. к числу территорий, входящих в  состав нашего государства, были отнесены «как открытые, так и могущие быть открытыми» земли и острова к  северу от побережья Евроазиатского материка вплоть до Северного полюса в промежутке между меридианами 32°04'35" восточной долготы и 168'49'30" западной долготы. В это установление были внесены коррективы в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920 г. и заявил о признании принадлежащими Норвегии расположенных в Баренцевом море островов, лежащих между меридианами 32° и 35° восточной долготы. В 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР граница, разделяющая континенты Азию и Америку, была смещена к западу до меридиана 168°58'49,4" западной долготы.

     Юридический статус морских пространств Арктики  в целом определяется принципами и нормами общего международного права, относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными в  получивших всеобщее признание Женевских  конвенциях по морскому праву 1958 г. и  особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это означает, что суверенитет  и юрисдикция приполярных государств могут распространяться не на всю  акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод  Северного Ледовитого океана и его  подводных пространств, которые  омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран, - на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую  зоны, на континентальный шельф, международный  район морского дна, а также на ряд существующих здесь проливов, перекрываемых территориальным  морем соответствующей прибрежной страны или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций.

     Характерным для внутренних морских вод приполярных  стран является установление ими  в отношении некоторых таких  регионов статуса исторических вод. К этой категории морских пространств отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря, установленную упоминавшейся Конвенцией 1982 г., т. е. 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден действующими до настоящего времени постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.), в состав внутренних вод нашей страны и, следовательно, в состав ее территории в числе прочих были включены Белое море, Чесская, Печерская, Байдарацкая губы, Обь-Енисейский залив и другие прибрежные водные пространства, ширина входа в которые имеет значительно большую протяженность именно по историческим основаниям, поскольку все они в силу сложившихся условий с давних времен находились под контролем Российской империи, а затем СССР.

     По  таким же основаниям к внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные пространства северной и  северо-западной частей ее побережья, ограничиваемые с внешней стороны - со стороны открытых морских пространств - исходными линиями, протяженность  которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации береговой  линии местами составляет 44 морские мили. Это относится и к статусу прибрежных морских пространств, в пределах которых пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь Индерлее, находящийся в пределах пояса мелких прибрежных островов - шхер. Правомерность распространения Норвегией на эти воды статуса исторических подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 и 1937 гг. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Судом был положен тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями этой прибрежной страны. В решении обращается также внимание на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены об указанных притязаниях Норвегии, никакой официальной отрицательной реакции не последовало, что должно рассматриваться как «тацито консенсу» - молчаливое согласие соответствующих участников международных отношений. Наконец, Судом было учтено наличие тесной связи водных регионов, по которым проходит Индерлее, с сухопутной территорией Норвегии и с ее экономикой.

     Историческими особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в  Арктике, на которые специальным  административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. фактически был распространен канадский  суверенитет, так как в этом документе  говорится об установлении полного  контроля со стороны Канады за всеми  видами морской деятельности, включая  судоходство (в том числе иностранное), в пределах таких пространств  и особенно в проливах, образующих Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического океана с  Северным Ледовитым океаном. Протяженность установленных названным приказом исходных линий по периметру всего канадского арктического архипелага во многих местах значительно превышает конвенционную - двойную ширину территориального моря.

     Правомерность установления статуса исторических вод в Арктике в приведенных  примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении в отдельных случаях исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы конкретного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением.

     Особыми правами международное право  наделяет приполярные государства  в части управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической  зоны в районах, покрытых льдами большую  часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны, Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной прибрежной страны, могут осуществляться только при условии, что «такая инспекция оправдана обстоятельствами дела» (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах.

     Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе, и  на правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана. Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и в районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств исходными линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

     С 1 января 1985 г. Канада в отношении  проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских  вод, установив специальным нормативным  актом исходные линии отсчета  территориального моря, рыболовных и  исключительной экономической зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

     Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают  под действие положений Конвенции 1982 г. о транзитном или свободном  проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же в большинстве случаев они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом приводившихся положений ст. 234 этой Конвенции можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар, Вилькицкого, Шокальского и Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими.

     Важной  составляющей частью юридического статуса  Арктики является правовой режим  национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, положение  которого в части прохождения  по внутренним морским водам, территориальному морю России и ее исключительной экономической  зоне аналогично правовому положению  норвежской судоходной прибрежной магистрали - Индердсе. Как и последняя, Северный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера да и всей страны в целом, наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее - советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию.

     Однако  в отличие от Индерлее Северный морской  путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими и  гидрологическими факторами: он не имеет  единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток-запад или запад восток, этот путь год от года, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитое трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евразийского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т. е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

Информация о работе Международно-правовой статус и Арктики и Антарктики