Правовой статус территории в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Значение территории как материальной основы государства не нуждается в особых пояснениях. Неслучайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории - одна из главных задач государства. Согласно Конституции РФ: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).

Содержание

1. Правовой статус территории в международном праве. 2
2. Международное морское право: предмет регулирования, источники и субъекты. 7
3. Раскройте механизм принятия и исполнения решений в рамках международных экономических организаций. В каких источниках международного права закреплен этот механизм? 16
Список использованных источников: 18

Работа содержит 1 файл

Вариант_-_1.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Правовой  статус территории  в международном  праве.

    Значение  территории как материальной основы государства не нуждается в особых пояснениях. Неслучайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории - одна из главных задач государства. Согласно Конституции РФ: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).

    Особое  внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено  содержание его основных принципов - неприменения силы, территориальной  целостности, нерушимости границ. Государство  обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

    Территория  понимается как пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства.

    Такое понимание территории является традиционным для договорной практики

    Представляет  вместе с тем интерес следующее  положение из доклада Комиссии международного права ООН: под территорией в данном случае понимаются "области, над которыми государство осуществляет суверенную власть". Вместе с тем отмечается, что термины "юрисдикция или контроль государства более часто используются в некоторых актах"

    Такое положение понятно, поскольку в международно-правовых актах важно обозначить не только территориальную сферу, но и иные области, находящиеся под юрисдикцией и контролем государства, например военные базы на территории других государств.

    В состав государственной территории входят:

    - сухопутная территория (поверхность  суши), включая острова;

    - водная территория (акватория), включающая  внутренние воды и территориальное  море;

    - земные недра;

    - воздушное пространство, расположенное  над перечисленными пространствами.

    Согласно  Конституции, территория РФ "включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное  пространство над ними" (ч. 1 ст. 67)1.

    Согласно  международному праву, определенными  суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что "Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права" (ч. 2 ст. 67).

    В определении объема прав государства  в отношении шельфа и экономической  зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

    Важной  частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

    К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

    - воды портов;

    - воды заливов, бухт, лиманов, берега  которых полностью принадлежат  данному государству;

    - воды заливов, бухт, лиманов и  проливов, исторически принадлежащих  данному государству

    - воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству2.

    Воздушная территория представляет собой воздушное  пространство в пределах государственных  границ. Под воздушным пространством  Российской Федерации понимается воздушное  пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем

    Высотный  предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 - 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

    Государство может односторонне или по договору ограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенные права другому  государству. Наиболее часто встречающиеся случаи представляют соглашения о прямом и транзитном воздушном сообщении и о пребывании иностранных вооруженных сил. Соглашения о статусе своих вооруженных сил на территории других стран Российская Федерация заключила с рядом государств СНГ. По Соглашению с Киргизией 1993 г. Россия получила в аренду места дислокации своих Вооруженных Сил на территории Киргизии. В этих местах установлена юрисдикция России (ст. 14).

    В состав государственной территории входят соответствующие участки  международных и пограничных рек, а также пограничных водоемов (озер, каналов).

    Существуют  и специальные понятия территории, например таможенная территория. В  принципе, она совпадает с территорией  государства, однако с некоторыми исключениями. Например, в нее не входят свободные таможенные зоны и свободные склады в портах (ст. 3 Таможенного кодекса РФ).

    Помимо  государственной территории существуют территории международные, под которыми понимаются пространства, находящиеся  вне сферы государственного суверенитета. Их режим определяется исключительно международным правом. Право пользования ими в равной мере принадлежит всем государствам. К таким пространствам относятся открытое море, материк Антарктида, воздушное пространство над ними, морское дно вне сферы действия государственного суверенитета, космическое пространство, а также небесные тела.

    Учитывая  особые климатические условия Северного  Ледовитого океана, проблема принадлежности расположенных в нем островов, включая еще не открытые, была решена несколько необычным путем. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. было издано Постановление ЦИК и СНК СССР, объявившее советской территорией все земли и острова, расположенные к северу от побережья СССР до Северного полюса в рамках его арктического сектора. Исключение было сделано для архипелага Шпицберген, принадлежащего Норвегии на условиях Парижского договора 1920 г., к которому в 1935 г. присоединился СССР.

    Территориальное верховенство - важнейшее свойство государственного суверенитета, которое означает высшую, полную и исключительную власть государства на своей территории3.

    В Конституции России говорится, что  суверенитет Российской Федерации "распространяется на всю ее территорию" (ч. 1 ст. 4).

    Территориальное верховенство включает высшую власть (imperium) и суверенное владение (dominium). Последнее отлично от гражданского права собственности (также dominium). Оно  состоит в праве распоряжаться  государственной территорией и  ее ресурсами, включая передачу той или иной части иностранному государству. Гражданское право собственности существует в рамках установленного государством закона. Приобретение права собственности на земельный участок не исключает его из государственной территории, даже если собственником становится иностранное государство.

    Поскольку государство осуществляет исключительную власть в пределах своей территории, постольку оно несет и соответствующую  ответственность за все, что на ней  происходит. Оно обязано обеспечить законные интересы и права иностранных государств и их граждан. В противном случае наступает его международно-правовая ответственность. Суверенитет и международно-правовая ответственность - взаимосвязанные явления4.

    Деятельность, осуществляемая в пределах государственной территории, в том числе и не запрещенная международным правом, не должна наносить ущерб другим государствам. Особое значение приобретает сегодня проблема трансграничного ущерба, под которым понимается ущерб, причиняемый другому государству действиями, совершенными на территории или в ином месте под юрисдикцией или контролем данного государства. Прежде всего это касается ущерба, причиняемого окружающей среде.

    Территориальный принцип всегда имел решающее значение для определения сферы действия государственной власти. Большое практическое значение этот принцип имеет для права. "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).

    Территориальный принцип имеет и экстратерриториальный аспект. Власть государства распространяется на его граждан в международных пространствах, например в Антарктике. Морские, воздушные и космические корабли в международных пространствах рассматриваются как территория государства их флага.

    2. Международное морское  право: предмет  регулирования, источники  и субъекты.

    Международное морское право - отрасль международного права, принципы и нормы которой  определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также  порядок пользования ими.

    Увеличение  значения океана и его ресурсов, расширение возможностей его эксплуатации определили активное развитие морского права и усложнили стоящие  перед ним задачи. В целях адаптации  морского права к новым условиям в 1958 г. были принятые четыре Женевские конвенции: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд вопросов, включая режим дна, не был решен. К тому же на мировую арену вышло значительное число новых независимых государств, которые потребовали учета их интересов. В результате была созвана конференция ООН, которая в 1982 г. приняла Конвенцию ООН по морскому праву (далее - Конвенция по морскому праву), насчитывающую 320 статей и сопровождаемую восемью приложениями. Особый статус в общем комплексе занимает Соглашение 1994 г. об имплементации части XI Конвенции, в которой речь идет о правовом статусе Района.

    Развивающиеся страны, используя свое большинство, добились многого - был установлен режим дна, что послужило основной причиной более чем сдержанного отношения к Конвенции по морскому праву морских держав. Она вступила в силу лишь в 1994 г.

    Россия  стала участницей Конвенции по морскому праву в 1997 г.. Накануне ратификации Указом Президента была одобрена Концепция Федеральной целевой программы "Мировой океан". Концепция определила позицию России по основным вопросам, касающимся мирового океана, включая многие вопросы морского права.

    США не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, но заявили, что ее нормы, за исключением относящихся к режиму дна, являются общепризнанными обычными нормами и, следовательно, обязательными для США. Аналогична позиция и ряда других морских держав. С учетом этого обстоятельства Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, призывающие не участвующие в этой Конвенции страны присоединиться к ней.

    О значении морского права свидетельствует  тот факт, что Генеральная Ассамблея  ежегодно рассматривает вопрос "Океаны и морское право" и принимает  соответствующие резолюции. Эти резолюции подчеркивают "всеобщий и унифицирующий характер Конвенции и ее большое значение для поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также для устойчивого использования и развития морей и океанов, а также их ресурсов".

    Следовательно, Конвенция по морскому праву является основой международного морского права. Вместе с тем она не охватывает все аспекты этой сложной отрасли. Значительная роль принадлежит обычным  нормам. Кроме того, существует множество  двусторонних и региональных договоров в этой области. 

    Внутренние  морские воды - воды, расположенные  между прилегающей к берегу внутренней границей территориального моря и сухопутной территорией государства и являющиеся частью государственной территории.

    Соответственно  режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определенные стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о морских водах). В Законе подчеркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.

Информация о работе Правовой статус территории в международном праве