Международные автомобильные перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Торговля с древнейших времен являлась одной из первоначальных и основных форм межгосударственных отношений. Однако, как и многие годы назад, она не ограничивается лишь заключением договора купли-продажи. Существует целый ряд вспомогательных по отношению к купле-продаже сделок: кредитно-расчетные операции, перевозка, страхование и др. Так, одним из двигателей международного торгового оборота является транспортный процесс, суть которого заключается в перемещении товара от изготовителя к потребителю. Это неотъемлемый элемент жизнедеятельности всего мирового хозяйства как на национальном, так и на международном уровне.

Содержание

Введение
1. Понятие международных автомобильных перевозок
2. Международно-правовые правила автомобильных перевозок
3. Применение книжки МДП в международных автомобильных перевозках
Заключение
Список использованной литературы и источников

Работа содержит 1 файл

автомоб.право.docx

— 55.00 Кб (Скачать)

Другой важной проблемой  в международных автомобильных  сообщениях (перевозках) является вопрос о создании определенных правовых гарантий для следования по отечественным  дорогам автомобильных средств  других государств, например в связи с причинением ущерба пассажирам и другим субъектам. В этом случае определенное значение приобретает вопрос об обязательном страховании автотранспортных средств, в частности от гражданско-правовой ответственности, что предусмотрено как внутринациональным законодательством подавляющего большинства современных государств, так и положениями международных договоров, соглашений и конвенций в этой области.

Современная международно-правовая доктрина располагает, на наш взгляд, достаточной разработанностью системы  норм, касающихся не только понятия  международного транспортного права, но и относящихся к понятию, организации  и особенностям международных автомобильных  сообщений (перевозок). В эту систему  норм входят положения, регламентирующие, в частности, дорожное движение, дорожные знаки и сигналы, положения ряда международных соглашений (об установлении международных автомобильных сообщений; об организации регулярных международных автомобильных линий; о договоре автомобильной перевозки груза; об автомобильных перевозках пассажиров; об облегчении международного автомобильного сообщения и др.).

Относительно быстрые  темпы развития и совершенствования  автомобильной промышленности и  автотранспортных средств способствовали и сейчас продолжают способствовать активизации внешнеэкономической, внешнеторговой деятельности современных, в том числе или особенно новых  суверенных государств, которые пытаются интегрировать в мировые хозяйственные  связи не только на региональном, но и в масштабах международных экономических отношений. В этом процессе, а также в деле развития международных автомобильных перевозок и сообщений, важное значение имеет деятельность следующих международных специализированных организаций: по предотвращению дорожных происшествий - МОПДП, создана в 1901 г.; автодорожная федерация - ФИА, основана в 1904 г.; автотранспортная федерация - МАФ, союз автомобильного транспорта - МАС, основанные в 1948 г.; по перевозке скоропортящихся продуктов - ТРАНСФИГОРУТ Европа, создана в 1955 г.; союз водителей грузовиков дальнего следования, создан в 1957 г.; Комиссия по транспорту Европейского экономического сообщества и др.

Для современных автотранспортных перевозок грузов (не только для  европейских государств), оперативных  или срочных перевозок характерно использование определенных принципов (методов) транспортировки, это поступление  грузов в соответствующие центры (пункты), где они сортируются  и перенаправляются далее, в том  числе с идентификацией индивидуальных отправлений и их отслеживаний в процессе всех транспортных операций. Это, как в свою очередь свидетельствует и практика международных автомобильных перевозок, имеет важное значение для обеспечения, гарантированности не только надежности транспортных (автоперевозочных) услуг, но и возможности постоянного информирования грузоотправителя и грузополучателя о местонахождении груза.

Этапом процесса регламентации  международных автомобильных сообщений  и перевозок транспортными средствами стали Венские конвенции (1968 г. о  дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах, вступившие в силу соответственно в 1977 и 1978 гг.). Появление этих конвенций  стало результатом развития автомобильной  промышленности, так и состоянию  международных автотранспортных инфраструктур. Среди отдельных новаций Венских  конвенций можно отметить более  определенные и динамичные обязательства  участников. В новой редакции Конвенции закреплено правило, согласно которому автомобиль, используемый для международного сообщения, должен иметь свидетельство о регистрации, содержащее определенный минимум сведений, регистрационный номер, отличительный знак государства регистрации, а также опознавательные знаки, соответствующие установленным Конвенцией требованиями.

Следующим международно-правовым основанием для выпуска к международному движению согласно п. 1 ст. 41 является наличие  или национального, или международного водительского удостоверения. Кроме  того, в конвенции о дорожном движении предусмотрены требования к форме  и содержанию таких удостоверений (приложения 6 и 7) и установлено, что  договаривающиеся стороны могут  не признавать на своей территории водительское удостоверение, владельцу  которого не исполнилось 18 лет (п. 3 «б»  ст. 41). В ст. 42 установлена процедура  лишения водительских удостоверений  у тех, кто серьезно нарушил правила  дорожного движения.

Одним из международно-правовых документов в области автомобильных  сообщений и перевозок является Конвенция о договоре международной  дорожной перевозки грузов (КДПГ), подписанная  в Женеве в 1956 г.

Конвенция 1956 г., руководствуясь соответствующими положениями Конвенции  о дорожном движении 1949 г. (согласно ее ст. 4 под «автомобилем» в данном случае следует понимать автомобили (т.е. грузовики), автомобили с полуприцепом, прицепы и полуприцепы), применяется  ко всякому договору автомобильной  перевозки грузов, когда указанные  в договоре место принятия к перевозке  груза и место, предусмотренное  для сдачи груза, находятся на территории двух различных государств (ст. 1). Пункт 3 данной статьи особо оговаривает, что настоящая Конвенция применяется также в том случае, если перевозки, входящие в область ее применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.

Специально предусмотрено, что при применении данной Конвенции  транспортер (т.е. участвующая в КДПГ сторона) несет ответственность  как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и  всех других лиц, к услугам которых  он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют  возложенные на них обязанности.

Среди других важных обязанностей транспортера - его ответственность  за полную или частичную потерю груза  или за его повреждение, происшедшее  в промежуток времени между принятием  груза к перевозке и его  сдачей, а также за просрочку доставки. Специально этому вопросу посвящена  гл. IV (ст. 17 - 29) КДПГ, которая в целом  состоит из восьми глав и 51 статьи.

Главным перевозочным документом согласно Конвенции является накладная. Конвенция регламентирует оформление реквизитов накладной международного образца, которая составляется обычно в трех экземплярах (отправителю, получателю, перевозчику).

Об условиях и требованиях  по ее содержанию говорится в ст. 4 - 6, 9, 11 и др. Точность указаний, сделанных  в накладной относительно числа  грузовых мест (разметки и номеров), а также внешнее состояние  груза и его упаковки являются основной обязанностью автоперевозчика (транспортера) при принятии груза.

Одной из особенностей, как  видно из анализа этой и других конвенций, является то, что отношения  конкретно транспортных организаций  и их клиентуры, связанные с международными автоперевозками (грузов, пассажиров и  багажа) и многие другие вопросы  регулируются как нормами международного частного права, закрепленными в  международных договорах (соглашениях), так и в нормах внутринационального  транспортного законодательства, к  которым при необходимости могут  быть применены нормы гражданского, административного и некоторых других отраслей права. Так, комплекс гражданско-правовых вопросов, касающихся материально-имущественных отношений между транспортером и клиентом и регулируемых нормами международного частного права, затронут положениями ст. 31 Конвенции.

Относительно претензий  и исков сторон п. 1 данной статьи содержит предписание, согласно которому по всем спорам, возникающим по поводу перевозок, истец может обратиться помимо компетентных судов участвующих  в Конвенции стран, совместно  указанных сторонами, к суду страны, на территории которой находятся: а) обычное местожительство ответчика, его главная контора или отделение, или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки, или б) место принятия груза к перевозке или указанное для сдачи его, и может обратиться лишь к этому суду.

Открытый характер Конвенции  о договоре международной перевозки  грузов КДПГ выражается, как видно, в том, что ее положения распространяются на договоры о перевозке грузов автомобильным  транспортом, если место назначения и отправления груза находятся  в двух государствах, из которых  хотя бы одно состоит участником Конвенции.

Другая особенность заключается  в том, что при перевозке грузов в европейские и азиатские  страны в автомобильную накладную  должна включаться оговорка о подчинении перевозки положениям Конвенции.

Для выполнения автотранспортных сообщений и перевозок между  государствами необходимо урегулирование ряда не только административных и  технических вопросов, связанных, в  частности, с организацией автомобильного движения, определением правил его  осуществления, но и касающихся некоторых  других специальных вопросов. В первом случае к числу таких международных  договоров (соглашений) можно отнести, к примеру, Конвенцию ряда латиноамериканских стран (Аргентину, Бразилию, Чили, Парагвай и Уругвай - 1966 г.) о международном  наземном транспорте. К ней имеется приложение о международном автомобильном сообщении, в котором установлены: а) порядок выдачи разрешения на перевозки, распределение их объемов между сторонами в равных долях, б) соответствие технических характеристик перевозимых средств требованиям внутригосударственного законодательства в этой области, в) порядок осуществления технического надзора и контроля, г) обязанность уплачивать налоги и сборы, установленные в каждом из этих государств, а также д) гарантии на случай причинения ущерба третьим лицам - так называемое страхование ответственности, и др.

Характерно то, что за последние десятилетия в практике ряда государств других континентов вышеотмеченные вопросы также явились предметом двусторонних договоров (соглашений) в области международных автотранспортных сообщений и перевозок, которым свойственна однотипная структура (общие положения, пассажирское сообщение, грузовые положения).

Обычно общие положения  содержат указания о предмете договора (соглашения), определение основных используемых терминов и регулируют определенный круг вопросов (о документах водителей и обслуживающего персонала; условия снабжения автотранспортных средств горючим и запасными  частями; порядок таможенного досмотра; запрещение для иностранных автоперевозчиков осуществлять внутренние перевозки  и др.). Отдельно может предусматриваться  взаимное освобождение от налогов и  сборов, связанных с осуществлением международных автотранспортных сообщений  и перевозок. В этих договорах (соглашениях) могут содержаться и указания о страховании иностранным автоперевозчиком гражданско-правовой ответственности (на случай причинения вреда или  ущерба).

Подавляющее большинство  договоров (соглашений) о современных  международных автотранспортных сообщениях и перевозках особо отмечают, что  их осуществление должно соответствовать  требованиям внутринационального  законодательства государств-участников (если в них не предусмотрен иной порядок).

Автоперевозки пассажиров обычно делятся на регулярные (осуществляемые по установленным маршрутам согласно опубликованным расписаниям и тарифам) и на нерегулярные, как правило, туристические.

При международных автоперевозках грузов необходима выдача разрешения (лицензии) другой стороны, порядок  которых может быть определен  не только положениями самого договора (соглашения), но и внутренним законодательством  государства-участника. Наряду с этим могут быть определены и некоторые  другие условия международного грузового  сообщения, например требования к автотранспортным средствам и транспортной документации, порядок провоза грузов в обратном направлении и другие вопросы.

Во втором случае к такого рода международно-правовым документам в области автомобильных сообщений и перевозок можно отнести Европейскую конвенцию о международных последствиях лишения прав управления автомототранспортными средствами, подписанную в Брюсселе в 1976 г. и вступившую в юридическую силу в 1983 г.

Другой важный международно-правовой акт, регламентирующий международные  автомобильные перевозки и сообщения, - это Европейское соглашение о  международной дорожной перевозке  опасных грузов (ДОПОГ). Это Соглашение и протокол о подписании были приняты  в Женеве в 1957 г., а вступило оно  в силу в 1968 г.

Одно из международно-правовых значений ДОПОГ заключается в  том, что оно как бы заложило основы современной транспортной безопасности, распространяющейся, разумеется, и  на международные автомобильные  перевозки и сообщения пассажиров и грузов. В настоящее время  для осуществления эффективной  внешнеторговой деятельности, особенно для новых суверенных государств, важное значение имеет международно-правовое обеспечение надлежащего уровня транспортной безопасности, а также необходимость соблюдения международных соглашений о перевозке или транспортировке и условий, которые могут быть установлены заинтересованными государствами.

Как определено Европейским  соглашением, когда речь идет о перевозке  опасных и особо опасных грузов, то понятие и значение грузов сводится к определенной части, группе всех видов  грузов, выделенных в самостоятельную  группу опасных и особо опасных  грузов.

Кратко характеризуя содержание приложений к ДОПОГ, можно отметить, что первое приложение определяет перечень опасных грузов, вообще не допускаемых  к перевозке или же перевозимых  с соблюдением определенных условий. Во втором - предусмотрены технические  и коммерческие требования к автотранспортным средствам, которые используются для  перевозки опасных грузов, установлен обязательный порядок их технического осмотра и выдача в государстве  регистрации свидетельства о  допущении к перевозке, срок которого составляет не более одного года.

Наряду с этим согласно ст. 4 (п. 1) каждая договаривающаяся сторона  сохраняет за собой право регламентировать или воспрещать по причинам иным, чем  безопасность в пути, ввоз на свою территорию опасных грузов. Важно и то, что  ст. 5 закрепила норму, согласно которой  перевозки, в отношении которых  применяется настоящее соглашение, продолжают быть предметом внутригосударственных  или международных предписаний, касающихся в целом дорожного  движения, международных дорожных перевозок  или международной торговли.8.

Информация о работе Международные автомобильные перевозки