Международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Наличие в мире системы государств — объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Международное право.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 

1.10. Особенности  правового статуса должностных  лиц и служащих международных  организаций

В основе привилегий и иммунитетов должностных лиц  международных организаций лежит  теория функциональной необходимости. Конвенция о привилегиях и  иммунитетах Объединенных Наций устанавливает, что должностные лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов; имеют право ввозить беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.

Круг лиц, которые  пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генеральным  секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран - членов ООН, поскольку эти  привилегии и иммунитета должны предоставляться  должностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц Конвенции.

Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению  Объединенных Наций, пользуются во время  командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные  лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности, предоставляются: иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств, находящимся во временных служебных командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.

В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении с дипломатическими.

Генеральный секретарь  ООН, его заместители, а также  жены этих лиц и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям.

В Конвенции  отмечено, что привилегии и иммунитета предоставляются должностным лицам  ООН и экспертам в интересах  Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный секретарь ООН  не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального секретаря право отказа от имущества принадлежит Совету Безопасности ООН.

 

2. Консульское  право

2.1. Понятие  и источники консульского права

Консульское право  можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и  норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.

Исторически консульские  отношения развивались как отношения, связанные прежде всего с международной  торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как. выборные или назначенные государством советники и помощники, призванные оказывать на территории иностранного государства помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество представительства интересов своего государства как такового.

С течением времени  круг вопросов, входящих в компетенцию  консульских учреждений, неуклонно  расширялся, функции их приобретали  все более многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и политических связей между государствами. Тем не менее исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжают определять их специфику и отличие от дипломатических.

Источниками консульского права являются международный договор  и международный обычай.

Хронологически  в этом ряду первым стоит международный  обычай, поскольку в древние времена и в период средневековья консульские отношения регулировались главным образом на основе обычая. В настоящее время международные обычаи продолжают являться основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.

Международные договоры по консульским вопросам заключаются  как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В современном  консульском праве действуют  три многосторонние консульские  конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 года и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.

Большую роль в  консульском праве играют двусторонние договоры и конвенции по консульским  вопросам, заключать которые начали еще в XII—XIII веках. Сейчас их число  во всем мире достигает нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил с другими государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992—1993 годах заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Литвой, Эстонией, Украиной. Ведутся переговоры с другими странами.

К источникам консульского права относятся также положения некоторых международных договоров, которые не посвящены исключительно консульским вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других.

Весьма важное значение имеют положения национального  законодательства, определяющие статус, функции и структуру консульских  органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных  консульских учреждений.

 

2.2. Установление  консульских отношений

Государства устанавливают  консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических  отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские  отношения могут устанавливаться  и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.

В настоящее  время консульская практика знает  два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

СССР в середине 20-х годов стал инициатором введения в международную практику института  «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в составе  дипломатических представительств [3].

Между установлением  консульских отношений и фактическим  открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени, поскольку по согласованию между  сторонами решаются не только вопросы  об установлении консульских отношений, но и для каждого конкретного случая — об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе, территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.

Консул и  любое другое консульское должностное  лицо считаются приступившими к исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было назначено компетентными органами представляемого государства и признано властями государства пребывания.

Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы назначения своих и приема иностранных консулов входят в компетенцию ведомств иностранных дел.

Консульское право  не предусматривает обязательного  получения предварительного согласия принимающего государства. Однако в  двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства включают положения, предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.

Для выполнения консулом своей миссии необходимо получение  консульского патента и экзекватуры.

Консульский патент - это документ, выдаваемый компетентными  органами представляемого государства  и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются  полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания.

По получении  консульского патента власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций в консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи экзекватуры регулируются законодательством принимающего государства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения мотивов.

В зависимости  от времени выдачи экзекватуры, а  также от ранга определяется старшинство  консула по отношению к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находящихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульских отделов дипломатических представительств.

Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.

Для заведующих консульскими отделами дипломатических  представительств, как правило, не требуется  направления консульского патента  и получения экзекватуры. Они, как  и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.

При изменении  пределов консульского округа или класса главы самостоятельного консульского учреждения от него требуется получение новых патента и экзекватуры. Для других членов персонала консульства этого не требуется. Власти государства пребывания информируются об их назначении на соответствующую должность.

Свои консульские  сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный консул — это лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Окончание миссии консула может иметь место  в следующих случаях:

отозвание консула  представляемым государством;  

аннулирование экзекватуры государством пребывания;  

истечение срока  консульского патента;

закрытие консульского учреждения в данном пункте;

прекращение консульских  отношений в целом;

война между  государством пребывания и представляемым государством;

7) смерть консула; 

8) выход территории, где находится консульский округ,  из-под суверенитета государства  пребывания [4].

Первый из вышеперечисленных  случаев наиболее распространен  и в основном имеет место при  нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При  этом государство пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте  отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзекватура.

Информация о работе Международные отношения