Международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:21, реферат

Описание работы

Проблема мировой политики и международных отношений является одной из основных во всей политической теории.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА – это совокупная линия, равнодействующая, складывающаяся в результате как разнородных
противоречивых, так и согласованных действий государств и других международных субъектов на мировой арене. Мировая
политика включает в себя процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества,
совокупность установок и целей, определяемых коренными интересами государств, а также их практическую деятельность
по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей, совокупную политическую деятельность
основных субъектов международного права.

Работа содержит 1 файл

Я думаю это.docx

— 75.32 Кб (Скачать)

Руководящий совет периодически созывается на уровне директоров политических департаментов внешнеполитических

ведомств, этот же орган собирается в качестве Экономического форума. Основным органом для ведения  политических

консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет, дислоцированный в Вене и  включающий

постоянных представителей государств-участников; он может также  созываться при возникновении чрезвычайных

обстоятельств.

Общее руководство оперативной  деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим председателем; эти  функции

выполняются поочередно министрами иностранных дел стран-членов на протяжении одного года. Действующий

председатель опирается  на помощь предшествующего и последующего председателей (вместе они образуют институт

«тройки»), может назначать  и направлять личных представителей, инициировать создание специальных  целевых групп и т.д.

Главным должностным лицом  организации является Генеральный  секретарь, избираемый на три года Советом  министров и

возглавляющий секретариат  ОБСЕ, базирующийся в Вене.

Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный  в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в

рамках которого государства-члены  проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и

правам человека (размещенный  в Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области «человеческого измерения»

и формированию гражданского общества в новых демократических  странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена  должность

представителя по свободе  СМИ. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в  области безопасности является постоянно  действующим

органом, занимается проведением  новых переговоров по контролю над  вооружениями, разоружению и укреплению доверия

и безопасности.

Особо следует отметить обращение  ОБСЕ к проблематике конфликтных  ситуаций в зоне действия организации. В

заявлениях, принимаемых  на уровне глав государств и правительств или министров иностранных дел, неоднократно

затрагивались конфликты  в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии,

Приднестровье и других «горячих точках». Однако принимаемые декларации и призывы, по терминологии часто

напоминающие резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН, оставались, как правило, без практических последствий.

Один из принципиально  важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей  роли. Существует

общее согласие, что она  будет занимать одно из центральных  мест в организации международно-политической жизни в

Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной  Европы и Балтии

присоединиться к НАТО и ЕС, возникает тенденция к  маргинализации роли ОБСЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО) включает в настоящее  время 19 стран и

обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как  военный союз это, безусловно, наиболее развитая

структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности.

Североатлантический договор  был подписан в апреле 1949 г. в Вашингтоне представителями 12 государств; в

Организацию Североатлантического договора НАТО вошли США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия,

Нидерланды, Люксембург, Исландия, Дания, Норвегия, Португалия, Италия. В  последующем к ним присоединились Греция

и Турция (1952), ФРГ (1955), Испания (1982). В 1999 г. в связи с окончанием «холодной войны» в НАТО были приняты  три

бывших социалистических государства – Польша, Чехия и  Венгрия.

Вашингтонский договор 1949 г. – основной документ организации, закрепляющий ее основные цели и принципы. Его

текст состоит из статей и преамбулы, где особо подчеркивается, что НАТО создана в соответствии с Уставом ООН,

являющимся основополагающим при формировании целей и задач  организации.

Высшей политической инстанцией союза является Североатлантический  совет, который венчает собой  «гражданскую»

часть институциональной  структуры НАТО. Сессии Совета проводятся два раза в год на уровне министров  иностранных дел

(иногда с министрами  обороны), а в некоторых случаях  и на уровне глав государств  и правительств.

Что касается военной организации  союза, то ее сердцевиной является интегрированная  командная структура,

обеспечивающая взаимодействие вооруженных сил стран-членов и  их подготовку для участия в коллективной обороне в

случае возникновения  вооруженного конфликта. Военная организация  НАТО включает в себя десятки разнообразных

компонентов – командований, комитетов, агентств, различных элементов  общей военной инфраструктуры и  т.п. Основная

часть вооруженных сил  стран-членов находится под их управлением  и передается союзу только в случае войны, но

некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной  командной структуры и в мирное время.

Новые стратегические концепции  НАТО:

1. Происходит определенное  снижение военной активности  в рамках НАТО.

2. Прилагаются усилия  для укрепления роли альянса  как инструмента стратегического  вовлечения США в Европу с

одновременным обеспечением большей самостоятельности европейским  участникам союза.

3. Взят курс на установление  широких контактов и активное  развитие кооперативного взаимодействия  со странами, не

входящими в НАТО.

4. Начиная с 1993 г., центральное  место в дискуссиях относительно  НАТО занял вопрос о расширении  альянса и

вступлении в него бывших соцстран и стран Балтии. Россия ведет активную политическую кампанию против расширения

НАТО на восток, апеллируя  к необходимости не допустить  возникновения новых линий раздела  в Европе.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС), включающий в себя 25 государств, занимает уникальное место среди международных

организаций. В рамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран –  их постепенное сближение

через передачу все более  широких полномочий в регулирование  общественной жизни на уровень всего  объединения

(сообщества), которое в  возрастающей степени обретает  черты целостности и способность  к самостоятельному

регулированию.

Первоначально «шестерка» участников сообщества включала Францию, ФРГ, Италию и страны Бенилюкса (Бельгию,

Нидерланды, Люксембург). Первое расширение произошло в начале 1970-х  гг. В союз вошли Великобритания, Дания,

Исландия. В 1980-х объединение  пополнилось Испанией, Португалией, Грецией, а в 90-х гг. ХХ в. в сообщество были

приняты Австрия, Швеция и  Португалия. Актуален вопрос о принятии в Евросоюз некоторых стран бывшего

социалистического лагеря, но относятся старые участники к  новым претендентам очень осторожно.

Объективной основой роста  ЕС является усиливающаяся интернационализация  экономики. Реально союз сориентирован

на формирование некоего  наднационального (надгосударственного) образования, которое в принципе могло бы «заменить»

существующие государственные  структуры.

Главной сферой интеграционного  развития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная  задача

состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором  все существующие лица как

физические, так и юридические, были бы поставлены в рамках ЕС в  равные условия независимо от своей  национально-

государст-

венной принадлежности. В  начале 2000-х гг. введена единая валюта для участников Евросоюза – евро.

Это традиционное направление  интеграционного развития постепенно дополняется предоставлением сообществу

компетенций в новых областях (здравоохранение, транспорт, телекоммуникации, энергоснабжение, индустриальная

политика, образование, культура, охрана окружающей среды, научные исследования, развитие технологий, социальная

политика). Подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) Договор о ЕС установил, что ЕС будет иметь еще две

«опоры» – сотрудничество и взаимодействие в области судебной практики и внутренних дел, а также  в области внешней

политики и политики безопасности.

Совет принимает решения  на основе «диалога» с Комиссией  – главным исполнительным органом  ЕС, играющим

большую роль в организации  его повседневной деятельности (и  имеющим для этого многочисленный аппарат – свыше 15

тыс. человек). Члены комиссии (20 человек) назначаются национальными  правительствами, но не имеют от них

императивного мандата и  обязаны руководствоваться только интересами сообщества в целом.

Другой особенностью ЕС является существование Европейского парламента, депутаты которого избираются прямым

голосованием. По объему полномочий он не может считаться аналогом национальных законодательных органов, однако

роль Европарламента в  разработке интеграционной политики растет, причем он рассматривается как выразитель сообщества

в целом, а не стран-членов.

Важнейшим событием в развитии Европейского Союза стала разработка конституции. Работа по созданию договора,

учреждающего конституцию  для Европы, началась после создания Европейским Советом в декабре 2001 г. Конвента

будущей Европы во главе  с бывшим премьер-министром Франции  В. Жискар д′Эстеном. Кроме того, в его состав вошли

представители Европейского парламента и Европейской комиссии, а также национальных парламентов  и правительств

государств-членов и государств-кандидатов на вступление в Союз. В общей  сложности в работе Конвента приняли  участие

107 делегатов, такое же  количество заместителей и 13 наблюдателей. Конвент приступил к работе  в январе 2002 г.

Через полтора года предварительный  вариант конституции был опубликован. После _____широкого и всестороннего

обсуждения, носившего порой  весьма острый характер, был разработан окончательный проект, одобренный в  июне 2004 г.

главами государств и правительств ЕС. 29 октября 2004 г. главы государств-членов Европейского Союза подписали в  Риме

договор о Конституции  ЕС. Конституционный договор передан  на рассмотрение и одобрение государствам-членам, которые

осуществляют ратификацию  на основе своих национальных конституционных  процедур. Предполагалось, что конституция

вступит в силу в 2007 г.

Она основывается на двух основополагающих документах ЕС: Римском договоре (об образовании Европейского

экономического сообщества, 1957) и Маастрихтском договоре. В  настоящий момент сложилась своеобразная ситуация.

Конституция носит двойственный характер, что отражает сложную природу  Европейского Союза: с одной стороны,

объединение государств, с  другой – союз народов Европы, обладающий собственным гражданством и многими  другими

атрибутами государственности.

Конституция ЕС содержит 448 статей, сгруппированных в четыре раздела: институты ЕС, компетенция  институтов ЕС

и ее осуществление, политика ЕС в различных областях, порядок  пересмотра основного закона. В преамбуле  конституции

закреплено, что она явилась  результатом «культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, давшего

развитие универсальным  ценностям нерушимых и неотъемлемых прав личности, свободы, демократии, равенства  и

правового государства».

Конституция меняет структуру  и функции институтов Европейского Союза. В ЕС появится должность президента.

Появится также министр  иностранных дел ЕС, который будет  представлять единую европейскую внешнюю  политику. При

этом страны-члены по-прежнему будут вырабатывать собственную  позицию по любому вопросу, а министр  ЕС сможет

выступать от его имени  только при наличии консенсуса по тому или иному вопросу.

Факт появления таких  постов переводит ЕС на качественно  иной уровень развития интеграционных процессов. Теперь

можно рассматривать ЕС не просто как интеграционное объединение, а как конфедерацию, а возможно, даже как федерацию

с единой внешней и внутренней политикой. Хотя полномочия президента и министра иностранных дел ограничены, это не

умаляет значимости нововведения.

Однако начало ратификационного процесса в странах-членах ЕС смешал все карты сторонников углубления

интеграционного процесса. Попытки утвердить евроконституцию на референдумах во Франции и Нидерландах, а также в

парламенте Греции оказались  неудачными. Стало очевидно, что  общественное мнение европейских стран  не готово к отказу

от национальной государственности  и превращению Евросоюза в  федерацию, к чему его пыталась подвести европейская

политическая элита. Политики и политологи заговорили о системном  кризисе ЕС.

На состоявшемся в Брюсселе в июне 2006 г. двухдневном саммите  стран-членов ЕС, целью которого являлась попытка

реанимировать европейскую  конституцию, решение о судьбе конституции  было отложено еще на год. Дело в  том, что

Германия заявила о  намерении в период своего председательства в ЕС (с января 2007 г.) выдвинуть  ряд предложений,

нацеленных на выход из конституционного кризиса.

СОЮЗ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) возник как непосредственный результат  распада СССР. Участниками

этого объединения являются 12 государств – все бывшие союзные  республики, за исключением прибалтийских. Такой

состав в принципе позволяет  СНГ обращаться к многочисленным проблемам, которые являются общими для всех стран-

Информация о работе Международные отношения