Международные стандарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Искоренение пыток — дело совести всех и каждого. Боль и страдание каждой отдельной жертвы преодолевают политические, религиозные и культурные барьеры, и поэтому все мы обязаны направлять усилия и стремиться к общей цели — гуманному миру, в котором нет места пыткам.

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ ПРОТИВ ПЫТОК.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Просьбы о предоставлении субсидий направляются главным образом учреждениями, организациями или группами, которые разработали специальные проекты оказания помощи жертвам пыток. Фонд предоставил субсидии для целого ряда проектов в разных странах, при этом в первую очередь они выделялись для проектов, предусматривающих оказание непосредственной медицинской или психологической помощи. Форма заявки на получение субсидий находится на веб-сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека: http://www.ohchr.org/english/about/funds/torture/docs/application.doc

Комитет по правам человека 

Комитет по правам человека был создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Международного пакта  о гражданских и политических правах. Комитет состоит из 18 членов — граждан государств — участников Пакта, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека. Члены Комитета избираются на совещании государств — участников Пакта тайным голосованием сроком на четыре года и работают в личном качестве, а не как представители своих стран.

Периодические доклады 

Все государства, которые ратифицировали Международный  пакт о гражданских и политических правах или присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады  о принятых ими мерах по претворению  в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. При рассмотрении доклада члены Комитета опираются на множество источников: доклады других органов ООН по правам человека, специальных докладчиков и рабочих групп, а также доклады международных неправительственных организаций. По итогам рассмотрения каждого доклада Комитет принимает так назывемые «заключительные замечания», представляющие собой мнение Комитета о положении дел с осуществлением Пакта в соответствующем государстве-участнике8. Хотя заключительные замечания Комитета с юридической точки зрения не имеют обязательной силы, они отражают мнение единственного экспертного органа, правомочного и способного выносить такие постановления. Игнорирование или несоблюдение государствами заключительных замечаний свидетельствовало бы об их недобросовестном выполнении своих обязательств по Пакту.

Замечания общего порядка 

Второй важной функцией Комитета по правам человека является толкование положений Международного пакта о гражданских и политических правах (в виде так называемых «замечаний общего порядка») с целью рассеять любые сомнения относительно охвата и смысла его статей. Замечания служат для государств-участников руководством при применении положений Пакта, а также при подготовке ими своих докладов. Замечание общего порядка 20 (44), посвященное толкованию статьи 7 Пакта, приводится в Приложении 3.

Индивидуальные  жалобы 

В соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах Комитет уполномочен получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством — участником Пакта какого-либо из прав, изложенных в Пакте9, в том числе и права на свободу от пыток (статья 7 Пакта)10.  

Для того, чтобы  Комитет принял сообщение к рассмотрению (т. е. признал его приемлемым), должны быть соблюдены следующие требования:

сообщение должно касаться нарушения только тех прав, которые изложены в Пакте;

сообщение должно быть представлено лицом или лицами, которые находятся под юрисдикцией государства — участника Пакта и Факультативного протокола к нему; в случае, если сообщение направляет лицо, не являющееся жертвой, оно должно привести доказательства того, что оно действует от имени предполагаемой жертвы;

сообщение не должно быть анонимным;

сообщение не подлежит рассмотрению, если тот же самый  случай рассматривается в соответствии с другой международной процедурой;

до подачи сообщения  в Комитет жертва должна исчерпать  все внутренние средства правовой защиты (т. е. ее иск против должностного лица (организации), должен быть рассмотрен национальными судами первой и второй инстанции); это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается или внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны по не зависящим от жертвы причинам.  

Кроме того, еще  до принятия решения о том, является сообщение приемлемым или нет, Комитет  может запросить у предполагаемой жертвы или соответствующего государства  дополнительную информацию или замечания и установить крайний срок их представления. Если на данном этапе государство направляет ответ на полученное сообщение, то лицо, являющееся автором жалобы, получает копию этого ответа для представления своих замечаний. 

После этого Комитет принимает решение, является сообщение приемлемым или нет. Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с просьбой представить объяснение или заявления, разъясняющие данную проблему, и сообщить о том, были ли приняты этим государством какие-либо меры для ее урегулирования. Для представления государством ответа определен крайний срок в шесть месяцев. После этого автору жалобы предоставляется возможность высказать свои замечания относительно ответа государства. Затем Комитет формулирует свои окончательные соображения и сообщает их соответствующему государству и автору жалобы. На всех этапах проводимого Комитетом разбирательства лица, являющиеся авторами жалоб, и государства, которые, как утверждается, нарушили права этих лиц, находятся в равных условиях. Каждая сторона имеет возможность высказывать замечания относительно аргументов другой стороны. 

Как правило, на решение вопроса о признании сообщения приемлемым или неприемлемым уходит около года. Для последующего рассмотрения существа дела может потребоваться от одного до двух лет в зависимости от степени готовности государств-участников и авторов жалоб сотрудничать в представлении любой необходимой Комитету информации. 

Прежде чем  Комитет сформулирует свои окончательные  соображения, лицам, которые утверждают о нарушении своих прав, может  понадобиться защита. Для этой цели Комитет, не вынося решений по существу жалоб, в некоторых случаях обращался к соответствующим государствам с настоятельными просьбами. Например, в ряде случаев Комитет призывал не осуществлять высылку, просил о предоставлении отсрочки в приведении в исполнение смертного приговора или указывал на необходимость неотложного медицинского освидетельствования.  

Комитет не является судебным органом и его решения  именуются не «постановлениями», а  «соображениями». Вместе с тем, соображения  Комитета излагаются на языке судебных постановлений и накопленный  опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним. В ряде случаев имели место освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека.

МЕРЫ ПО ИСКОРЕНЕНИЮ  ПЫТОК 

Международно-правовые документы по правам человека, принятые в рамках ООН (конвенции, декларации, резолюции, принципы, правила), предусматривают  принятие государствами следующих  мер, направленных на искоренение пыток.

В области международного права: 

1) ратифицировать Конвенцию против пыток; 

2) заявить о  признании компетенции Комитета  против пыток получать и рассматривать  сообщения, касающиеся заявлений  одного государства-участника о  том, что другое государство-участник  не выполняет своих обязательств  по Конвенции; 

3) заявить о  признании компетенции Комитета  против пыток получать и рассматривать  сообщения лиц, находящихся под  его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами  нарушений государством-участником  положений Конвенции, или сообщения  такого рода, поступающие от их имени; 

4) своевременно  представлять в Комитет по  правам человека и Комитет  против пыток периодические доклады  о мерах по осуществлению своих  обязательств согласно Международному  пакту о гражданских и политических  правах и Конвенции против пыток, а также добросовестно выполнять рекомендации этих комитетов; 

5) сотрудничать  со Специальным докладчиком по  пыткам, представлять всю запрашиваемую  им информацию, реагировать на  его срочные обращения по тому  или иному вопросу, а также  быть готовыми пригласить его посетить страну.

В сфере национального  законодательства: 

1) обеспечить, чтобы  все акты пытки рассматривались  в соответствии с уголовным  законодательством как преступления (то же относится к попытке  подвергнуть пытке и к действиям любого лица, представляющим собой соучастие или участие в пытке), а также установить соответствующие наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера; 

2) отменить законодательство, допускающее безнаказанность лиц,  ответственных за грубые нарушения прав человека, такие, как пытки, и наказывать за такие нарушения; 

3) обеспечить  в своей правовой системе, чтобы  жертва пыток получала возмещение  и имела подкрепляемое правовой  санкцией право на справедливую  и адекватную компенсацию, включая  средства для возможно более полной реабилитации.

В практической сфере: 

1) обеспечить, чтобы  компетентные органы государства  проводили быстрое и беспристрастное  расследование, когда имеются  достаточные основания полагать, что пытка была применена на  любой территории, находящейся под его юрисдикцией; 

2) обеспечить  любому лицу, которое утверждает, что оно было подвергнуто пыткам  на любой территории, находящейся  под юрисдикцией этого государства,  право на предъявление жалобы  компетентным властям этого государства и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы, а также предпринимать меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с его жалобой или любыми свидетельскими показаниями;  

3) не наказывать сотрудников правоохранительных органов, которые отказались выполнять действия, которые могут квалифицироваться как пытка или жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания. 

4) обеспечить, чтобы  любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не использовалось в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства, за исключением случаев, когда оно используется против лица, обвиняемого в совершении пыток, как доказательство того, что это заявление было сделано; 

5) не высылать, не возвращать или не выдавать  какое-либо лицо другому государству,  если существуют серьезные основания  полагать, что ему может угрожать  там применение пыток; 

6) принимать  меры по осуществлению рекомендаций, содержащихся в заключительных замечаниях Комитета против пыток к национальным периодическим докладам; 

7) систематически  рассматривать правила, инструкции, методы и практику, касающиеся  допроса, а также условий содержания  под стражей и обращения с  лицами, подвергнутыми любой формы ареста, задержания или тюремного заключения на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, с тем, чтобы не допускать каких-либо случаев пыток; 

8) обеспечить, чтобы  учебные материалы и информация  относительно запрещения пыток  в полной мере включались в программы персонала правоприменительных органов, гражданского или военного, медицинского персонала, государственных должностных лиц и других лиц, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или к обращению с ними. 

Приложение 1 

КОНВЕНЦИЯ ПРОТИВ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ  ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ  ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ 
 

Приложение 2

ДОКЛАД КОМИТЕТА ПРОТИВ ПЫТОК

(ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ И ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ СЕССИЯ)

ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ  ООН (ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ СЕССИЯ)11 

... 

Беларусь 

40. Комитет рассмотрел  третий периодический доклад  Беларуси (CAT/C/34/Add.12) на своих 442, 445 и 449-м заседаниях 15, 16 и 20 ноября 2000 года (CAT/C/SR.442, 445 и 449) и принял следующие выводы и рекомендации. 

... 

D. Рекомендации 

46. Комитет рекомендует  государству-участнику: 

a) внести поправки  в его внутреннее уголовное  законодательство с целью включить  в него преступление пытки  на основе определения, содержащегося в статье 1 Конвенции, и установить адекватную ему меру наказания; 

b) принять безотлагательные  и эффективные меры по созданию  полностью независимого механизма  рассмотрения жалоб для обеспечения  проведения оперативных, беспристрастных  и всесторонних расследований по фактам многих утверждений о применении пыток, доведенных до сведения властей, а также обеспечения, в надлежащих случаях, уголовного преследования и наказания предполагаемых правонарушителей; 

Информация о работе Международные стандарты