Международные стандарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Искоренение пыток — дело совести всех и каждого. Боль и страдание каждой отдельной жертвы преодолевают политические, религиозные и культурные барьеры, и поэтому все мы обязаны направлять усилия и стремиться к общей цели — гуманному миру, в котором нет места пыткам.

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ ПРОТИВ ПЫТОК.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

c) рассмотреть  вопрос о создании независимой и беспристрастной правительственной и неправительственной национальной комиссии по правам человека с действенными полномочиями, в частности по поощрению прав человека и расследованию всех жалоб на нарушения прав человека, в особенности таких, которые касаются осуществления Конвенции; 

d) принять меры, включая пересмотр Конституции,  законов и указов, по установлению  и обеспечению, в соответствии  с международными стандартами,  независимости судей и адвокатов  при выполнении ими своих должностных  обязанностей; 

e) предпринять  усилия по улучшению условий  содержания в тюрьмах и следственных  изоляторах и установить систему,  предусматривающую инспекции тюрем  и центров содержания под стражей  пользующимися доверием беспристрастными  инспекторами, чьи выводы должны  предаваться гласности; 

f) обеспечить  независимый судебный надзор  за периодом и условиями предварительного  заключения; 

g) рассмотреть  вопрос о том, чтобы сделать  соответствующие заявления согласно  статьям 21 и 22 Конвенции; 

h) обеспечить  широкое распространение в стране выводов и рекомендаций Комитета, а также кратких отчетов о рассмотрении третьего периодического доклада государства-участника, включая публикацию в контролируемых правительством и независимых средствах массовой информации. 

  

Приложение 3

КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (СОРОК ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ, 1992 ГОД)

ЗАМЕЧАНИЕ ОБЩЕГО ПОРЯДКА № 20 К СТАТЬЕ 7 МЕЖДУНАРОДНОГО ПАКТА О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ 

1. Настоящее  замечание общего порядка заменяет  замечание общего порядка 7 (шестнадцатая  сессия, 1982 год), отражая содержание последнего и развивая его. 

2. Цель положений  статьи 7 Международного пакта о  гражданских и политических правах  заключается как в защите достоинства,  так и в обеспечении физической  и психической неприкосновенности  личности. Государство-участник обязано путем принятия законодательных и других необходимых мер обеспечивать защиту любого лица от действий, запрещенных в статье 7, независимо от того, совершаются ли эти действия лицами, действующими в рамках своих официальных полномочий, вне рамок этих полномочий или в личном качестве. Содержащееся в статье 7 запрещение дополняется позитивными требованиями пункта 1 статьи 10 Пакта, в котором предусматривается, что «все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». 

3. Текст статьи 7 не допускает никаких ограничений.  Комитет также подтверждает, что  даже в случаях чрезвычайного  положения, о которых говорится  в статье 4 Пакта, никаких отступлений  от положений статьи 7 не допускается, и положения этой статьи должны оставаться в силе. Аналогичным образом Комитет отмечает, что никакие оправдания или смягчающие обстоятельства не могут приводиться в качестве основания для нарушения статьи 7 по любым причинам, включая приказ вышестоящего должностного лица или органа государственной власти. 

4. В Пакте  не содержится какого-либо определения  понятий, охватываемых статьей  7, и Комитет не считает необходимым  разрабатывать перечень запрещенных  действий или устанавливать четкие  разграничения между различными формами наказания или обращения; эти разграничения зависят от характера, цели и жестокости применяемого обращения. 

5. Предусмотренное  статьей 7 запрещение касается  не только действий, причиняющих  жертве физическую боль, но и  действий, вызывающих психические страдания. Кроме того, по мнению Комитета, это запрещение должно распространяться и на телесные наказания, включая чрезмерную порку, назначаемую в качестве наказания за преступление или в качестве воспитательной или дисциплинарной меры. В этом отношении следует подчеркнуть, что статья 7 защищает, в частности, детей, учащихся и пациентов в учебных заведениях и медицинских учреждениях. 

6. Комитет отмечает, что продолжительное одиночное  заключение содержащегося под  стражей или лишенного свободы лица может приравниваться к актам, запрещенным статьей 7. Как было указано Комитетом в его замечании общего порядка 6 (16), в статье 6 Пакта в общем говорится об отмене смертной казни в выражениях, которые явно подразумевают, что такая отмена является желательной. Кроме того, когда какое-либо государство-участник применяет смертную казнь за самые тяжкие преступления, она не только должна строго ограничиваться в соответствии со статьей 6, но и должна приводиться в исполнение таким образом, чтобы причинять как можно меньше физических и психических страданий. 

7. В статье 7 содержится  однозначное запрещение проведения  медицинских или научных опытов  без свободного согласия соответствующего  лица. Комитет отмечает, что в  докладах государств-участников обычно содержится мало информации по этому вопросу. Следует уделять больше внимания необходимости и путям обеспечения соблюдения данного положения. Комитет также отмечает, что особую защиту в связи с проведением таких опытов следует обеспечить для лиц, не способных давать предусмотренное законом согласие, в частности лиц, которые подвергаются какой-либо форме содержания под стражей или лишения свободы. Эти лица не должны являться объектом медицинских или научных опытов, которые могут причинить вред их здоровью. 

8. Комитет отмечает, что для осуществления статьи 7 недостаточно запретить такое  обращение или наказание либо  квалифицировать их в качестве  преступления. Государствам-участникам  следует информировать Комитет  о законодательных, административных, судебных и прочих мерах, принимаемых ими с целью предупреждения актов пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения на любой территории, находящейся под их юрисдикцией, а также с целью наказания за них. 

9. По мнению  Комитета, государства-участники не должны подвергать лиц опасности применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания по их возвращении в другую страну посредством выдачи, высылки или возвращения (refoulement). В своих докладах государствам-участникам следует указывать, какие меры приняты с этой целью. 

10. Комитет следует  информировать о том, как государства-участники  распространяют среди широких  слоев населения соответствующую  информацию о запрещении пыток  и определенных видов обращения в соответствии со статьей 7. Сотрудники правоохранительных органов, медицинский персонал, сотрудники полиции и любые другие лица, имеющие отношение к содержанию под стражей любого лица, подвергнутого аресту, задержанию или лишению свободы в какой бы то ни было форме или к обращению с ним, должны пройти соответствующий инструктаж и получить надлежащую подготовку. Государствам-участникам следует информировать Комитет о проведенных инструктаже и подготовке и о том, является ли содержащееся в статье 7 запрещение составной частью положений о функциональных обязанностях таких лиц и этических норм, которых они должны придерживаться. 

11. Помимо описания  мер, обеспечивающих общую защиту  от действий, запрещенных статьей  7, на что имеет право каждый, государствам-участникам следует представлять подробную информацию о гарантиях специальной защиты для особенно уязвимых лиц. Следует отметить, что систематический контроль за соблюдением правил, инструкций, методов и практики проведения допросов, а также положений, касающихся содержания под стражей лиц, подвергаемых аресту, задержанию или лишению свободы в какой бы то ни было форме, и обращения с ними, представляет собой эффективное средство недопущения пыток и плохого обращения. Для обеспечения эффективной защиты содержащихся под стражей лиц необходимо принимать меры к тому, чтобы они содержались в местах, официально признанных в качестве мест содержания под стражей, а их фамилии и места содержания под стражей, равно как и фамилии лиц, ответственных за их содержание под стражей, указывались в реестре, доступном для заинтересованных лиц, в том числе для родственников и друзей. В этих же целях должно фиксироваться время и место проведения всех допросов, а также фамилии всех присутствующих там лиц, и эта информация также должна быть доступной для целей судебного и административного разбирательства. Следует также принимать меры в целях запрещения содержания под стражей без права переписки и общения. В этой связи государства-участники должны обеспечить, чтобы во всех местах задержания не устанавливалось какого-либо оборудования, которое можно было бы использовать для пыток или плохого обращения. Защита содержащегося под стражей лица предполагает также обеспечение своевременного и регулярного доступа к врачам и адвокатам, под надлежащим контролем, если того требуют интересы следствия, к членам семьи. 

12. Для противодействия  нарушениям по статье 7 важно,  чтобы закон запрещал использование  или принятие в качестве приемлемых  в судебных разбирательствах  заявлений или признаний, полученных путем применения пыток или других запрещенных видов обращения. 

13. Государства-участники,  представляя свои доклады, должны  сообщать о положениях своего  уголовного права, запрещающих  пытки и жестокое, бесчеловечное  и унижающее достоинство обращение или наказание, и указывать, какие меры наказания применяются в отношении таких действий, совершенных официальными или иными лицами, выступающими от имени государства, или частными лицами. Лица, нарушающие статью 7 в форме побуждения к совершению запрещенных действий или отдачи приказа об их совершении, или проявления терпимости к их совершению, или собственно совершения таких действий, должны нести ответственность. Следовательно, лица, отказавшиеся выполнять приказы, не должны подвергаться наказанию или какому-либо неблагоприятному обращению. 

14. Статью 7 следует  рассматривать в сочетании с  пунктом 3 статьи 2 Пакта. В своих  докладах государства-участники  должны указывать, каким образом  их правовая система на практике  гарантирует незамедлительное прекращение всех действий, запрещенных статьей 7, равно как и возможность соответствующего возмещения ущерба. Во внутреннем законодательстве должно быть признано право подачи жалобы в отношении неправильного обращения, запрещенного статьей 7. Жалобы должны расследоваться безотлагательно и беспристрастно компетентными органами с целью обеспечения эффективного использования данного средства правовой защиты. Доклады государств-участников должны содержать конкретную информацию о средствах правовой защиты, имеющихся в распоряжении жертв неправильного обращения, и о процедурах, которых должны придерживаться податели жалоб, а также статистические данные о количестве жалоб и результатах их рассмотрения. 

15. Комитет отметил,  что некоторые государства объявили  амнистию в отношении актов пыток. Амнистии обычно несовместимы с обязанностью государств проводить расследование таких деяний, гарантировать свободу от таких актов в пределах своей юрисдикции, и обеспечивать, чтобы они не повторялись в будущем. Государства не могут лишать лиц права на эффективное использование какого-либо средства защиты, включая компенсацию и такую полную реабилитацию, которая может оказаться возможной. 

  

Приложение 4

ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ 

1. Цели эффективного  расследования и документирования  пыток и других жестоких, бесчеловечных  или унижающих достоинство видов  обращения и наказания (именуемых  далее пытками или другими видами жестокого обращения) включают следующее: 

i) выяснение  фактов и установление и признание  индивидуальной и государственной  ответственности перед жертвами  и их семьями; 

ii) определение  необходимых мер во избежание  рецидивов; 

iii) cодействие  преследованию и/или в соответствующих случаях дисциплинарному наказанию лиц, вина которых установлена в ходе расследования, и указание на необходимость полного возмещения и компенсации со стороны государства, включая справедливую и адекватную финансовую компенсацию и предоставление средств для лечения и реабилитации. 

2. Государства  обеспечивают оперативное и эффективное  расследование жалоб и сообщений  о пытках и жестоком обращении.  Даже при отсутствии явно выраженной  жалобы проводится расследование,  если имеются другие указания на возможное применение пыток или жестокого обращения. Лица, проводящие расследование, которые должны быть независимыми от предполагаемых виновных и учреждений, в которых они работают, должны быть компетентными и беспристрастными. Они имеют доступ к беспристрастным медицинским и другим экспертам или право привлекать их для проведения расследований. Методы, используемые при проведении таких расследований, должны удовлетворять самым высоким профессиональным стандартам, а их выводы предаются гласности. 

3. а) Орган  расследования имеет право и  обязанность затребовать всю  необходимую для проведения расследования  информацию*. Лица, проводящие расследование,  имеют в своем распоряжении  все необходимые бюджетные и  технические средства для проведения эффективного расследования. Они также имеют полномочия обязывать всех лиц, действующих в официальном порядке и предположительно причастных к пыткам или жестокому обращению, явиться для дачи свидетельских показаний. Это же относится к любым свидетелям. С этой целью орган расследования уполномочен выдавать повестки для вызова свидетелей, включая любых официальных лиц, предположительно связанных с такими деяниями, и требовать представления доказательств. 

Информация о работе Международные стандарты