Международный суд ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Стремление государств разрешить спор мирными средствами на основе юридически обязательного решения (ст. 59 Статута Международного Суда) в логическом порядке проявляет себя в обращении в Международный Суд ООН.

Содержание

1. Введение
2. Международный суд ООН
3. Литература

Работа содержит 1 файл

Международный суд ООН..docx

— 21.44 Кб (Скачать)

План

1. Введение

2. Международный суд ООН

3. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стремление государств разрешить  спор мирными средствами на основе юридически обязательного решения (ст. 59 Статута Международного Суда) в логическом порядке проявляет  себя в обращении в Международный  Суд ООН.

Международный Суд как главный  судебный орган ООН играет основополагающую роль в деле установления господства права (Rule of Law) в международных отношениях. Он призван содействовать разрешению межгосударственных споров при обстоятельствах, когда все другие мирные средства урегулирования оказались неэффективными.

Концептуально, проблематика Международного Суда находится в центре внимания членов мирового сообщества по существу с момента вступления в силу Устава ООН, составной частью которого является Статут Суда.

Международный правопорядок, в котором  межгосударственные споры урегулируются  на основе решений независимого Международного Судебного органа, обретает большую  стабильность, сводя на нет непредсказуемость  в действиях государств.

 Принимаемые на основе права  и справедливости решения Международного  Суда содействуют прогрессивному  развитию современного международного  права и его институтов.

Параметры субъектного состава  определяют круг субъектов права, заинтересованных в получении авторитетного мнения главного судебного органа ООН. Помимо государств (ст. 34 Статута Международного Суда), возможность обращения в  Международный Суд предоставлена  Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН (п. 1 ст. 96 Устава ООН), а также другим органам ООН  и специализированным учреждениям  системы ООН (п. 2 ст. 92 Устава ООН).

 

 

 

 

Международный суд ООН

Международный Суд был создан в  качестве главного судебного органа Организации Объединенных Наций. Его  предшественником считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая  в рамках Лиги Наций в 1922-1940 гг.

Основное назначение Международного Суда состоит в том, что он должен разрешать любые международные  споры, которые будут переданы ему  спорящими государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены  мирные средства урегулирования международных  споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно Международный Суд, функционирующий постоянно .

Значение и место Суда в рамках ООН хорошо отразил в своей  инаугурационной речи 18 апреля 1946 года тогдашний председатель Генеральной  Ассамблеи Статута Суда господин Спаак: «Уважаемые члены Суда! Я не рискну заявить, что Международный Суд является самым важным органом ООН, но мне кажется, можно утверждать, что нет иного более важного органа. Конечно, Генеральная Ассамблея является более многочисленной, Совет Безопасности - более эффективным, возможно деятельность ЭКОСОС более постоянна и разнообразна. Ваша работа будет, скорее менее заметной, но я убежден, что она исключительна по своей значимости. Лично я надеюсь, что с каждым днем ваши обязанности будут становиться все более важными».

Правовую основу формирования, компетенции  и деятельности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Международного Суда, образующий неотъемлемую часть  Устава. Суд имеет свой регламент.

 

Статут включает четыре главы:

I — Организация Суда.

II — Компетенция Суда.

III — Судопроизводство.

IV — Консультативные заключения.

 

Согласно ст. 93 Устава, все члены  Организации являются ipso facto (в силу членства) участниками этого Статута. Предусмотрена возможность участия в Статуте и других государств, не являющихся членами ООН, на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Таков, например, статус Швейцарии [2].

Если участниками Статута как  международно-правового акта являются государства, то членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа  лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом  в области международного права (ст. 2 Статута). При этом, как сказано  в ст. 9, «весь состав судей в  целом должен обеспечить представительство  главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира».

Суд состоит из 15 членов, в числе  которых не может быть двух представителей одного и того же государства.

Российская Федерация представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной  Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов.

Срок полномочий члена Суда —  девять лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному  мнению других членов Суда, он перестает  удовлетворять предъявляемым требованиям.

Суд избирает председателя и вице-председателя на трехлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря [3].

В соответствии со ст. 19 Статута члены  Суда при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Место пребывания и деятельности Суда — г. Гаага (Нидерланды). По решению  Суда возможно проведение его заседаний  в других местах.

Суд является постоянно действующим  органом. Он заседает, как правило, в  полном составе; для образования  судебного присутствия считается  достаточным кворум в девять судей. По мере необходимости образуются камеры в составе трех (или более) судей  для разбора определенных категорий  дел. После избрания 6 февраля 1946 г. первых членов Суд собирался на первое заседание  в Гааге 1 апреля того же года. За 50 лет  своей деятельности (данные по 1996 г. включительно) Суд рассмотрел 97 дел: 75 споров и 22 консультативных заключения; во всех делах вынесено 61 решение.

Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется  судопроизводство, формулируются решения. По ходатайству стороны ей может  быть предоставлено право пользоваться другим языком, не относящимся к категории официальных.

Стороны выступают в Суде через  представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для  самостоятельности выполнения их обязанностей.

Судопроизводство состоит из двух элементов — письменного и  устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять иное решение, и стороны могут потребовать  недопуска публики.

Компетенция Международного Суда определена в гл. II его Статута. Основная функция  Суда — разрешение споров между  государствами.

Согласно ст. 36 Статута к ведению  Суда относятся все дела, которые  передаются ему государствами как  сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом  ООН или действующими договорами и конвенциями. В международных  договорах получили распространение  специальные нормы относительно юрисдикции Международного Суда в связи  со спором о толковании и (или) применении определенных договорных положений. В  качестве примера сошлемся на положение  ст. 22 Международной конвенции о  ликвидации всех форм расовой дискриминации: любой спор между государствами-участниками, который не разрешен путем переговоров  или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из пяти сторон в споре на разрешение Международного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования .

 От имени СССР при подписании и ратификации договоров (конвенций) с такого рода нормами традиционно делались оговорки о необязательности соответствующих положений и о том, что для передачи спора Международному Суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех участвующих в споре сторон. Однако позднее, в феврале 1989 г., СССР признал обязательность юрисдикции Международного Суда по некоторым конвенциям, включая Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Применительно к ряду конвенций подобные оговорки сохраняются (такова, например, оговорка СССР при присоединении в 1986 г. к Венской конвенции о праве международных договоров в связи с текстом ст. 66 этой Конвенции).

 При рассмотрении межгосударственных споров к судебному производству принимаются дела, переданные обеими спорящими сторонами. Такого правила придерживаются многие государства — участники Статута Суда, включая Российскую Федерацию (ранее СССР). Вместе с тем, применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам (ч. 2 ст. 36), признаваемое государствами, сделавшими по этому поводу специальные заявления. В таких случаях для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.

Согласно ст. 38 Статута, Суд решает переданные ему споры на основании  международного права и применяет:

Международные конвенции, устанавливающие  правила, определенно признанные спорящими  государствами.

 Международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

 Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

 Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

При этом сделана оговорка о праве  Суда, с согласия сторон, разрешать  дела ex aequo et bono (по справедливости и добросовестности).

 Здесь названы не только традиционные источники международного права, но и категории, способствующие их применению (не случайно пояснение: «в качестве вспомогательного средства»).

 Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Эта норма ст. 59 Статута созвучна положению ст. 94 Устава ООН о том, что каждый член Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.

  Вторая функция Международного Суда, определенная ст. 96 Устава ООН, — принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения.

 Анализ развития современного международного права и международных отношений показывает, что Международный Суд превратился в один из важных центров исследования и толкования современного международного права. Формулируемые им концепции, вследствие особого порядка комплектования этого международного органа, его высокого статуса, юридической природы выносимых им решений и консультативных заключений, оказывают серьезное воздействие на доктрину международного права и существенно влияют как на процесс универсализации, так и кодификации международного права.

 Международный Суд не является правотворческим органом. Его решения не создают и прецедентного права, поскольку они обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу [6]. На протяжении всей истории существования Международного Суда дебатировался вопрос об усилении его роли и влияния. Потенциал Международного Суда оставался существенно недоиспользованным.

 

 

Литература:

Бирюков П.Н. Международное право: Уч. пособие. - М.: Юрист, 2000.

Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный суд ООН. - М.: Международные отношения, 1971.

Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций. - М., 1979.

 Крылов С.Б. Международный  Суд ООН. – М.: Госюриздат, 1958.

Полянский Н.Н. Международный Суд. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.

Энтин М.Л. Международные судебные учреждения. – М.: Международные отношения, 1984.


Информация о работе Международный суд ООН