Международный уголовный суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

В 1998 г. в Риме дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН приняла Римский статут Международного уголовного суда. Суд был учрежден как постоянный орган, обладающий юрисдикцией в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. При этом речь идет только о тех преступлениях, которые перечислены в Статуте. В юрисдикцию Суда были включены наиболее тяжкие преступления, посягающие на интересы международного сообщества в целом: агрессия, геноцид, преступления против человечества, военные преступления. Перечень этих преступлений исчерпывающий.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

       В отношении этих преступлений установлена универсальная юрисдикция. Виновные могут передаваться суду любого государства – участника настоящей Конвенции. При необходимости преступники подлежат выдаче, так как апартеид не считается политическим преступлением. Поэтому экстрадиция производится в соответствии с национальным законодательством и международными договорами (ст.9).

5. Правовая помощь государств по  уголовным делам: содержание и  специфика 

Рост  преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения.

   В борьбе с общеуголовными преступлениями и преступлениями международного характера основными средствами являются национально-правовые, а международно-правовые - дополнительными. В борьбе с международными преступлениями основными средствами служат международно- правовые.

Целью международного сотрудничества по борьбе с уголовной преступностью является создание международных условий неотвратимости наказания за совершение уголовных преступлений – осуществление общей и частной превенции уголовной преступности, что выражается в форме выдачи преступников и оказания правовой помощи при судебном разбирательстве и исполнения уголовного наказания.

   Международное сотрудничество государств по борьбе с уголовной преступностью осуществляется путем заключения двусторонних либо многосторонних соглашений и договоров, а также создания международных организаций.

   Основными формами международного права являются многосторонние и двусторонние договоры (конвенции, протоколы, соглашения) о международной борьбе с преступностью, о выдаче преступников, правовой помощи по уголовным делам; международные акты о правах и свободах человека и гражданина; Устав Интерпол; международные соглашения правоохранительных органов различных государств о борьбе с преступлениями, ее информационном, криминалистическом, оперативно-розыскном, научно-техническом и правовом обеспечении.

  В настоящее время в международном сотрудничестве по борьбе с уголовной преступностью преобладают двусторонние договора и соглашения об экстрадиции и договора о правовой помощи.

      В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила типовой договор о взаимной помощи по уголовным делам.  В договоре о правовой помощи, прежде всего, решаются вопросы выдачи преступников и связанные с этим юридические действия, в частности, составление и пересылку документов, проведение обысков, изъятие и передачу вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов и других лиц, судебный осмотр и т.д. Кроме того, в договорах о правовой помощи содержатся -нормы определяющие взаимные обязательства государства относительно выдачи по требованию друг друга лиц, совершивших преступление, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.

Необходимо  отметить, что в оказании помощи может быть отказано, в частности, если запрашиваемое государство  полагает, что это нанесет ущерб его суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным важным интересам общества; если помощь несовместима с его законами; если совершенное деяние является преступлением лишь по военному праву.

    В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла также типовой договор о передаче уголовного преследования. Главная область применения - случаи, когда обвиняемый возвратился в государство своего гражданства и выдача его невозможна, поскольку не допускается законом. В таких случаях может иметь место передача уголовного преследования государству гражданства обвиняемого, разумеется, при условии, что деяние считается преступным в обоих государствах (принцип двойной криминальности, двойной преступности деяния). Запрашиваемое государство может отказать в просьбе о преследовании, если подозреваемое лицо не является его гражданином или постоянно в нем не проживает; если деяние является преступным только по военному праву; если преступление связано с налогами, акцизами, таможенными или валютными правилами и, наконец, если деяние рассматривается запрашиваемым государством как политическое преступление.

      Борьба с преступлениями международного характера осуществляется и с использованием многосторонних международно-правовых форм, заключением международных многосторонних конвенций, к примеру, Конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о физической защите ядерного материала и др.

  Ибо в международных конвенциях, определяется международная и национальная общественная опасность подобных деяний, которые посягают на международный и национальный правопорядок. В них происходит согласование квалификации преступных деяний, содержат определение и субъект преступлений, а также непосредственные обязательства государств по координации мер борьбы по предотвращению и пресечению преступлений международного характера, нормы по установлению юрисдикции государств над преступлениями и преступниками.

   Международное сотрудничество по борьбе с военными преступлениями осуществляется в основном в тех же формах, что и сотрудничество в борьбе с преступлениями международного характера.

    В Российской Федерации правовые основы международного сотрудничества по уголовным делам урегулированы: Конституцией РФ; отдельными нормами УК РФ, УПК РФ, законодательства о прокуратуре, оперативно-розыскной деятельности, другими федеральными законами и подзаконными актами правоохранительных министерств и ведомств. Вопросы выдачи преступников урегулированы Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая заключена 10 государствами - членами Содружества Независимых Государств в Минске 22 января 1993 г., а также двусторонними договорами о правовой помощи между СССР и странами Восточной Европы и рядом других иностранных государств5. Российской Федерацией заключены двусторонние договоры о правовой помощи с республиками Кыргызстан, Азербайджан и др.

     В тех случаях, когда между Российской Федерацией и иностранным государством нет договора о правовой помощи или о выдаче, вопросы международного сотрудничества решаются на основе принципов международного права в порядке международной вежливости и взаимности. В международном праве под экстрадицией понимают выдачу лица, совершившего международное или иное уголовное преступление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного судом приговора в отношении выданного лица. Основу института выдачи составляет принцип "ant dedere aut judicare" (лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в стране, где оно было задержано, либо в стране совершения преступления либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления) 6.

   5 декабря перед Международным уголовным судом (МУС) в Гааге предстал свергнутый в апреле сего года в результате французской интервенции президент Кот-д’Ивуара Лоран Гбагбо. На фоне обвинений, выдвинутых МУС в отношении уже нескольких глав государств, факт нового обвинения в отношении Л. Гбагбо не кажется необычным. Однако есть  в данном деле и нечто новое. Арест Гбагбо впервые был совершён согласно тайному обвинительному заключению. Это первое тайное обвинение в практике МУС – до этого все обвинительные акты провозглашались публично. Как сейчас стало известно, ордер был выдан ещё 23 ноября, но, несмотря на то что Л.Гбагбо находится в тюрьме уже более девяти месяцев, он был выдан в Гаагу только 30 ноября. 

    Президент Кот-д’Ивуара предстал перед судебной палатой Международного уголовного суда, которую возглавляет судья Сильвия Фернандес из Аргентины. В состав палаты входят также судья Одио Бенито из Коста-Рики (кстати, бывший вице-президент этой страны и судья Международного трибунала по бывшей Югославии) и Адриан Фулфорд из Британии. На вопрос судьи о том, каковы условия его содержания в тюрьме, президент Л.Гбагбо ответил: «Условия содержания нормальные, но вот обстоятельства моего ареста были ненормальными. Я был арестован в моей резиденции под огнём французских танков. Обстрелы продолжались несколько недель. Президентский дворец был разрушен до основания. Погибло много людей. На моих глазах был убит министр внутренних дел моего правительства». Президент Гбагбо рассказал и об обстоятельствах своего перевоза в Гаагу, что также показало, насколько всё далеко от должной правовой процедуры.

    Что же вменяется президенту Кот-д’Ивуара? Согласно ордеру на арест, Лоран Куду Гбагбо обвиняется в убийствах, изнасилованиях и других формах сексуальных преступлений, преследованиях и бесчеловечном обращении, совершённых во время и после волнений, связанных с президентскими выборами в ноябре 2010 года. Конечно, речь идёт не о совершении этих преступлений президентом страны лично, но о действиях сил обороны и безопасности, а также «пропрезидентской молодёжной милиции и наёмников» на всей территории страны7

     О том, насколько объективен прокурор МУС, говорит та аргументация, которую он представил в судебную палату для обоснования начала ивуарийского расследования. Излагая фактическую сторону дела, прокурор пишет: «В декабре Глава Независимой избирательной комиссии объявил, что А.Уттара получил 54,1 % голосов, а Л.Гбагбо 45,9%. Однако на следующий день Председатель Конституционного Совета отменил решение избирательной комиссии и провозгласил победителем Л.Гбагбо. Оба кандидата одновременно провозгласили себя президентами. Международное сообщество быстро приняло сторону Уттары как единственного легитимного президента. …    Несмотря на усилия международного сообщества, убедить Л.Гбагбо передать власть не удалось.

      11 апреля, в результате военной операции, проведённой силами, лояльными А.Уттаре, с помощью Миссии ООН и французских войск, Л.Гбагбо был арестован и помещён в тюрьму правительством президента Уттары»8.

      Как видно из этого текста,  прокуратура вводит суд в заблуждение, пытаясь показать, что именно Уттара является законным президентом страны. И дело здесь не только в том, что на его сторону встало «международное сообщество», а то, что прокурор пытается связать законность выборов с решением «независимой» избирательной комиссии. Однако согласно конституции страны, в случае споров, связанных с результатами выборов, окончательные итоги подводит именно Конституционный совет, а не избирательная комиссия. То есть прокуратура скрывает от суда важнейшую информацию, которая имеет критически важное значение для юридической квалификации и событий, и статуса обвиняемого! Согласно конституции Кот-д’Ивуара, именно Л.Гбагбо, а не А.Уттара является законно избранным президентом.

    Интересно отметить, что юрисдикцию МУС Кот-д’Ивуар признал именно при Гбагбо. 18 апреля 2003 года министр иностранных дел страны подписал Декларацию, в которой власти страны торжественно обещали полное сотрудничество с судом. Серьёзной ошибкой правительства Л.Гбагбо стало признание юрисдикции суда в отношении неопределённых преступлений и неограниченность во времени: документ гласит, что страна будет сотрудничать по проведению расследования «событий, произошедших на ивуарской территории», совершённых «после 19 сентября 2002 года». (3) Как видим, такое признание поставило государство в зависимое положение от суда, который теперь может сам решать, кого и за что судить. В течение семи лет (с 2003 по 2011) прокурор МУС не делал ничего для расследования переданной ему ситуации, а после свержения законного главы государства и прихода к власти представителя МВФ расследование было проведено мгновенно – в течение нескольких недель. 

     Дело Гбагбо станет, видимо, хорошим уроком тем странам и, прежде всего, странам Африки (с энтузиазмом воспринявшим идею международного правосудия и ставшим  главной движущей силой быстрой ратификации Статута МУС и вступления его в силу), которые ещё надеются на справедливость в международных делах с помощью «суда белых»... 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

 
 

 1. Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Конвенция вступила в силу для Союза ССР 1 августа 1954 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. -1954. -N 12.

2.  Лукашук  И.И. Преступления по общему  международному праву / Международное  право. Особенная часть- Волтерс  Клувер, 2005

 3. Нарбутаев Э., Ф.Сафаев. Классификация преступлений по международному уголовному праву /Курс международного уголовного права. Ташкент, 2006.

 4. Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала). Лондон, 8 августа 1945 г.; Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления. Правовые и процессуальные аспекты. Приложение 9. М., 2004. С.

5. Устав  Специального суда по Сьерра-Леоне,  учрежденного Соглашением между  ООН и Правительством Сьерра-Леоне  в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН от 14 августа 2000 г. N 1315 (2000); Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления. Правовые и процессуальные аспекты. Приложение 13. М., 2004.

  6.Ордер на арест Лорана Гбагбо от 23 ноября 2011 года, // Официальный сайт Международного уголовного суда в интернете: www.icc-cpi.int.

  7. Официальный сайт Международного уголовного суда в интернете:  www.icc-cpi.int.

   8. «Международное право» /под. Ред. Курдюкова Г.И. , Валеева Р.В., М.-2011.

Информация о работе Международный уголовный суд