Морское суднои его статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Анализ нормативного материала в целях определения морского судна показал, что международные договоры и национальное законодательство содержат лишь такое определение понятия "судна", которое необходимо для достижения предусмотренных в них целей. Поскольку цели принятия того или иного акта (международного или национального) весьма разнообразны, а круг отношений, реализуемых при участии и с помощью морских судов неограниченно широк (военное мореплавание, рыболовство, морские перевозки, научные исследования и многие другие), дать универсальное определение понятию "судно" не представляется возможным, вследствие чего ни национальное законодательство, ни международные договоры подобного понятия не содержат. Заметим, что отсутствие определения морского судна в Конвенции ООН 1982 года и объемное понятие, данное КТМ РФ, позволяют этим документам действовать в отношении всевозможных сооружений, используемых для мореплавания.

Содержание

Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ МОРСКОГО СУДНА И ЕГО СТАТУС
§1.Понятие морского судна……………………………………...
§2.Виды морских судов………..………………………………...
§3.Государственная регистрация судна………………………...
§4. Название судна……………………………………………….
§5. Проблема "удобных" флагов ………………………..
§6. Экипаж морского судна и его капитан……………………...
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПОРЯДОК ЗАХОДА И ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
§1. Правовой статус капитана и его команды………………….
§2. Порядок захода иностранных судов в морские порты…….
§3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов в морских портах………………………………………….
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

статус судна.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Что касается военных  кораблей, то, как и в любую  часть внутренних морских вод, в  морские порты, в том числе  открытые, указанные корабли могут заходить по получении предварительного разрешения или приглашения (например, нанести визит вежливости) прибрежного государства либо, если законодательство прибрежного государства это допускает, после предварительного уведомления. Прибрежное государство может устанавливать число и класс (равно как порядок и срок пребывания) иностранных военных кораблей, допускаемых в его порты.

 

§3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов в морских портах.

 

Поскольку акватория  морского порта находится под полным и исключительным суверенитетом прибрежного государства, иностранные невоенные суда, находящиеся в порту, подчиняются законам и правилам прибрежного государства. Эти законы и правила касаются пограничного, таможенного, санитарного и навигационного режимов; налогов, сборов и пошлин;   осуществления  погрузочно-разгрузочных работ; посадки и высадки пассажиров; безопасности судоходства и производимых работ; порядка схода на берег и пребывания на берегу членов экипажа и т. д.

Распространение на внутренние воды, включая порты, суверенной власти прибрежного государства предопределяет также подчинение иностранных невоенных  судов административной и гражданской юрисдикции прибрежного государства с изъятиями, относящимися к государственным морским судам или судам, находящимся на государственной службе, о чем будет сказано ниже. Однако в соответствии со сложившейся международной практикой прибрежное государство, как общее правило, не осуществляет своей юрисдикции по делам, относящимся к внутреннему распорядку на иностранном судне, находящемся в его порту, включая гражданские и трудовые споры, если только происходящее на судне не угрожает спокойствию порта. Как правило, прибрежное государство не вмешивается в вопросы внутреннего распорядка судна, гражданские и трудовые споры моряков, возникающие в связи с их службой на судах.

Такая практика нашла  подтверждение во множестве двусторонних договоров государств по вопросам торгового судоходства, в том числе заключенных Советским Союзом с различными странами. Согласно п. 1 ст. 14 морского соглашения между правительствами СССР и Французской Республики от 20 апреля 1967 г., «судебные власти одной Договаривающейся стороны не будут принимать к рассмотрению гражданские дела, возникающие из споров между капитаном и любым членом экипажа судна другой Договаривающейся стороны относительно оплаты труда или договора о найме, иначе как по просьбе или с согласия консульского должностного лица страны флага судна».

Аналогичные положения  можно найти также в соглашении между правительствами СССР и Нидерландов о торговом судоходстве от 28 мая 1969 г. (ст. 13) и в договоре между СССР и Великобританией о торговом судоходстве от 3 апреля 1968 г. (ст. 16).

Ряд других аспектов правового  режима морских портов и обращения с иностранными судами в них регулируются также соглашениями,  обычно заключаемыми на двусторонней основе.

Опираясь на национальное законодательство, двусторонние соглашения о торговом судоходстве и международные  обычаи, можно считать, что в настоящее время в области обращения с иностранными судами и оказания им услуг в морских портах прибрежное государство применяет один из двух режимов:

 а) национальный  режим, предусматривающий такое  же обращение в порту, какое предоставляется этим государством своим национальным судам в отношении доступа в порт, уплаты портовых сборов и налогов, посадки и высадки пассажиров, использования причалов и оборудования, погрузки и выгрузки грузов, использования других услуг, предназначенных для мореплавания и осуществления обычных коммерческих операций;

б) режим наибольшего  благоприятствования, или наиболее благоприятствуемой нации, который предусматривает предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства. Например, национальный режим предоставлялся судам под флагом СССР во французских морских портах и под флагом Франции в советских портах по морскому соглашению от 20 апреля 1967 г. (ст. 6).

Соглашение между СССР и Эфиопией от 4 августа 1978 г. предусматривало  для судов обеих стран режим наибольшего благоприятствования (ст. IV).

Обычно в двусторонних договорах или в национальных законах, касающихся обращения с  иностранными судами в морских портах, указывается, в каких случаях  предоставляется тот или иной режим.

Пользование иностранными морскими портами, как правило, производится с обязательной уплатой установленных прибрежным государством сборов, пошлин и налогов (корабельные, маячные, причальные, лоцманские и др.). Отдельно начисляются таможенные пошлины. Однако имеются порто-франко и вольные гавани (например, Лас-Пальмас на Канарских островах), при заходе в которые морские суда и грузы на них освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

 

Заключение.

Основные  выводы проведенного исследования сводятся к следующему и касаются как теоретического, так и практического аспектов проблемы определения статуса морских судов.

Анализ нормативного материала в целях определения  морского судна показал, что международные договоры и национальное законодательство содержат лишь такое определение понятия "судна", которое необходимо для достижения предусмотренных в них целей. Поскольку цели принятия того или иного акта (международного или национального) весьма разнообразны, а круг отношений, реализуемых при участии и с помощью морских судов неограниченно широк (военное мореплавание, рыболовство, морские перевозки, научные исследования и многие другие), дать универсальное определение понятию "судно" не представляется возможным, вследствие чего ни национальное законодательство, ни международные договоры подобного понятия не содержат. Заметим, что отсутствие определения морского судна в Конвенции ООН 1982 года и объемное понятие, данное КТМ РФ, позволяют этим документам действовать в отношении всевозможных сооружений, используемых для мореплавания.

При характеристике классификации  морских судов установлена и  показана взаимосвязь национальности судна с его видами: отнесение того или иного "плавучего сооружения" к категории военного корабля, государственного некоммерческого или торгового судна во многом определяет объем юрисдикции государства флага, осуществляемой им в отношении судов своей национальности в различных видах морских пространств.

Говоря о  регистрации морских судов в  Российской Федерации нельзя не отметить, что несмотря на принятие нового Кодекса торгового мореплавания 1999 года, который был разработан в полном соответствии с основными международными актами в области морского права, законодателем до сих пор полностью не определен механизм и порядок осуществления регистрации, что приводит к значительным практическим трудностям.

Кроме того, в  настоящее время морские державы столкнулись с проблемой удобного флага, по причине которой их морской флот стал неумолимо сокращаться несмотря на тщетные попытки предотвратить это. На мой взгляд, существование удобного флага обусловлено скорее экономическими причинами, и в частности, налоговым законодательством, нежели жесткими требованиями,      предъявляемыми     отдельными     странами     к регистрации морских судов. Несомненно, что морские суда в любой стране должны подпадать под более или менее единообразное правовое регулирование режима регистрации, что позволило бы избежать уклонения отдельных судовладельцев от основных требований безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Сегодня многие государства осознают, что проблемы, связанные с регистрацией судов и сменой флага уже нельзя разрешить только путем принятия мер на уровне национального законодательства. Необходимо правовое сотрудничество всех морских держав с тем, чтобы создать надежную международно-правовую основу для единообразного регулирования режима регистрации морских судов и смены флага. В связи с этим нельзя не согласиться с Г.С. Егиян, который указал, что «... проблема регистрации судов требует детализации всех условий регистрации не только и не столько на национальном уровне, сколько главным образом на международно-правовом уровне»36.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативный материал

  1. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года // СПС "Консультант Плюс".
  2. Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 года // СПС "Консультант Плюс".

3. Конвенция ООН об открытом море 1958 года // Ведомости ВС СССР.

1962. №46. Ст. 457.

4. Конвенция ООН о территориальном море и прилежащей зоне 1958 го-

да // Ведомости  ВС СССР. 1964. №43. Ст. 472.

  1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года // 
    Действующее международное право. В 3-х томах. Том 1. М.: Изд-во 
    Московского независимого института международного права, 1999.
  2. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб 
    от загрязнения нефтью 1969 года // Сборник действующих договоров, 
    соглашений, конвенций. М.: Наука, 1977.
  3. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения

1971 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Том 2. 
М.: Изд-во Московского независимого института международного 
права, 1999.

8. Международные правила предупреждения столкновений судов в море

1972 года // Справочник капитана дальнего плавания / Под ред. Г.Г. 
Ермолаева. М.: Транспорт, 1988.

9. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 
года // Ведомости ВС СССР. 1983. №38. Ст. 570.

  1. Конвенция о международной спутниковой связи 1976 года //                  Международное публичное право. Сборник документов. Том 2. М.: Наука, 
    1996.
  2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Том 3. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1999.
  3. Конвенция ООН об условиях регистрации морских судов 1986 года // 
    Морфлот. 1986. №9.
  4. Международная   конвенция   о    спасании    1989   года   //   СПС 
    "Консультант Плюс".
  5. Кодекс торгового мореплавания СССР 1968 года. М.: Транспорт, 
    1974.
  6. Водный кодекс РФ 1995 года // Полный сборник кодексов РФ. М.: 
    "Информэкспо", 1999.
  7. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 года. М.: Изд-во "Ось-89", 
    1999.

 

  1. Кодекс внутреннего водного транспорта  РФ 2001 года // Собрание 
    законодательства РФ. 2001. №11. Ст. 1001.
  2. Федеральный закон РФ "О государственной границе РФ" от 1 апреля 
    1993 года // Действующее международное право. В трех томах. Том 1. 
    М.: Изд-во Московского независимого института международного 
    права, 1999.
  3. Федеральный закон РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" от 31 июля 1998 года // Собрание 
    законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3833.
  4. Федеральный закон РФ "О присоединении РФ к Международной 
    конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста 
    морских судов 1952 года " от 6 января 1999 года // Собрание законодательства РФ. 1999. №2. Ст. 240.

 

Специальная литература

  1. Аверин И.М. "Удобные" флаги и международное судоходство (история, экономика, политика). М.: Наука, 1992.
  2. Бекяшев К.А. Морское и рыболовное право. Охрана природы. М.: Аг- 
    лопромиздат, 1990.
  3. Верещетин В.С. Свобода судоходства в открытом море. М.: Изд-во 
    ИМО, 1958.
  4. Гаврилов В.В. Международное частное право. Курс лекций. Владивосток: Изд-во Дальневосточного института, 1999.
  5. Гуцуляк В.Н. Морское право. Учебное пособие. М.: Росконсульт, 
    2000.
  6. Егиян Г.С. О понятии открытой регистрации судов в международном 
    праве // Морское право и международное сотрудничество. М.: В/О 
    "Мортехинформреклама", 1990.
  7. Ермаков В.В. Морское право. Учебник для морских академий. М.: 
    Транспорт, 1994.
  8. Жаркова О.А. Правовая сущность юрисдикции государств флага, 
    прибрежного государства и государства порта по защите морской 
    среды от загрязнения в процессе судоходства // Актуальные вопросы 
    морского права. М.: Транспорт, 1990.
  9. Жудро А.К., Джавад Ю.Х. Морское право. М.: Транспорт, 1974.
  10. Колодкин А.Л., Волосов М.Е., Егиян Г.С. Проблема национальности 
    торговых судов в морском праве // Морское право и международное 
    судоходство. М.: Транспорт, 1985.
  11. Колодкин А.Л., Егиян Г.С. Новая конвенция ООН // Морфлот. 1986. 
    №9.
  12. Коломбос Д. Международное морское право. М.: Прогресс, 1975.
  13. Левиков Г.А. Международное морское торговое судоходство. М.: 
    Наука, 1978.
  14. Леонов С. Что там, за "удобным" флагом? // Морфлот. 1998. №7/8.
  15. Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В.Н. 
    Кузнецов. М.: Международные отношения, 1999.
  16. Международное частное право. Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. 
    М.: Проспект, 2000.
  17. Мировой океан и международное право. Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды. М.: Наука, 1988.
  18. Путь к сохранению отечественного флота // Морфлот. 2000. №7-8.
  19. Современное международное морское право. Режим вод и дна Мирового океана. М.: Наука, 1974.
  20. Современное морское право и практика его применения. М.: Транс 
    порт, 1985.
  21. Состояние и перспективы развития морского торгового флота России 
    //Морфлот. 2001. №1.
  22. Тетерюков Е.И. Обязанности государства флага судна // Советский 
    ежегодник международного права. 1985 год. М.: Наука, 1986.
  23. Ханин М. Вторая регистрация судов // Морфлот. 1997. №5.
  24. Ханин М. Морской транспорт и национальная безопасность России // 
    Морфлот. 2001. №3.
  25. Царев В.Ф., Королева Н.Д. Международно-правовой режим судоходства в открытом море. М.: Транспорт, 1988.
  26. Юрьев В. Международный реестр судов России поможет сохранить 
    отечественный флот // Морфлот. 1998. №9-10.

Информация о работе Морское суднои его статус