Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:55, курсовая работа
Анализ нормативного материала в целях определения морского судна показал, что международные договоры и национальное законодательство содержат лишь такое определение понятия "судна", которое необходимо для достижения предусмотренных в них целей. Поскольку цели принятия того или иного акта (международного или национального) весьма разнообразны, а круг отношений, реализуемых при участии и с помощью морских судов неограниченно широк (военное мореплавание, рыболовство, морские перевозки, научные исследования и многие другие), дать универсальное определение понятию "судно" не представляется возможным, вследствие чего ни национальное законодательство, ни международные договоры подобного понятия не содержат. Заметим, что отсутствие определения морского судна в Конвенции ООН 1982 года и объемное понятие, данное КТМ РФ, позволяют этим документам действовать в отношении всевозможных сооружений, используемых для мореплавания.
Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ МОРСКОГО СУДНА И ЕГО СТАТУС
§1.Понятие морского судна……………………………………...
§2.Виды морских судов………..………………………………...
§3.Государственная регистрация судна………………………...
§4. Название судна……………………………………………….
§5. Проблема "удобных" флагов ………………………..
§6. Экипаж морского судна и его капитан……………………...
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПОРЯДОК ЗАХОДА И ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
§1. Правовой статус капитана и его команды………………….
§2. Порядок захода иностранных судов в морские порты…….
§3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов в морских портах………………………………………….
Заключение
Библиография
Что касается военных кораблей, то, как и в любую часть внутренних морских вод, в морские порты, в том числе открытые, указанные корабли могут заходить по получении предварительного разрешения или приглашения (например, нанести визит вежливости) прибрежного государства либо, если законодательство прибрежного государства это допускает, после предварительного уведомления. Прибрежное государство может устанавливать число и класс (равно как порядок и срок пребывания) иностранных военных кораблей, допускаемых в его порты.
§3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов в морских портах.
Поскольку акватория морского порта находится под полным и исключительным суверенитетом прибрежного государства, иностранные невоенные суда, находящиеся в порту, подчиняются законам и правилам прибрежного государства. Эти законы и правила касаются пограничного, таможенного, санитарного и навигационного режимов; налогов, сборов и пошлин; осуществления погрузочно-разгрузочных работ; посадки и высадки пассажиров; безопасности судоходства и производимых работ; порядка схода на берег и пребывания на берегу членов экипажа и т. д.
Распространение на внутренние
воды, включая порты, суверенной власти
прибрежного государства
Такая практика нашла подтверждение во множестве двусторонних договоров государств по вопросам торгового судоходства, в том числе заключенных Советским Союзом с различными странами. Согласно п. 1 ст. 14 морского соглашения между правительствами СССР и Французской Республики от 20 апреля 1967 г., «судебные власти одной Договаривающейся стороны не будут принимать к рассмотрению гражданские дела, возникающие из споров между капитаном и любым членом экипажа судна другой Договаривающейся стороны относительно оплаты труда или договора о найме, иначе как по просьбе или с согласия консульского должностного лица страны флага судна».
Аналогичные положения можно найти также в соглашении между правительствами СССР и Нидерландов о торговом судоходстве от 28 мая 1969 г. (ст. 13) и в договоре между СССР и Великобританией о торговом судоходстве от 3 апреля 1968 г. (ст. 16).
Ряд других аспектов правового режима морских портов и обращения с иностранными судами в них регулируются также соглашениями, обычно заключаемыми на двусторонней основе.
Опираясь на национальное законодательство, двусторонние соглашения о торговом судоходстве и международные обычаи, можно считать, что в настоящее время в области обращения с иностранными судами и оказания им услуг в морских портах прибрежное государство применяет один из двух режимов:
а) национальный
режим, предусматривающий
б) режим наибольшего благоприятствования, или наиболее благоприятствуемой нации, который предусматривает предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства. Например, национальный режим предоставлялся судам под флагом СССР во французских морских портах и под флагом Франции в советских портах по морскому соглашению от 20 апреля 1967 г. (ст. 6).
Соглашение между СССР и Эфиопией от 4 августа 1978 г. предусматривало для судов обеих стран режим наибольшего благоприятствования (ст. IV).
Обычно в двусторонних договорах или в национальных законах, касающихся обращения с иностранными судами в морских портах, указывается, в каких случаях предоставляется тот или иной режим.
Пользование иностранными морскими портами, как правило, производится с обязательной уплатой установленных прибрежным государством сборов, пошлин и налогов (корабельные, маячные, причальные, лоцманские и др.). Отдельно начисляются таможенные пошлины. Однако имеются порто-франко и вольные гавани (например, Лас-Пальмас на Канарских островах), при заходе в которые морские суда и грузы на них освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
Заключение.
Основные выводы проведенного исследования сводятся к следующему и касаются как теоретического, так и практического аспектов проблемы определения статуса морских судов.
Анализ нормативного материала в целях определения морского судна показал, что международные договоры и национальное законодательство содержат лишь такое определение понятия "судна", которое необходимо для достижения предусмотренных в них целей. Поскольку цели принятия того или иного акта (международного или национального) весьма разнообразны, а круг отношений, реализуемых при участии и с помощью морских судов неограниченно широк (военное мореплавание, рыболовство, морские перевозки, научные исследования и многие другие), дать универсальное определение понятию "судно" не представляется возможным, вследствие чего ни национальное законодательство, ни международные договоры подобного понятия не содержат. Заметим, что отсутствие определения морского судна в Конвенции ООН 1982 года и объемное понятие, данное КТМ РФ, позволяют этим документам действовать в отношении всевозможных сооружений, используемых для мореплавания.
При характеристике классификации морских судов установлена и показана взаимосвязь национальности судна с его видами: отнесение того или иного "плавучего сооружения" к категории военного корабля, государственного некоммерческого или торгового судна во многом определяет объем юрисдикции государства флага, осуществляемой им в отношении судов своей национальности в различных видах морских пространств.
Говоря о регистрации морских судов в Российской Федерации нельзя не отметить, что несмотря на принятие нового Кодекса торгового мореплавания 1999 года, который был разработан в полном соответствии с основными международными актами в области морского права, законодателем до сих пор полностью не определен механизм и порядок осуществления регистрации, что приводит к значительным практическим трудностям.
Кроме того, в
настоящее время морские
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативный материал
3. Конвенция ООН об открытом море 1958 года // Ведомости ВС СССР.
1962. №46. Ст. 457.
4. Конвенция ООН о территориальном море и прилежащей зоне 1958 го-
да // Ведомости ВС СССР. 1964. №43. Ст. 472.
1971 года // Действующее международное право.
В 3-х томах. Том 2.
М.: Изд-во Московского независимого
института международного
права, 1999.
8. Международные правила предупреждения столкновений судов в море
1972 года // Справочник капитана
дальнего плавания / Под ред. Г.Г.
Ермолаева. М.: Транспорт,
1988.
9. Афинская конвенция о перевозке
морем пассажиров и их багажа 1974
года // Ведомости ВС СССР. 1983. №38. Ст. 570.
Специальная литература