Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:10, курсовая работа
Международное право - наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.
Первичный элемент системы международного права - норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права - нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию. Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и структура нормы международного права……………………5
1.1 Понятие нормы международного права………………………………………..5
1.2 Виды и принципы норм международного права………………………………7
1.3 Структура и иерархия норм международного права………………………...14
Глава 2. Реализация международно-правовых норм…………………………….20
2.1 Особенности реализации международно-правовых норм…………………...20
2.2 Механизм реализации международно-правовых норм………………………21
2.3 Международные правоотношения…………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы……
Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:
1. Это
наиболее важные, коренные нормы,
международного права,
2. Принципы
международного права являются
наиболее общими нормами. Их
содержание многогранно; оно
В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффективного применения в рамках международного сообщества.
3. Принципы
являются общепризнанными
4. Принципы — это императивные нормы jus cogens, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность.
5. Принципы
имеют универсальную сферу
6. Принципы
международного права
Локальные
нормы — это нормы, регулирующие
отношения в рамках определенной
группы государств, а также между
двумя или несколькими
Понятием «локальные нормы» охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).
Локальные
нормы позволяют учитывать
В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).
Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).
По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие), управомочивающие (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства). 5
Как и в общей теории права, принято разграничивать императивные нормы, содержащие категорические предписания (таковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия, о сотрудничестве в борьбе с преступлениями международного характера и т.д.), и диапозитивные, представляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву о срединной линии при делимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).
Наконец,
применяется деление норм на материальные,
устанавливающие права и
В общей
теории права признано, что нормы
права с точки зрения логико-юридического
подхода имеют трехчленную
Специфика
международных отношений
Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Диспозиция нормы международного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).
Иногда
международные нормы состоят
лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3
Соглашения СНГ о помощи беженцам
и вынужденным переселенцам
1993 г. определяет, что статус беженца и
вынужденного переселенца подтверждается
выдачей соответствующего документа.
6
Санкция
как элемент международно-
Элемент
правовой нормы (или ее часть) - это
часть ее формулировки, словесного
выражения, отражающая часть содержания
конкретной нормы
(С.В. Черниченко). Без словесного выражения
норма не существует, но это выражение
может изменяться путем замены, совершенствования.
В международных
нормативных актах, в отличие
от многих внутригосударственных, формулируются,
как правило, только гипотезы и диспозиции
международно-правовых норм. В лучшем
случае говорится о том, что стороны
несут ответственность за невыполнение
соответствующих положений
Заинтересованные участники межгосударственных отношений могут определить в соглашении меру ответственности одного из них или друг друга либо договориться о рассмотрении этого вопроса в международном арбитраже или суде. Международное соглашение может быть достигнуто и относительно меры ответственности третьей стороны либо применения тех или иных мер принуждения для осуществления такой меры ответственности (например, Киотский климатический протокол 1997 г.). Вопрос о мере ответственности может быть решен и в рамках международной организации.
Что касается соглашений, устанавливающих меру ответственности, то они заключаются уже после нарушения нормы международного права, представляя собой этап в реализации той неопределенной санкции, которая была сформулирована выше, и стадию реализации возникшей ответственности.
Создатели
международно-правовых норм и те, кто
их применяет, как правило, одни и
те же лица, причем в основе создания
норм международного права, как и
в основе определения конкретных
мер ответственности в случае
их нарушения (а это один из вариантов
их применения), лежит соглашение между
их создателями. Поэтому несущественно,
предусмотрены ли заранее те или
иные меры ответственности в случае
нарушения международно-
Нормы международного
права не всегда находятся на одном
уровне с точки зрения их юридической
силы. Этот уровень не зависит от
формы закрепления правил поведения.
И договорные нормы, независимо от наименования
договоров, и обычные, и нормы, содержащиеся
в актах международных
Когда соглашение базируется на общих интересах и потребностях всех или подавляющего большинства государств либо когда это касается особо важного предмета регулирования, государства в результате взаимной договоренности придают соответствующим нормам особое юридическое значение.
Относительно юридической силы такого важнейшего универсального договора, как Устав ООН, в ст. 103 Устава сказано: «В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».
Локальные нормы в принципе должны соответствовать универсальным. Однако это не значит, что локальная норма должна быть точной копией универсальной. В таком случае в локальных нормах не было бы смысла, так как они не позволяли бы учесть условия конкретных государств (региональную и иную специфику). Вопрос о пределах отступления должен решаться в зависимости от содержания норм. Правило о преимуществе специального закона перед общим применимо и к международно-правовым нормам. Вместе с тем специализация не должна затрагивать права и интересы других государств — участников универсального договора, противоречить его цели, т.е. приводить к несовместимости локального и универсального договоров. 9
Недопустимо, например, заключение двустороннего договора об оказании помощи какому-либо третьему государству в производстве ядерного оружия, поскольку это запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г., и такое отступление является нарушением Договора.
Другой
пример. Согласно Венской конвенции
о консульских сношениях 1963 г., консульское
должностное лицо может быть подвергнуто
задержанию или аресту в случае преследования
за совершение тяжкого преступления
или исполнения вступившего в
законную силу приговора суда (п. 1 ст.
43). В двусторонних консульских соглашениях
закрепляется либо это положение
в неизменном виде, либо иное, например,
полное освобождение консульских должностных
лиц от уголовной юрисдикции государства
пребывания. Иное, чем в Венской
конвенции о консульских