Нормы международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Международное право - наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.
Первичный элемент системы международного права - норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права - нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию. Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и структура нормы международного права……………………5

1.1 Понятие нормы международного права………………………………………..5

1.2 Виды и принципы норм международного права………………………………7

1.3 Структура и иерархия норм международного права………………………...14

Глава 2. Реализация международно-правовых норм…………………………….20

2.1 Особенности реализации международно-правовых норм…………………...20

2.2 Механизм реализации международно-правовых норм………………………21

2.3 Международные правоотношения…………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованных источников и литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовая_1.0.docx

— 70.81 Кб (Скачать)

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это  наиболее важные, коренные нормы,  международного права, являющиеся  нормативной основой всей международно-правовой  системы. На них базируется  взаимодействие субъектов в процессе  создания и реализации норм  международного права. Они пронизывают  содержание всех существующих  норм.

2. Принципы  международного права являются  наиболее общими нормами. Их  содержание многогранно; оно раскрывается  посредством, конкретизирующего  нормотворчества. Закрепленные в  общем виде в Уставе ООН  принципы международного права  детализируются рядом международно-правовых  актов, прежде всего Декларацией  о принципах международного права,  касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом Организации  Объединенных Наций, 1970 г., Заключительным  актом Совещания по безопасности  и сотрудничеству в Европе 1975 г., Парижской хартией для новой  Европы 1990 г. и др.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное  развитие и кодификация принципов  будут способствовать обеспечению  их более эффективного применения в  рамках международного сообщества.

3. Принципы  являются общепризнанными нормами,  обязательными для всех государств. Устав ООН провозглашает в  ст. 2 комплекс принципов в качестве  обязательных для государств  — членов Организации, оговаривая  в п. 6 этой статьи, что "организация  обеспечивает, чтобы государства,  которые не являются ее членами,  действовали в соответствии с  этими принципами, поскольку это  может оказаться необходимым  для поддержания международного  мира и безопасности".

4. Принципы  — это императивные нормы jus cogens, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность.

5. Принципы  имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы  сотрудничества государств как  в традиционных, так и в новых  областях межгосударственных отношений  (например, в исследовании и использовании  космического пространства, в применении  ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы  международного права взаимообусловлены,  имеют комплексный характер. В  Декларации о принципах международного  права 1970 г. указывается, что  при толковании и применении  принципы являются взаимосвязанными  и каждый принцип должен рассматриваться  в контексте всех других принципов.

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между  двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы  и распространяют свое действие.

Понятием  «локальные нормы» охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные  условия, специфические интересы государств. Вместе с тем, очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального  назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные  нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие), управомочивающие (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства). 5

Как и  в общей теории права, принято  разграничивать императивные нормы, содержащие категорические предписания (таковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия, о сотрудничестве в борьбе с преступлениями международного характера и т.д.), и диапозитивные, представляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву о срединной линии при делимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).

Наконец, применяется деление норм на материальные, устанавливающие права и обязанности  участников правоотношений, и процессуальные, регламентирующие организационно процедурные  аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных  органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т.п.).

 

1.3 Структура и иерархия норм международного права

 

В общей  теории права признано, что нормы  права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма  подлежит применению, затем изложение  самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила (С.А. Голунский, М.С. Строгович).

Специфика международных отношений заключается  в том, что субъекты международного права сами выполняют роль гаранта  принятых норм. Меры ответственности  и санкции в международном  праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты международного права чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых  международным правом по отношению  к правонарушителям. Поэтому в  отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы  состоят обычно из двух элементов  — гипотезы и диспозиции.

Гипотеза  международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых  применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции  о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция  нормы международного права указывает  на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к  Международному пакту о гражданских  и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда  международные нормы состоят  лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам  
1993 г. определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа. 6

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные  нормы содержат санкции главным  образом применительно к правоотношениям  частного характера. Например, на основании  ст. 36 Конвенция ООН о договорах  международной купли-продажи товаров  1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Элемент правовой нормы (или ее часть) - это  часть ее формулировки, словесного выражения, отражающая часть содержания конкретной нормы  
(С.В. Черниченко). Без словесного выражения норма не существует, но это выражение может изменяться путем замены, совершенствования.

В международных  нормативных актах, в отличие  от многих внутригосударственных, формулируются, как правило, только гипотезы и диспозиции международно-правовых норм. В лучшем случае говорится о том, что стороны  несут ответственность за невыполнение соответствующих положений договора. Санкции же относятся к области  международного обычая, причем для  международно-правовых норм характерны абсолютно неопределенные санкции. Это, однако, не должно восприниматься как отсутствие санкций в международно-правовых нормах вообще. В противном случае данная норма перестала бы иметь  правовой характер. Поэтому санкцию  практически любой международно-правовой нормы можно сформулировать исходя из принципа добросовестного выполнения международных обязательств: нарушение  соответствующих предписаний и  запретов влечет за собой ответственность  нарушителя (конкретного субъекта международного права), мера и средства реализации которой определяются на основе международного соглашения. 7

Заинтересованные  участники межгосударственных отношений  могут определить в соглашении меру ответственности одного из них или  друг друга либо договориться о рассмотрении этого вопроса в международном  арбитраже или суде. Международное  соглашение может быть достигнуто и  относительно меры ответственности  третьей стороны либо применения тех или иных мер принуждения  для осуществления такой меры ответственности (например, Киотский климатический  протокол 1997 г.). Вопрос о мере ответственности  может быть решен и в рамках международной организации.

Что касается соглашений, устанавливающих меру ответственности, то они заключаются уже после  нарушения нормы международного права, представляя собой этап в  реализации той неопределенной санкции, которая была сформулирована выше, и стадию реализации возникшей ответственности.

Создатели международно-правовых норм и те, кто  их применяет, как правило, одни и  те же лица, причем в основе создания норм международного права, как и  в основе определения конкретных мер ответственности в случае их нарушения (а это один из вариантов  их применения), лежит соглашение между  их создателями. Поэтому несущественно, предусмотрены ли заранее те или  иные меры ответственности в случае нарушения международно-правовых норм (в виде абсолютно или относительно определенных санкций таких норм) или же меры ответственности должны быть установлены специальным соглашением  после совершения нарушения (если санкции  носят неопределенный характер). Рассматривая структуру международно-правовых норм, нельзя не упомянуть о таких правовых явлениях, как дефиниции, фикции, презумпции и преюдиции. В.М. Горшенев называет их нетипичными нормативными предписаниями, так как они не имеют полного «набора» структурных элементов. Эти явления встречаются и в международном праве. Для презумпций, преюдиций и фикций в большей степени характерны определенные допущения некоторых обстоятельств; для дефиниций - упрощение действительности, сведение ее к определенным признакам или обстоятельствам, признаваемым имеющими юридическое значение. 8

Нормы международного права не всегда находятся на одном  уровне с точки зрения их юридической  силы. Этот уровень не зависит от формы закрепления правил поведения. И договорные нормы, независимо от наименования договоров, и обычные, и нормы, содержащиеся в актах международных организаций  и актах международных конференций, — все они обладают одинаковой юридической силой, если лежащее  в их основе соглашение государств (или иных субъектов) выражает равнозначные интересы и потребности.

Когда соглашение базируется на общих интересах и  потребностях всех или подавляющего большинства государств либо когда  это касается особо важного предмета регулирования, государства в результате взаимной договоренности придают соответствующим  нормам особое юридическое значение.

Относительно  юридической силы такого важнейшего универсального договора, как Устав  ООН, в ст. 103 Устава сказано: «В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».

Локальные нормы в принципе должны соответствовать  универсальным. Однако это не значит, что локальная норма должна быть точной копией универсальной. В таком  случае в локальных нормах не было бы смысла, так как они не позволяли  бы учесть условия конкретных государств (региональную и иную специфику). Вопрос о пределах отступления должен решаться в зависимости от содержания норм. Правило о преимуществе специального закона перед общим применимо и к международно-правовым нормам. Вместе с тем специализация не должна затрагивать права и интересы других государств — участников универсального договора, противоречить его цели, т.е. приводить к несовместимости локального и универсального договоров. 9

Недопустимо, например, заключение двустороннего  договора об оказании помощи какому-либо третьему государству в производстве ядерного оружия, поскольку это запрещено  Договором о нераспространении  ядерного оружия 1968 г., и такое отступление  является нарушением Договора.

Другой  пример. Согласно Венской конвенции  о консульских сношениях 1963 г., консульское  должностное лицо может быть подвергнуто  задержанию или аресту в случае преследования  за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в  законную силу приговора суда (п. 1 ст. 43). В двусторонних консульских соглашениях  закрепляется либо это положение  в неизменном виде, либо иное, например, полное освобождение консульских должностных  лиц от уголовной юрисдикции государства  пребывания. Иное, чем в Венской  конвенции о консульских сношениях, регулирование касается двусторонних отношений и не затрагивает интересы других государств-участников.

Информация о работе Нормы международного права