Новая модель концепции государственной службы в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению.

Работа содержит 1 файл

концепция гос.службы.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

 

1.2. Цель и задачи  новой модели государственной  службы

В Стратегии «Казахстан – 2030» определены приоритеты развития государственной службы: «улучшение системы найма, подготовки и продвижения  кадров»; «государственная служба как  служение нации»;           «создание и поддержка высокой репутации государственной службы», которые настоящей Концепцией заложены в основу формирования новой модели государственной службы Республики Казахстан.

Новая модель государственной  службы в первую очередь предполагает модернизацию понятия «государственная служба», которое должно стать синонимом  понятия «служение нации (обществу)»  и означать ориентацию на население  как потребителя государственных  услуг. 

Новая модель государственной  службы ориентирована на признание  важности человеческого фактора  и проведение эффективной кадровой работы, что является ключевым фактором ее профессионализации.

Новая модель государственной  службы направлена на формирование эффективных  кадровых механизмов – эффективный  и прозрачный порядок поступления  на государственную службу, возможность  непрерывного профессионального развития государственных служащих, взаимосвязь  результатов работы и системы  поощрения.

В новой модели государственной  службы будет сформирован корпус высших административных государственных  служащих, профессионально обеспечивающих эффективность реализации государственной  политики, будут принципиально усовершенствованы  механизмы поступления и прохождения  государственной службы.

Таким образом, исходя из положений  Стратегии «Казахстан – 2030», триединой  целью формирования новой модели государственной службы является следующее:

1) эффективная кадровая  политика и система управления  человеческим капиталом в системе  государственной службы;

2) высокое качество оказания  государственных услуг и эффективность  деятельности государственных органов; 

3) положительный имидж  и этика поведения государственных  служащих.

В соответствии с триединой  целью задачами формирования новой  модели государственной службы определяются:

1) формирование новых  и совершенствование действующих  кадровых механизмов в системе  государственной службы;

2) повышение качества  и доступности государственных  услуг и ориентация деятельности  государственных служащих на  население как потребителя государственных  услуг;

3) обеспечение высокого  статуса и престижа государственной  службы, формирование этических  норм поведения государственных  служащих.

Для обеспечения последовательного  качественного кадрового обновления и профессионализации государственной  службы будет модернизирована ее организационная структура и  нормативная правовая база.

Результатом формирования новой  модели станет профессиональная государственная  служба, ориентированная на результат  и качественное оказание государственных  услуг, а также соответствующая  актуальным потребностям государственного социально – экономического развития.  

 

1.3.  Период реализации и ожидаемые результаты  

 

Реализация настоящей  Концепции рассчитана на период с 2011 года до 2015 года и включает следующие  этапы.

На первом этапе (2011 – 2012  годы) предполагается реализация мер, направленных на достижение целевых индикаторов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года:

1)    внедрение нового реестра должностей государственной службы, основанного на трех корпусах;

2)    улучшение процедур поступления на государственную службу и формирования кадрового резерва государственной службы;

3)    формирование базового образовательного центра по подготовке высококвалифицированных государственных служащих;

4)    внедрение обновленных программ обучения, основанных на технологиях и принципах системы государственного управления, ориентированного на результат;

5)    повышение эффективности деятельности кадровых служб государственных органов;

6)    введение системы оценки деятельности государственных служащих;

7)    введение новой системы оплаты труда государственных служащих;

8)    осуществление мер, направленных на повышение качества оказания государственных услуг, в том числе внедрение системы контроля качества оказания государственных услуг, развитие механизма обратной связи для оценки качества оказываемых государственных услуг.

На втором этапе (2013 – 2015 годы) будут осуществлены долгосрочные меры по профессионализации государственной  службы, такие как внедрение системы  карьерного планирования, введение индивидуальных планов профессионального развития и обучения, расширение системы дистанционного обучения; совершенствование системы  мотивации государственных служащих; создание автоматизированной информационной системы государственной службы; разработка двухуровневой системы  управления административной этикой.          

 На втором этапе  будут проводиться мониторинг  и оценка эффективности реализованных  на первом этапе мер, на основе  чего будут выработаны соответствующие  нормативные правовые, методические  и организационные предложения  и рекомендации. 

Реализация настоящей  Концепции обеспечит профессионализацию государственного аппарата, способного эффективно выполнять функции государства  и оказывать качественные государственные  услуги населению. 

 

 

 Раздел 2. Основные принципы и общие подходы развития

системы государственной  службы Республики Казахстан 

 

2.1 Новая модель  государственной службы 

 

В международной практике можно выделить две типовые модели государственной службы – карьерную  и позиционную.

Несмотря на существующие в данных моделях различия в порядке  поступления и прохождения государственной  службы, для них характерен ряд  общих условий, обеспечивающих эффективность  системы государственной службы. Первое – это разделение государственных  служащих на политических «назначенцев»  и профессиональных «исполнителей». Второе – это прием на государственную  службу на конкурсной основе, что позволяет  отбирать на государственную службу квалифицированных и компетентных специалистов и снизить возможности  для патронажной системы отбора и продвижения кадров.

Важной особенностью системы  государственной службы за рубежом  является высокий престиж и статус государственной службы.

В настоящее время большинство  стран предпочитает выстраивать  смешанные модели государственной  службы, учитывающие особенности  национальной системы государственного управления.

Во многих эффективных  моделях государственной службы (Нидерланды, Сингапур, США, Италия) для  разграничения процесса принятия политических решений от процесса их реализации действует институт старшей государственной  службы, функциями которого являются выработка управленческих установок и проведение административной деятельности в соответствии с общей государственной политикой.

Новая модель государственной  службы Республики Казахстан будет  оставаться смешанной, включая в  себя элементы карьерной и позиционной  моделей государственной службы.

Вместе с тем, в новой  модели государственной службы согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года будет  четко прослеживаться корпусная  вертикаль: политические государственные  служащие, управленческий корпус «А»  и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы.

Формирование новой модели предполагает утверждение к 2012 году нового реестра государственных  должностей, основанного на трех корпусах.

В корпус политических государственных  служащих будут включены служащие, формирующие государственную политику, осуществляющие руководство отраслью (сферой) государственного управления, определяющие стратегические направления  государственного развития в соответствующей  сфере, а также служащие, назначение которых носит политико-определяющий характер.

В состав политических государственных  должностей будут отнесены следующие  должности: первые руководители центральных  государственных органов, органов, непосредственно подчиненных и  подотчетных Президенту Республики Казахстан, их заместители, акимы областей, столицы и города республиканского значения и их заместители, а также ряд государственных должностей, перечень которых будет определяться Президентом Республики Казахстан.

В новой модели в структуре  административной государственной  службы будет сформирован управленческий корпус «А», обеспечивающий реализацию политики, формируемой политическими  государственными служащими, и взаимосвязь  между принятием стратегических решений и их исполнением.

Назначения на административные должности управленческого корпуса  «А» будут осуществляться исключительно  из кадрового резерва, для обеспечения  эффективности его использования  будет предусмотрена правовая норма, предусматривающая обязательность нахождения кандидата в кадровом резерве корпуса «А».

Формирование политического  кадрового резерва и кадрового  резерва управленческого корпуса  «А» административной государственной  службы будет обеспечиваться Национальной комиссией по кадровой политике при  Президенте Республики Казахстан на основе предложений государственных  органов и акимов областей, столицы, города республиканского значения.

Состав и положение  о Национальной комиссии по кадровой политике будут определены Президентом  Республики Казахстан.

В новой модели государственной  службы будет пересмотрен реестр политических государственных должностей и ограничено число политических государственных должностей, в том  числе будут четко определены роль и степень ответственности  лица, назначенного на должность ответственного секретаря, и разработан открытый, транспарентный, основанный на заслугах механизм его назначения.

Учитывая приоритеты развития государственной службы, определенные Президентом Республики Казахстан, должность ответственного секретаря  будет отнесена к управленческому  корпусу «А», соответственно, полномочия, права, обязанности ответственных секретарей будут определены в рамках нормативных правовых актов, регулирующих деятельность данного корпуса.

Также в целях сохранения преемственности в работе государственного органа будет устанавливаться срок, на который назначаются ответственные  секретари, вне зависимости от периода  пребывания в должности первых руководителей  государственных органов.

Отбор в управленческий корпус «А» административной государственной  службы будет проводиться на основе постоянного рекрутинга из числа государственных служащих, отнесенных к исполнительному корпусу «Б», зарекомендовавших себя в качестве профессионально компетентных и эффективно работающих сотрудников.

Расширение имеющегося кадрового  потенциала и открытость системы  государственной службы также будет  обеспечиваться за счет так называемого  механизма «социального лифта».

Данный механизм позволит профессионально подготовленным кадрам, не являющимся государственными служащими, но занимающим руководящие должности  в организациях государственного и  частного сектора,  участвовать в конкурсном отборе для включения в кадровый резерв корпуса «А».

Критерии для зачисления в политический кадровый резерв и  кадровый резерв управленческого корпуса  «А» будут определены отдельным  нормативным правовым актом по представлению  уполномоченного органа по делам  государственной службы.

В частности, основанием для  принятия решения о зачислении кандидата  в политический кадровый резерв и  кадровый резерв управленческого корпуса  «А» административной государственной  службы целесообразно определить следующие  критерии:

уровень и профиль образования,

стаж и опыт работы,

оценка профессиональных и личностных компетенций,

соблюдение служебной  этики,

наличие письменной рекомендации политического государственного служащего  либо административного служащего  управленческого корпуса «А»  с многолетним опытом работы на руководящих  должностях.

К кандидатам для поступления  в управленческий корпус «А» будет  применяться оценка профессиональных и личностных компетенций, значимых для эффективного исполнения государственным  служащим функциональных обязанностей на управленческой должности. 

Механизмами конкурсного  отбора в кадровый резерв управленческого  корпуса «А» административной государственной  службы станет проведение тестирования на основе профессиональных и личностных компетенций, а также профессионально  ориентированного собеседования и  экзаменов.

Для формирования эффективного механизма, обеспечивающего при  смене руководителя государственного органа, занимающего политическую должность, стабильность работы административных государственных служащих и внутриведомственную преемственность, будет устанавливаться срок пребывания государственного служащего в должности корпуса «А».

Информация о работе Новая модель концепции государственной службы в РК