Новая модель концепции государственной службы в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению.

Работа содержит 1 файл

концепция гос.службы.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

Концепция новой  модели государственной службы

Республики Казахстан

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Республики Казахстан

от 21 июля 2011 года               

       № 119  

 

 

 Раздел 1. Видение развития системы государственной службы

Республики Казахстан  

 

Введение 

Профессионализация системы  государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению.

В настоящей Концепции  представлен анализ текущей ситуации в системе государственной службы, определены основные направления формирования новой модели государственной службы Республики Казахстан и ключевые механизмы ее реализации.

Настоящая Концепция станет основой для разработки законодательных  и иных нормативных правовых актов, направленных на оформление новой модели и дальнейшую профессионализацию государственной  службы Республики Казахстан.  

 

1.1. Анализ текущей  ситуации  

Развитие системы государственной  службы Республики Казахстан тесно  связано с процессами трансформации  роли государства в годы независимости, становления политической системы, экономики, общественных отношений, оптимизации  системы государственного управления.

Для реализации целей и  приоритетов независимой Республики Казахстан необходимо было создать  эффективную систему отбора и  продвижения кадров, обеспечить профессионализм  и прозрачность деятельности государственного аппарата.

Началом институционализации  современной системы государственной  службы независимого Казахстана стал Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 26 декабря 1995 года № 2730 «О государственной службе», позволивший сохранить кадровое ядро системы государственного управления и заложивший основы для развития государственной службы как важного  института государства.

Принятие Указа позволило  урегулировать отношения на государственной  службе путем установления принципов  государственной службы, иерархии государственных  должностей, определить правовой статус и установить социальные гарантии государственных  служащих, ввести антикоррупционные ограничения.

Следующей вехой в развитии государственной службы стала Стратегия  «Казахстан – 2030», определившая в 1997 году в качестве долгосрочного приоритета государственного развития формирование профессионального правительства.

Закон Республики Казахстан  «О государственной службе» (далее  – Закон), принятый в1999 году, определил  новый, отвечающий актуальным потребностям подход к формированию профессиональной и эффективной системы государственной  службы и единой кадровой политики.

В настоящее время Закон  и соответствующие нормативные  правовые акты, разработанные в его  реализацию, регулируют вопросы поступления, прохождения и прекращения государственной  службы.

Действует уполномоченный орган  по делам государственной службы и его территориальные подразделения.

Вопросы поступления  на государственную службу

Конституционное право граждан  на равный доступ к государственной  службе реализовано посредством  введения обязательного конкурсного  отбора, механизм которого закреплен  в Законе и иных нормативных правовых актах.

Внедрение конкурсного отбора на государственную службу направлено на определение соответствия кандидата  утвержденным квалификационным требованиям  к административной государственной  должности.

Так, в соответствии с Законом конкурсный отбор при  поступлении на административную государственную  должность предполагает проведение уполномоченным органом по делам государственной службы тестирования на знание действующего законодательства о государственной службе, а также проведение конкурсной комиссией государственного органа собеседования с кандидатами.

Формируется кадровый резерв государственной службы.

Однако, исходя из сложившейся  в настоящее время практики проведения конкурсного отбора, наблюдается  некоторое недоверие со стороны  граждан к объективности конкурсных процедур при поступлении на государственную  службу.

В этой связи, необходимо совершенствовать порядок конкурсного отбора на государственную  службу  и повысить его транспарентность.

Вопросы обучения государственных служащих

В настоящее время в  системе государственной службы сформирована инфраструктура обучения, включающая в себя Академию государственного управления при Президенте Республики Казахстан, региональные центры переподготовки и повышения квалификации государственных  служащих и иные организации образования. 

Ежегодно в среднем  одна треть государственных служащих проходит обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, благодаря  чему в течение трехлетнего периода  обеспечивается стопроцентное обучение государственных служащих.

Наряду с этим в настоящее  время возникла необходимость модернизации системы управления качеством учебного процесса и включения инновационных  методов обучения в учебные программы  для государственных служащих.

Система обучения государственных  служащих должна быть направлена на развитие профессиональных знаний и умений, имеющих практическую значимость и  отвечающих целям и задачам государственного органа.

Кроме того, необходимо обеспечить эффективную координацию работы по обучению государственных служащих. 

Вопросы аттестации административных государственных  служащих 

Согласно законодательству о государственной службе административные государственные служащие по истечении  трех лет пребывания на должности  проходят аттестацию, целью которой  является определение уровня их профессиональной подготовки, правовой культуры и способности  работать с гражданами.

Процедура аттестации включает в себя представление на государственного служащего служебной характеристики непосредственным руководителем, отражающей профессиональные, личностные качества и результаты служебной деятельности аттестуемого служащего.

Вместе с тем, в настоящее  время возникла необходимость совершенствования  процедуры проведения аттестации посредством  ее ориентации на оценку качества и  конечных результатов деятельности государственных служащих и обеспечения  взаимосвязи итогов аттестации и  карьерного роста.

Вопросы мотивации  государственных служащих

В настоящее время действует  единая система оплаты труда работников государственных органов, содержащихся за счет государственного бюджета и  сметы (бюджета) Национального Банка  Республики Казахстан.

Данная система основана на коэффициентах и позволяет  учитывать стаж и категорию занимаемой административной государственной  должности.

Определен порядок премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам  работников государственных органов  за счет средств государственного бюджета.

Несмотря на стабильность, оплата труда государственных служащих остается недостаточно конкурентоспособной  в сравнении с частным сектором.

Так, согласно статистическим данным на 1 апреля 2011 года средняя заработная плата в системе государственной  службы составляет 69 027 тенге, тогда как, для сравнения, средняя заработная плата в сфере строительства составляет 101 500  тенге, горнодобывающей промышленности – 133 309 тенге, финансовой и страховой деятельности – 148 680 тенге.

Кроме того, отсутствие оценки качества деятельности государственного служащего ведет к слабой взаимосвязи  между его трудовым вкладом и  системой материальной, карьерной и  моральной мотивации.

Работа государственных  органов часто характеризуется  неэффективной организацией труда  и отсутствием четкой системы  социальной защищенности государственных  служащих, что приводит к оттоку профессиональных кадров, в том числе  с зарубежным образованием, в частный  сектор, а также ведет                   к восприятию государственной службы как недостаточно престижного места для трудоустройства.

Снижение кадрового потенциала не позволяет в полной мере обеспечить профессионализацию кадрового состава  государственных органов, особенно на региональном уровне.

Вопросы функционирования института ответственного секретаря

В системе государственной  службы введен институт ответственного секретаря, основной задачей которого является сохранение кадровой преемственности  в работе государственных органов  при смене политических государственных  служащих.

Вместе с тем, в некоторых  центральных государственных органах  отмечается высокая сменяемость  руководящего состава, что отражается на эффективности деятельности государственных  органов.

Более того, учитывая, что  должность ответственного секретаря  является политической, назначение новых  руководителей государственных  органов на практике сопровождается сменой и самих ответственных  секретарей.

Вопросы формирования этики и имиджа государственных  служащих

Законодательство Республики Казахстан о государственной  службе носит ярко выраженный антикоррупционный характер.

Например, на государственную  службу не может быть принято лицо, которое привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, либо лицо, отказавшееся принять на себя ограничения, связанные  с поступлением на государственную  службу и установленные Законом.

Закреплена норма по принесению присяги государственными служащими  и принятию ими письменных ограничений, связанных с пребыванием на государственной  службе.

Действующий Кодекс чести  государственных служащих Республики Казахстан определяет требования к  морально-нравственному облику и  деловым качествам государственных  служащих.

Уполномоченным органом  по делам государственной службы и его территориальными подразделениями  в ходе проверок осуществляется контроль соблюдения действующего законодательства о государственной службе и антикоррупционного законодательства.

Однако результаты проверок нередко свидетельствуют о наличии  в работе государственных органов  нарушений действующего законодательства по вопросам поступления и прохождения  государственной службы.

Уполномоченным органом  по делам государственной службы и его территориальными подразделениями  на основе справки о выявленных нарушениях выносятся рекомендации руководителю государственного органа об устранении нарушений и привлечении к  дисциплинарной ответственности соответствующих  должностных лиц, проводятся заслушивания отчетов государственных органов  на дисциплинарных советах с последующим  вынесением рекомендаций.

Вместе с тем, в настоящее  время необходимо совершенствовать работу дисциплинарных советов.

Вопросы оказания государственных услуг 

Важно отметить, что отношение  населения к государственному аппарату в большей степени связано  с качеством и доступностью государственных  услуг.

Действующие стандарты оказания государственных услуг устанавливают  порядок оказания государственной  услуги, нормативные и обязательные для выполнения значения показателей  качества и доступности государственной  услуги, порядок обжалования и  контактную информацию, а также временные  ограничения при оказании государственных  услуг.

Однако в настоящее  время в деятельности государственных  органов наблюдаются факты неэффективного организационного и информационного  обеспечения при оказании государственных  услуг, нарушения утвержденных стандартов оказания государственных услуг, что  приводит к недостаточной степени  удовлетворенности юридических  и физических лиц качеством и  доступностью государственных услуг.

Недостаточный уровень профессионализма государственных служащих, проявления бюрократической волокиты и наличие  административных барьеров при оказании государственных услуг негативно  отражаются на имидже государственной  службы и являются основной причиной неудовлетворенности населения  и бизнеса работой государственных  органов.

Учитывая вышеуказанные  проблемные вопросы, сегодня необходимо обеспечить дальнейшее поступательное развитие системы государственной  службы и ее реформирование в тесной взаимосвязи с процессами модернизации государственного управления. 

Таким образом, с учетом положений  Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года формирование новой модели и профессионализация государственной службы Республики Казахстан будут направлены на обеспечение  результативной системы государственного управления.  

Информация о работе Новая модель концепции государственной службы в РК