Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую в последние годы нагрузку на Суд и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 77.56 Кб (Скачать)

Обращение граждан  в Европейский Суд по правам человека

Обращение граждан  в Европейский Суд по правам человека 

Выпускная квалификационная работа  

Выполнила: студентка V курса МГСА Шабанская Ольга Олеговна  

Московская гуманитарно-социальная академия 

Москва – 2003 г.

Введение 

Значение Европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейского Суда по правам человека для современной  Европы трудно переоценить. Они стали  зримым, практическим воплощением несомненного прогресса в области развития и защиты прав человека на европейском  континенте за послевоенные годы.  

Европейский Суд  по правам человека стал уникальным наднациональным  органом правосудия, ознаменовав  собой качественно новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения  Европейского Суда в настоящее время  пользуются непререкаемым авторитетом  для национальных властей и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и  иных органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер особого  источника права и с каждым годом все более глубоко и  непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также  формирование и развитие европейского правового пространства. С 1996 года вышесказанное  в полной мере относится и к  Российской Федерации.  

Вступив в 1996 году в  Совет Европы, Российская Федерация  приняла на себя обязательства о  приведении всего своего законодательства и практики его применения в соответствие с европейскими стандартами. Это  потребует, безусловно, дополнительного  напряженного труда органов законодательной, исполнительной и судебной власти в  нашей стране.  

Тем не менее, всякое искусственное форсирование законодательной  базы без ее реального социально-экономического наполнения могло бы лишь скомпрометировать  Россию как несерьезного партнера по Совету Европы и осложнить ситуацию с гарантией прав и свобод личности. То, что создавалось многолетним трудом разных европейских демократий, Россия не в состоянии сделать в одночасье, встать с ними рядом по всем параметрам социально-правовой жизни. Для этого нужно определенное время. 

В настоящий момент наблюдается весьма интенсивный  и подчас очень непростой процесс  налаживания взаимодействия России с Европейским Судом по правам человека.  

К сожалению, у многих еще существует довольно-таки абстрактное  представление об этом институте  и порядке обращение в него. Поэтому я бы хотела подробнее  изучить данную тему. 

В своей работе я  попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела  аспекты организационной структуры  и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру  подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь  представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую  в последние годы нагрузку на Суд  и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел. В  третьей главе я постаралась  осветить судебную практику именно в  отношении жалоб, поступающих из Российской Федерации.

1. Правовые и организационные  основы деятельности Европейского  суда по правам человека 

Положения Конвенции  о защите прав человека и основных свобод 1950 г. 

Принятая в развитие положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейская Конвенция  о защите прав человека и основных свобод имела непростую судьбу. Она  была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года после ее ратификации восемью  странами[1] . Однако только спустя 25 лет  после принятия, в 1975 году, участниками  Конвенции стали все члены  Совета Европы. Это объясняется тем, что первоначально многие европейские  государства возражали против предоставления индивиду права на подачу жалобы в  Европейскую Комиссию по правам человека и против обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека.  

Конвенция содержит список неотъемлемых прав и свобод каждого гражданина и обязывает  государства гарантировать эти  права каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией. 

Следует особо отметить, что Конвенция не является неким  статичным сводом норм полувековой  давности. Закрепленные в ней права  и свободы постоянно наполняются  новым содержанием, уточняются, конкретизируются как посредством принятия очередных протоколов к ней, так в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента. 

Права и свободы, установленные в Конвенции и  протоколах, не расположены в каком-либо логическом порядке, что затрудняет их обзор. Условно их можно разделить  на следующие группы[2] . 

Нормы, направленные на охрану жизни и здоровья человека:  

ст.2 Конвенции - право  на жизнь[3] , 

ст.1 Протокола N 6 - отмена смертной казни,  

ст.3 Конвенции - запрещение пыток. 

Статья 2 Конвенции  предусматривает, что право каждого  лица на жизнь должно охраняться законом. Первоначально Конвенция предусматривала  в качестве единственного законного  основания для намеренного лишения  жизни смертный приговор, вынесенный судом за совершение преступления, в отношении которого законом  предусмотрено такое наказание. В связи с принятием Протокола  № 6 это основание отпадает, так  как в ст.1 этого протокола провозглашается  отмена смертной казни и устанавливается, что никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. 

Между тем по-прежнему сохраняет силу предусмотренный  в п.2 ст.1 Конвенции перечень случаев, когда лишение жизни не рассматривается  как нарушение права на жизнь  в смысле ст.1. Лишение жизни признается правомерным, если оно является результатом  применения силы, не более чем абсолютно  необходимой: 

для защиты любого лица от противоправного насилия; 

для осуществления  законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях; 

в случае действий, предусмотренных  законом, для подавления бунта или  мятежа. 

Статья 3 Конвенции, охраняя здоровье и достоинство  человека, запрещает применение в  отношении него пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения  или наказания. Под унижающим  достоинство обращением и наказанием понимается, в числе прочего, ненадлежащие условия содержания под стражей, психическое и физическое воздействие  на подозреваемого, обвиняемого или  осужденного, неоказание ему медицинской  помощи и т.п.  

Нормы, направленные на охрану достоинства, независимости  и равноправия людей:  

ст.4 Конвенции - запрещение рабства и принудительного труда,  

ст.8 Конвенции - право  на уважение частной и общественной жизни,  

ст.12 Конвенции - право  на вступление в брак,  

ст.14 Конвенции - запрещение дискриминации,  

ст.5 Протокола N 7 - равноправие  супругов. 

Пункт 1 ст.4 Конвенции  запрещает содержание человека в  рабстве или подневольном состоянии. Эти формы угнетения человека предполагают всеобъемлющую зависимость  человека от другого лица. При этом человек оказывается в роли объекта  либо права собственности (рабство), либо иного права, обеспечивающего  подневольное состояние. 

Пункт 2 той же статьи запрещает привлечение человека к принудительному или обязательному  труду. Такой труд не включает в себя: 

любою работу, которую  обычно должно выполнять лицо, находящееся  в заключении согласно ст.5 Конвенции  или условно освобожденное от такого заключения; 

любую военную службу в странах, где в качестве законного  признается отказ от военной службы на основании вероисповедания; службу, назначенную вместо обязательной военной  службы (альтернативную гражданскую  службу); 

любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения  или бедствия, угрожающих жизни или  благополучию населения; 

любую работу или  службу, которые входят в обычные  гражданские обязанности. 

Суд, устанавливая содержание понятий принудительного или  обязательного труда, исходит из определения, содержащегося в ст.2 Конвенции Международной организации  труда № 29 «О принудительном или  обязательном труде». В этой норме  под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или  служба, для выполнения которой лицо не предложило своих услуг добровольно, но тем не менее принуждается к  ее выполнению под страхом применения какого-либо наказания.  

В соответствии со ст.8 Конвенции, каждый имеет право на уважение его частой и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Вмешательство  государственных органов в осуществление  этого права не допускается, за исключением  случаев, когда это предусмотрено  законом и необходимо в демократическом  обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка  или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков  или преступлений, охраны здоровья или нравственности или защита прав и свобод других лиц. 

Исходя из анализа  решений Суда, для квалификации союза  людей в качестве семьи существенно  осознание ими себя в качестве семьи, совместное проживание и ведение  общего хозяйства. Юридическое оформление семейных связей не имеет решающего  значения для целей применения ст.8 Конвенции. 

Одно из личных неимущественных  прав человека – это право на вступление в брак и создание семьи. Поэтому ст.12 Конвенции предусматривает  право мужчин и женщин, достигших  брачного возраста, вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством. В России порядок и условия  вступления в брак регулируется Семейным кодексом РФ. 

Важнейшее значение имеет ст.14 Конвенции, направленная на недопущение дискриминации. Запрещается  установление каких-либо предпочтений или ограничений при обеспечении  возможности осуществления человеком  предусмотренными в Конвенции прав и свобод по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального  или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или  иным признакам. 

Статья 5 Протокола  № 7 направлена на обеспечение равноправия  супругов в отношениях между собой  и в отношениях со своими детьми, в том, что касается вступления в  брак, во время состояния в браке  и при его расторжении. В Семейном кодексе РФ также есть нормы, устанавливающие  равенство прав родителей. Однако анализ российской судебной практики показывает, что зачастую суды по-прежнему необоснованно  оказывают предпочтение матерям  при разрешении споров о передаче детей на воспитание. Сохранение таких  традиций в судебной практике может  создать основания для обращения  в Европейский Суд. 

Нормы, направленные на охрану развития и свободы самовыражения  человека:  

ст.9 Конвенции - свобода  мысли, совести и религии,  

ст.10 Конвенции - свобода  выражения мнения,  

ст.2 Протокола N 1 - право  на образование.  

На обеспечение  свободы мысли, совести и религии  направлена ст.9 Конвенции. Это право  включает свободу менять свою религию  или убеждения, исповедовать свою религию  или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими  лицами, публичным или частным  порядком, в богослужении, учении и  отправлении религиозных и ритуальных обрядов.  

Ограничениям может  быть подвергнута лишь свобода исповедовать свою религию или свои убеждения. Такие ограничения устанавливаются  только законом и лишь в той  мере, в какой это необходимо в  демократическом обществе в интересах  общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и  нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. 

Со свободой мысли  тесно связана и свобода выражения  мнения. Согласно ст.10 Конвенции, каждый имеет право на свободу выражения  своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны  государственных органов и независимо от государственных границ. Однако введение государством лицензирования радиовещательных, телевизионных или  кинематографических предприятий  не рассматривается как ограничение  свободы выражения мнения. 

Информация о работе Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека