Основные международные соглашения и конвенции по рыболовству

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Состояние международно-правового регулирование рыболовства и вопросов охраны морских биологических ресурсов сегодня, безусловно, далеко от совершенства. Однако непрекращающиеся усилия государств в данной области вселяют надежду на то, что со временем проблемы эксплуатации ресурсов моря будут решены, а морские биоресурсы получат международно-правовую защиту, соответствующую той значимости, которую они имеют для мирового сообщества.

Содержание

Введение...................................................................................................3

§ 1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года..............................5

§ 2. Документы Конференции ООН по окружающей среде

и развитию................................................................................................9

§ 3. Соглашения по вопросам сохранения отдельных видов

биоресурсов и сохранения биоресурсов в отдельных регионах........12

§ 4. Двусторонние соглашения по вопросам рыболовства.................16

Заключение..............................................................................................18

Список использованных источников.....................................................21

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Дальневосточный федеральный университет

Юридическая школа

Кафедра финансового и предпринимательского права

 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И КОНВЕНЦИИ  ПО РЫБОЛОВСТВУ»

 
 
 
 
 

Выполнил  студент 749 гр.

факультета  Правоведение-II

Ващенко А.В.

 

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент

Воробьева Н.Г.

 
 
 

Владивосток, 2011

 
 

Содержание.

Введение...................................................................................................3

§ 1. Конвенция  ООН по морскому праву 1982 года..............................5

§ 2. Документы  Конференции ООН по окружающей среде 

и развитию................................................................................................9

§ 3. Соглашения по вопросам сохранения отдельных видов 

биоресурсов и сохранения биоресурсов в отдельных регионах........12

§ 4. Двусторонние соглашения по вопросам рыболовства.................16

Заключение..............................................................................................18

Список использованных источников.....................................................21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Мировой океан сегодня является важнейшим  экономическим инструментом, значение которого для мирового сообщества трудно переоценить. В современном мире порядка 90% всех грузоперевозок осуществляется с помощью морского транспорта, благодаря чему обеспечивается непрерывный международный товарооборот.

      Колоссальное  значение Мировой океан имеет  и как источник водных биоресурсов. Рыболовство является одним из древнейших способов эксплуатации моря человеком, обеспечивающих его ценнейшими видами пищи. Полноценный рацион питания сегодня немыслим без различных видов рыб  — продуктов, богатых необходимыми для человека фосфором, йодом, аминокислотами...

      Однако  в современном мире, в условиях, когда орудия лова постоянно совершенствуются, а масштабы добычи морских животных все более увеличиваются, добыча водных биологических ресурсов не может и не должна быть бесконтрольной.

      Хищническая эксплуатация ресурсов моря привела  к тому, что ряд видов рыб (таких, как атлантический осетр или морская минога) сегодня или исчезли совсем, или находятся на грани исчезновения.

      Учитывая  тот факт, что Мировой океан  является общим достоянием человечества, и осознавая то значение, которое  ресурсы моря имеют для всех государств мира, мировое сообщество в последние десятилетия активно занимается вопросами международно-правовой охраны моря. Благодаря усилиям прибрежных государств, а также международных межправительственных организаций, были приняты ряд международных конвенций, направленных борьбу с загрязнением океанов, сохранение биологического разнообразия водных ресурсов, а также защиту морских животных от их бесконтрольного промысла1. Сотрудничество государств в данной области развивается также на двустороннем уровне, когда в развитие положений международных конвенций заключаются двусторонние межгосударственные соглашения, в первую очередь — по вопросам сохранения водных биологических ресурсов в отдельных районах Мирового океана.

      Следует отметить, что отрасль международного рыболовного права является сравнительно молодой отраслью международного права, и научная разработанность данной области, к сожалению, оставляет желать лучшего. Данное обстоятельство обуславливает актуальность исследования международно-правовых вопросов рыболовства.

      В данной работе анализируются основные международно-правовые документы, посвященные  регулированию морского рыболовства, дается краткая характеристика их содержания, а также описывается значение, которое данные документы имеют для международно-правового регулирования рыболовства.

      Состояние международно-правового регулирование  рыболовства и вопросов охраны морских  биологических ресурсов сегодня, безусловно, далеко от совершенства. Однако непрекращающиеся усилия государств в данной области вселяют надежду на то, что со временем проблемы эксплуатации ресурсов моря будут решены, а морские биоресурсы получат международно-правовую защиту, соответствующую той значимости, которую они имеют для мирового сообщества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Конвенция ООН  по морскому праву 1982 года. 

      Среди международно-правовых документов, регулирующих вопросы рыболовства, необходимо в  первую очередь выделить Конвенцию  ООН поморскому праву, принятую 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей. Данная конвенция занимает центральное, основополагающее место среди документов, регулирующих вопросы международного морского права вообще и, в том числе, вопросы международно-правового регулирования рыболовства.

      Конвенция 1982 года выделяется среди других многочисленных договорных источников международного права, предусматривающих нормы о морских живых ресурсах, прежде всего своим универсальным характером2.

      Данная  Конвенция устанавливает правовые режимы для определенных морских  районов (внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны), и континентального шельфа, а также устанавливает права и обязанности прибрежного государства в отношении морских биологических ресурсов данных районов. Кроме того, в  Конвенции содержатся нормы о правах и обязанностях государств по управлению конкретными видами морских ресурсов (анадромными; катадромными; трансграничными, далеко мигрирующими видами рыб), которые, в силу специфики своего жизненного цикла, не подпадают под регулирование норм о правовом режиме отдельных морских районов.

      Так, согласно Конвенции 1982 г. государства, в реках которых образуются запасы анадромных видов (т.е. таких видов  рыб, которые нерестятся в пресных  водоемах, а затем совершают миграции в море для нагула), в первую очередь  заинтересованы в таких запасах и несут за них первоочередную ответственность. Заинтересованность государства характеризует экономический аспект правового режима вылова этих видов, в то время как первоочередная «ответственность» государства характеризует его обязанность по обеспечению сохранение данных видов в соответствии с их биологическими характеристиками.

      Государство происхождения запасов анадромных видов рыб обязано принимать  соответствующие меры по регулированию  рыбного промысла во всех водах к  берегу от внешних границ своей исключительной экономической зоны с тем, чтобы обеспечить сохранение таких запасов.  
 Принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. международное сообщество закрепило право прибрежных государств на объявление ими водных пространств в пределах 200 миль у своего побережья исключительными экономическими зонами, в которых государства могут осуществлять суверенные права. При этом было установлено, что осуществление таких прав функционально ограничено и имеет четкую целевую направленность, в том числе и в отношении биологических ресурсов.

      В соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву, прибрежное государство  в исключительной экономической  зоне осуществляет:

  1. суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
  2. юрисдикцию  в отношении:
    1. создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
    2. морских научных исследований;
    3. защиты и сохранения морской среды;
    4. другие права и обязанности, предусмотренные в Конвенции3.

      Осуществляя свои права и выполняя свои обязанности  в исключительной экономической  зоне прибрежные государства обязаны  учитывать и права  других государств.

      Среди основных прав прибрежного государства  на морские живые ресурсы можно  выделить следующие:

  • право на определение допустимого улова биологических ресурсов в своей исключительной экономической зоне;
  • право на полное использование всех биологических ресурсов в своей исключительной экономической зоне, в отношении которых прибрежное государство определило допустимый улов.

      Прибрежное  государство наделено суверенным правом принимать меры, направленные на сохранение биологических ресурсов в исключительной экономической зоне. Помимо определения  прибрежным государством допустимого  улова биологических ресурсов,  мерами, направленным на сохранение биологических ресурсов, являются обеспечение государством, с учетом имеющихся у него наиболее достоверных научных данных, надлежащих мер по сохранению и управлению ресурсами, чтобы их состояние не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации.

  В отношении управления живыми ресурсами Конвенция ООН по морскому праву предоставляет прибрежным государствам правомочия определять виды, которые могут вылавливаться, и устанавливать квоты вылова в отношении конкретных запасов или групп запасов, либо вылова на каждое судно в течение какого-либо периода времени, либо вылова гражданами любого государства в течение определенного периода. Предметом регулирования прибрежным государством могут стать сезоны и районы рыбного промысла, виды, размеры и количество орудий лова, а также типы, размеры и количество рыболовных судов, которые могут быть использованы. Прибрежное государство вправе устанавливать возраст и размер рыбы и других видов, которые могут вылавливаться.  
 Конвенция 1982 г. закрепляет за прибрежным государством право принимать меры по контролю за деятельностью судов в своих исключительных экономических зонах. Среди этих мер в Конвенции выделены следующие:

  1. определение информации, требуемой от рыболовных судов, включая статистические данные об уловах и промысловом усилии, а также сообщения о местонахождении судна;
  2. размещение прибрежным государством наблюдателей или стажеров на борту таких судов;
  3. установление обязательной выгрузки такими судами всего или какой-либо части улова в портах прибрежного государства;
  4. установление положений и условий, относящихся к совместным предприятиям или другим совместным мероприятиям
  5. определение потребностей в подготовке персонала и передаче технологии рыбного промысла, включая требования о расширении возможностей прибрежного государства по проведению рыбохозяйственных исследований и процедур обеспечения выполнения.

      Конвенция ООН по морскому праву заложила юридическую  основу пользования живыми ресурсами  океанов. Однако еще существует круг важных проблем, требующих своего решения. В частности, к ним относятся: превышение квот, недостаточный контроль за сохранностью водных ресурсов, чрезмерная мощность рыболовного флота, нелегальный и неучтенный вылов4.

      Конвенция получила признание благодаря воздействию на возможность прибрежных государств контролировать морские научные исследования, предупреждение загрязнения, доступ со стороны моря в государства, не имеющие выхода к морю. Более того, в настоящее время она признана как схема и основа для любых будущих инструментов, направленных на дальнейшее определение прав и обязательств в отношении океанов5

 

§ 2. Документы Конференции  ООН по окружающей среде и развитию 

      3 - 14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию,ставшая одним из наиболее значимых форумов, на которых обсуждались вопросы экологии вообще и, в частности, вопросы, связанные с сохранением морской среды. Данная Конференция ознаменовалась принятием двух важнейших международно-правовых документов, касающихся в том числе и международно-правового регулирования рыболовства.

      Первый  из них — Декларация Рио-де-Жанейро  по окружающей среде и развитию (Декларация Рио — 92). Хотя данный документ и  не носит договорно-правового характера, значение его нельзя недооценивать. В Декларации Рио — 92 сформулированы соновные принципы экологически корректного поведения мирового сообщества и государств на современном этапе, которые безусловно должны учитываться и при использовании ресурсов моря. Участники Конференции полагали, что основанная на закрепленных в декларации принципах национальная экологическая политика государства будет способствовать обеспечению национального и международного экологического правопорядка6.

Информация о работе Основные международные соглашения и конвенции по рыболовству