Основные принципы международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Принципы международного права в системе международно-правовых норм

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков.
Это наиболее важные коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.
Принципы международного права являются наиболее общими нормами. Их содержание многогранно; онораскрывается посредством конкретизирующег

Содержание

Введение

1 Принципы международного права в системе международно-правовых норм

2 Основные принципы международного права

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Междун. право.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

1 Принципы международного права в системе международно-правовых норм

2 Основные принципы международного права

Заключение

Список  литературы

 

Введение 

 

1 Принципы международного права в системе международно-правовых норм

     Принципы  международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков.

  1. Это наиболее важные коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.
  2. Принципы международного права являются наиболее общими нормами. Их содержание многогранно; онораскрывается посредством конкретизирующего нормотворчества. Закрепленные в общем виде в Уставе ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., Заключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

     В Декларации о принципах международного права подчеркивается, что прогрессивное  развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффективного применения в рамках международного сообщества.

  1. Принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств и иных субъектов международного права. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов качестве обязательных для государств – членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами.
  2. Принципы – это императивные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность.
  3. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют  содержание и методы сотрудничества государств, как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).
  4. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного  права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

     Принципы  международного права составляют основу тех общепризнанных принципов и  норм международного права, которые  наряду с международными договорами Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если в этих принципах и нормах воплощены правила иные, чем предусмотренные законом, то должны применяться общепризнанные принципы и нормы международного права. Формулировка  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ не включает положение об их приоритете в процессе применения в сфере российских внутригосударственных отношений. Между тем в иерархии международно-правовых норм они занимают более высокий уровень по сравнению с другими – «рядовыми» нормами, содержащимися в договорах.

     В отличие от принципов международного права в целом отраслевые принципы являются основополагающими нормами, правовой основой деятельности субъектов в определенной области регулирования. Это принципы дипломатического и консульского права (в том числе предписания о привилегиях и иммунитетах), международного гуманитарного права (прежде всего, нормы о стандартах и защите прав и свобод), космического права (свобода космоса, запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел), морского права (свобода открытого моря, правило общего наследия человечества в отношении района и его ресурсов) и др.

 

2 Основные принципы  международного права

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

  1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  5. Принцип равноправия и самоопределения народов;
  6. Принцип суверенного равенства государств;
  7. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  8. Принцип нерушимости государственных границ;
  9. Принцип территориальной целостности государств;
  10. Принцип уважения прав человека и основных свобод.
 

2.1 Принцип неприменения силы и угрозы силой

     Впервые этот принцип был закреплен в  Уставе ООН. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных  отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной  неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций». Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН. Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает применение вооруженной силы одним государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка.

     Совет Безопасности ООН в случае, если рекомендованные для разрешения конфликтов меры невооруженного характера  посчитает недостаточными, «уполномочивается  принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации».

     В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:

  1. запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;
  2. запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;
  3. предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства;
  4. организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;
  5. организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.
 

2.2 Принцип разрешения международных споров мирными средствами

     Согласно  п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации  Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

     Государства обязаны «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».

     Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим  в споре, свободу выбора таких  мирных средств, которые они считают  наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров. 

2.3 Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

     Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

     Международное право не регулирует вопросы внутриполитического  положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

     В частности, каждое государство имеет  неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в  какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства  и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

     Исключением из этого общего правила является применение принудительных мер на основании  главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты  в случаях угрозы миру, нарушения  мира или акта агрессии. В настоящее  время многими специалистами в области международного права также признается, что глава VII Устава ООН может также использоваться для санкционирования Советом безопасности ООН гуманитарной интервенции в случае геноцида или гуманитарной катастрофы 

2.4 Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

     В соответствии с Уставом ООН государства  обязаны «осуществлять международное  сотрудничество в разрешении международных  проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного  характера», а также обязаны «поддерживать  международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

     Конкретные  формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. 

2.5 Принцип равноправия и самоопределения народов

     Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. 

2.6 Принцип суверенного равенства государств

     Каждое  государство обязано уважать  суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной  территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и  судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

     Основное  назначение принципа суверенного равенства  — обеспечить юридически равное участие  в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или  иного характера. Поскольку государства  являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями. 

2.7 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

     Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

     Данный  принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединённых Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

Информация о работе Основные принципы международного права