Основы конституционного права США

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:33, доклад

Описание работы

Действующая Конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом — своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов — государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Тогда же в штатах были приняты первые конституции (в некоторых штатах — раньше). Штаты создали конфедерацию США (13 штатов). Ее конституционный документ — Статьи конфедерации — был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания).

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного права США.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

1.1. Принятие  и структура  Конституции

Действующая Конституция  США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии  конвентом — своего рода учредительным  собранием, состоявшим из представителей штатов — государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Тогда же в штатах были приняты первые конституции (в некоторых штатах — раньше). Штаты создали конфедерацию США (13 штатов). Ее конституционный документ — Статьи конфедерации — был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка», и прежде всего укрепление государственной власти. Однако на деле было учреждено новое государство — федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов (3/4) в 1789 г. Конституция вступила в силу.[4, с. 385]

Конституция США — сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. слов. Она состоит из преамбулы, в которой говорится, что народ США принимает эту конституцию в це лях создания более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе, а также из семи довольно пространных статей, обозначенных римскими цифрами (некоторые из статей занимают несколько страниц). Большинство статей делятся на разделы.


Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции. Декларация независимости 1776 г. заявила о независимости от британской короны и, исходя из концепции естественных прав, закрепляла некоторые неотъемлемые права человека — на жизнь, свободу и стремление к счастью. Она впервые провозгласила коллективное право народа на восстание против угнетения (имелись в виду колониальные угнетения со стороны короны Великобритании). Поправки к Конституции США обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст Конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них — в 1992 г.

1.2. Основные  черты и изменение Конституции

Конституция США —  первая в истории писаная конституция государства, прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, произошедшее в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (народное представительство, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой Конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма. [4, с. 386]

Вместе с тем Конституция 1787 г. имела исторически ограниченный характер, и реакционные черты, обусловленные  интересами правящих кругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов. В соответствии с представлениями того времени Конституция ограничивалась регулированием отношений государственной власти и человека (преимущественно в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры и взаимоотношений высших органов государства. В тексте Конституции не было положений об основах общественного строя, статей о политических и социально-экономических правах личности. Политические права были включены первыми десятью поправками, получившими название Билля о правах, а положения о многих социальных, экономических, культурных правах отсутствуют в тексте Конституции и сейчас. Конституция молчаливо закрепляла рабство негров, позволяя голосовать за них их хозяевам — плантаторам, лишала избирательных прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919 г.). Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) Конституция США пробельна. Иногда ее формулировки имеют казуальный, недостаточно обобщающий характер.

США в соответствии с Конституцией являются по форме правления президентской республикой, по форме государственно-территориального устройства — относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом. [4, с. 387]

Вопросы конституционного права регулируются также конституциями штатов. Они более осовременены, подвижны, детальны (иногда излишне детальны). Конституции штатов должны соответствовать Конституции США, но вместе с тем содержат многие важные институты конституционного права, которых нет в Конституции США (отзыв депутатов законодательных собраний штатов и избранных должностных лиц, референдум, народная законодательная инициатива, положения о партиях и др.).|Нормы конституционного права содержатся в федеральных законах, законах штатов (по отношению к штатам), в решениях верховных судов штатов (они затрагивают и вопросы федерального конституционного права, но их решения по этим вопросам не окончательны и могут быть обжалованы в Верховный суд США). Решения Верховного суда США имеют особое значение для конституционного права. Своими толкованиями без изменения текста Конституции США он создает новые конституционные нормы и конституционные доктрины («живая конституция»), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям.

Конституция США относится к  категории жестких. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа — Конгресса — либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3Д штатов либо конвентами 3/4 штатов, созванных по решению федерального Конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок, (были предложены тысячи поправок, Конгресс принял около 40 из них, штаты ратифицировали 27). Единичные поправки не имеют принципиального значения, так как посвящены частным вопросам, некоторые вводят, а затем отменяют какие-либо положения (например, 18-я и 21-я поправки вводят и отменяют «сухой закон»). [4, с. 388]

Впервые Конституция США была дополнена  Биллем о правах (первые десять поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы (рассматриваются, ниже). Из области социально-экономических прав в нем говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три «послевоенные поправки», принятые после Гражданской войны 1861 — 1865 гг. Это 13-я поправка (1865 г.), отменившая рабство и признавшая бывших рабов-негров гражданами США, XIV поправка (принята в 1866 г., ратифицирована в 1868 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, о лишении прав определенных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и 15-я поправка (принята в 1869 г., ратифицирована в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. 19-я поправка (принята в 1917 г., ратифицирована в 1919 г.) предоставила избирательные права женщинам, 24-я — запрещает лишение избирательных прав за неуплату налогов, 27-я — запрещает данному составу Сената и Палаты представителей увеличивать размер своего жалованья (закон об изменении размера вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей не вступает в силу до следующих выборов в Палату представителей). Другие поправки касаются способа избрания Президента и сенаторов, преемственности власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президентом, отдельных вопросов правосудия и т.д.

Поправки к конституциям штатов принимаются 2/3, 3/5 голосов, в полутора десятках штатов — простым большинством, но в последнем случае затем подлежат утверждению на референдуме.

Он осуществляется общими судами, а окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд США, по актам штатов — обычно верховные суды штатов, но и в последнем случае по жалобе стороны (если эта жалоба пройдет необходимые судебные инстанции) Верховный суд США может принять окончательное решение. Это решение может быть преодолено только путем принятия конституционной поправки! (имело трижды). [4, с. 388]

2.1. Законодательная  власть

Конституция США исходит  из принципа разделения властей в  его «жестком» варианте. Статья I Конституции посвящена законодательной власти (Конгресс), ст. II — исполнительной (Президент), ст. III — судебной (преимущественно Верховному суду США). Деятельность Президента и Верховного суда осуществляется на основе законов, принятых Конгрессом, но в то же время Президент имеет право отлагательного вето в отношении законов, а Верховный суд может признать законы неконституционными и тем самым парализовать их действие.

Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам, кроме того, в состав палаты входят несколько представителей от тех территорий США, которые не являются штатами. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата, но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года. [1, с. 358]

Члены Палаты представителей1 и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями.

Каждая палата создает  свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителей руководит спикер, в Сенате председательствует вице-президент. Спикер, как и в  других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях

палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять

меры взыскания к  депутатам и т.д.

Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат, которые координируют деятельность Конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации, министры представляют этим комитетам ежегодные отчеты о работе их ведомств.

Особую роль играет комитет  всей палаты. Эта юридическая фикция означает, что любая палата преобразует себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных или бесспорных законопроектов. Председатели комитетов, обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в Конгрессе, вправе создавать подкомитеты, которые обладают некоторыми полномочиями комитетов.

При Конгрессе действует множество административно-технических и вспомогательных служб. Их общий штат превышает 20 тыс. человек.

У Конгресса имеются  общие полномочия, которые могут  быть реализованы при согласованном  решении обеих палат.

К числу общих полномочий Конгресса относятся полномочия: финансовые,  в  области  экономики, в области обороны, в области охраны общественного порядка. [1, с. 360]

 В Конституции говорится также и о других полномочиях Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства, а также на территориях, приобретенных у __________________

Члены Палаты представителей иначе именуются представителями  и конгрессменами. Таким образом, конгрессменами называются члены не всего Конгресса, а только Палаты представителей какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд полномочий Конгресса, записанных в Конституции, в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются Конгрессом. Некоторые из них официально отменены международными соглашениями!

Конституция устанавливает  для Конгресса ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и с обрат ной силой, приостанавливать действие правила habeas corpus в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портам одного штата перед портами другого штата.

Главной формой деятельности Конгресса является законодательствование. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Президент вправе вносить только законопроекте бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Но на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями Президента Конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти. Особое значение в проталкивании законопроектов имеет деятельность уже упоминавшихся лоббистов1.

При обсуждении законопроекта  применяется три чтения (в США  первое чтение имеет формальный характер); между первым и вторым чтением  над законопроектом работает профильный постоянный комитет. В ходе обсуждения важных законов соответствующий постоянный комитет  организует парламентские слу шания, но окончательно вопрос о включении билля (законопроекта) в повестку дня решает особый рулевой комитет.


Голосование при принятии законов в Палате представителей происходит возгласами (силу возгласов в пользу той или другой стороны определяет спикер), сидя и вставая, бюллетенями, поименным голосованием, разделением на группы («за» и «против»), с помощью электронных средств, в Сенате — возгласами или поименным голосованием. [1, с. 360]

Законы в США подразделяются на публичные (общего характера) и частные. Ежегодно Конгресс принимает несколько тысяч законов и других актов. Обыкновенные законы принимаются простым большинством состава

обеих палат. Текст законопроекта, согласованный им, палатами не может быть изменен, но может быть отвергнут. Если согласительный комитет не пришел к согласию, проект считается отвергнутым. В этом случае либо создается новый согласительный комитет, либо законопроект считается отвергнутым. Органических и чрезвычайных законов в США нет.

Информация о работе Основы конституционного права США