Понятие, сущность и роль международного права в современных международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Система международных отношений в узком смысле включает отношения, осуществляемые особой категорией акторов (участников), а именно: государствами, межгосударственными образованиями, нациями (народами), борющимися за свое самоопределение, международными межправительственными и неправительственными организациями, международными судебными учреждениями, государственно-подобными образованиями, индивидами, транснациональными корпорациями.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1 Предмет регулирования международного права

1.2 Особенности международного права

1.3 Сущность современного международного права

1.4 Функции современного международного права

1.5 Понятие международного права и его эволюция в эпоху глобализации международных отношений

1.5.1 Понятие международного права

1.5.2 Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений

Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории международных отношений..doc

— 138.00 Кб (Скачать)
 

    ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. 
     

      СОДЕРЖАНИЕ 

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1 Предмет регулирования международного права

1.2 Особенности международного права

1.3 Сущность современного международного права

1.4 Функции современного международного права

1.5 Понятие международного права и его эволюция в эпоху глобализации международных отношений

1.5.1 Понятие международного права

1.5.2 Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений

Список использованных источников. 

    1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ  И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО  ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 

    1.1 Предмет регулирования  международного права 

     Современный мир характеризуется многообразием международных отношений политического, экономического, научно- технического, культурного, гуманитарного, религиозного, правового характера. Эти отношения осуществляются государствами, их объединениями, международными организациями, создаваемыми ими комитетами и комиссиями, международными судебными учреждениями, народами, борющимися за свою независимость, международными неправительственными организациями (молодежными, женскими, ветеранскими, религиозными), транснациональными корпорациями, физическими и юридическими лицами. Все указанные субъекты и отношения, возникающие между ними, как на международной арене, так и в рамках национальных правовых систем, образуют в совокупности международную систему в широком смысле.

     Система международных отношений в узком смысле включает отношения, осуществляемые особой категорией акторов (участников), а именно: государствами, межгосударственными образованиями, нациями (народами), борющимися за свое самоопределение, международными межправительственными и неправительственными организациями, международными судебными учреждениями, государственно-подобными образованиями, индивидами, транснациональными корпорациями.

     Международные отношения (сотрудничество) можно классифицировать по субъектам на:

     1) межгосударственные (между государствами в рамках двусторонних и многосторонних договоров во всех сферах coтрудничества, между государствами и международными межправительственными организациями, и последних между собой в рамках соглашений о сотрудничестве);

     2) смешанные (между государствами и нациями (народами), в лице учрежденных ими органов при решении вопроса о форме самоопределения, между нациями (народами) и международными межправительственными организациями по вопросам относительно представительства органов, учрежденных нациями при международных организациях, между межправительственными международными организациями и неправительственными организациями по вопросу предоставления консультативного статуса последним, между государствами и государственно-подобными образованиями (Ватикан) об установлении дипломатических отношений, между международными судебными учреждениями и государствами, (например, о передаче преступников, о предоставлении территории для отбывания наказания лиц, осужденных международным уголовным трибуналом, между государством и транснациональной корпорацией, в частности, концессионные соглашения);

     3) негосударственные (отношения между  индивидами, неправительственными  организациями и комитетами, комиссиями, международными судебными учреждениями  по правам человека).

     При всем разнообразии указанных отношений  их объединяет общее: они носят публичный  характер и являются предметом регулирования  международного публичного права.

     В литературе и международно-правовых документах используется термин «международное право», исторически произошедший от римского понятия «право народов» (jus gentium), регулировавшего отношения римских граждан с иностранцами. Первым использовал термин «международное право» вместо «право народов» английский ученый XVII в. Р. Зеч. С тех пор международное право как регулятор международных отношений публичного характера прочно вошло в международно-правовой обиход.

     В отличие от международного публичного права международное частное  право регулирует гражданско-правовые отношения между государствами и иностранными физическими и юридическими лицами либо определяет правовой режим иностранных физических и юридических лиц на территории государства. Поэтому источниками международного частного права являются не только международные договоры и обычаи, но и внутреннее законодательство и судебная практика государства. Таким образом, хотя международное частное право тесно связано с международным публичным правом, базируясь на общих принципах международного права, оно имеет свои специфические субъекты и источники и является самостоятельной системой права. 

     1.2 Особенности международного  права 

     Международное право представляет собой компонент  автономной системы, объединяющий институты  и отрасли международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образует институт международного права (например, институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств).

     Отрасль международного права — это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования, и регламентирующих отношения субъектов международного права в определенной сфере сотрудничества.

     В систему отраслей международного права  входят:

     - право международных договоров;

     - право международных организаций;

     - право внешних сношений, международное  морское право;

     - международное воздушное право;

     - международное космическое право;

     - международное экологическое право;

     - международное уголовное право;

     - право прав человека;

     - право международной безопасности;

     - международное экономическое право; 

     - международное гуманитарное право.

     По  мере расширения правовой регламентации  конкретной сферы сотрудничества увеличивается  число отраслей международного права. Так, к новым отраслям международного права относятся: международное информационное право, международное процессуальное право, международное таможенное право.

     Международное право как система права отличается от любой национальной системы права  по субъекту, объекту, способу разработки и обеспечения норм права.

     По  субъекту. Если субъектом национального  права являются физические и юридические  лица, то субъектом международного права - преимущественно коллективные образования, государства, нации (народы), международные организации. Причем среди субъектов международного права полным объемом правосубъектности пользуются государства, нации (народы) - целевой правосубъектностью, связанной с решением вопроса о формах их самоопределения; международные межправительственные организации - функциональной правосубъектностью в соответствии с компетенцией, закрепленной в их учредительных актах (уставах).

     По  объекту. Объект национального права  закреплен в кодексах, законах  и иных нормативных актах, регулирующих отдельные отрасли внутригосударственного права. Объект международного права в международно-правовых документах не закреплен и не является стабильным.

     Объектом  международного права является все  то, что, по мнению государств, может  быть предметом международно-правового  регулирования. Иными словами, все, что не относится к внутренней компетенции государства, может по согласию государств стать объектом международного права. Поэтому объект международного права не стабилен, он расширяется за счет включения в него вопросов, по усмотрению государств, ранее относившихся к их исключительной внутренней компетенции. Так, вопросы обороны, экономики, защиты прав человека, борьбы с преступностью стали предметом совместного регулирования национального права и международного права. В тесных интеграционных объединениях (в частности, в ЕС) процесс расширения объекта международно-правового регулирования затрагивает практически все сферы, ранее входившие в исключительную внутреннюю компетенцию государств — членов ЕС.

     По  способу разработки норм. В национальном праве, в конституциях, законах, иных нормативных правовых актах (в Республике Беларусь - в декретах и указах Президента Республики Беларусь), являющихся основными источниками национального права, закрепляются органы, компетентные принимать указанные нормативные акты. Международное право отличается от внутреннего права как по источникам, так и по механизму принятия международных договоров и международных обычаев - основных источников международного права.

     В международном праве отсутствует  единый орган, принимающий международно-правовые акты. Государства как субъекты международного права сами разрабатывают и принимают международные договоры в лице уполномоченных представителей или вырабатывают в своей практике международные обычаи. В силу суверенитета и равенства государств процесс разработки и принятия международного договора - это длительный процесс согласования позиций государств относительно содержания статей международного договора. Причем, независимо от международного престижа и экономической развитости государства, норма, закрепленная в международном договоре, особенно многостороннем, не идентична первоначальной позиции этого государства. Она является результатом компромисса, к которому пришли государства - разработчики договора. Поэтому с учетом разнообразия законодательной и судебной практики государств, их политических целей разработка договора может затянуться на десятилетия. Например, работа над проектом статей, касающимся международно-правовой ответственности государств за международные правонарушения, была начата КМП ООН в 1956 г., и завершилась в 2001 г. принятием к сведению ГА ООН первой редакции этого проекта.

     По  способу обеспечения норм. Соблюдение норм национального права обеспечивается системой государственных органов  и учреждений правоприменительного и правообеспечительного характера: суд, прокуратура, министерство внутренних дел. В международном праве такая централизованная система органов отсутствует. Вследствие равенства государств как основных субъектов международного права нормы международного права носят преимущественно координационный характер. Они создаются государствами и обеспечиваются ими через систему индивидуальных и коллективных принудительных мер. Так, если одно из государств - участников двустороннего договора не выполняет договорные обязательства, другое государство может приостановить или прекратить действия договора с государством-нарушителем.

     В случае совершения тяжких международных  правонарушений (международных преступлений) в рамках международных межправительственных организаций, особенно ООН, применяются коллективные принудительные меры через создаваемые государствами специальные органы, например, СБ ООН, наделенный компетенцией принимать резолюции о санкциях политического или экономического характера против государства-нарушителя, а в случае их недейственности - о коллективных военных действиях. Кроме того, государства создают международные судебные учреждения для привлечения к уголовной ответственности физических лиц - непосредственных исполнителей международных преступлений (Нюрнбергский военный трибунал 1945-1946 гг., Международный уголовный суд, действующий с 2002 г.). 

     1.3 Сущность современного  международного права 

     Международное право возникало вместе с государствами  как необходимость регулирования  зарождающихся международных отношений и прошло длительный путь развития, тесно связанный с историей формирования и развития мирового сообщества.

     Становление международного права как системы  принципов и норм относится к  середине XVII в. — времени первых буржуазных революций, положивших начало эпохе создания и развития буржуазных государств, научно-техническому прогрессу, ускорившему развитие торгово-экономических отношений в рамках создаваемого всемирного рынка, потребовавших, в свою очередь, должного международно-правового регулирования. Указанные процессы способствовали признанию международного права как самостоятельной правовой системы, необходимого инструмента дипломатической практики и международного сотрудничества, получившего название классического международного права, действовавшего вплоть до Второй мировой войны. Создание ООН после Второй мировой войны, в Уставе которой были закреплены принципы нового международного правопорядка, положило начало функционированию современного международного права.

Информация о работе Понятие, сущность и роль международного права в современных международных отношениях