Порядок транзита граждан России между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Государства – члены Европейского Союза, принятые в Союз 1 мая 2004 года и 1 января 2007 года, не входят в состав Шенгенской зоны, а визы, выдаваемые такими государствами, являются национальными, то есть действительными только для краткосрочного пребывания на территории государства – члена ЕС, выдавшего их. Государства, вступившие в Европейский Союз 1 мая 2004 года, приняли на себя обязательства выполнять все положения Шенгенского соглашения, однако Шенгенское право будет применяться к ним в полном объеме только после того, как Совет ЕС ликвидирует пограничный контроль, для чего новые государства – члены до конца 2007 года должны пройти специальный тест.

Содержание

1.Понятие Шенгенской визы

2.Законодательство Европейского Союза о визах и визовом режиме

3.Классификация виз.

4.Основания и порядок предоставления Шенгенской визы

5.Структура и содержание Шенгенской визы

6. Права и обязанности владельца Шенгенской визы.

7.Порядок транзита граждан России между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Shengen.doc

— 109.50 Кб (Скачать)


ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1.Понятие Шенгенской  визы 

 

2.Законодательство  Европейского Союза о визах  и визовом режиме 

 

3.Классификация  виз. 

 

4.Основания  и порядок предоставления Шенгенской  визы 

 

5.Структура  и содержание Шенгенской визы 

 

6. Права и  обязанности владельца Шенгенской визы.

 

7.Порядок транзита  граждан России между Калининградской  областью и остальной частью  территории Российской Федерации 

 

Заключение 

 

Список литературы

 

 

1. Понятие Шенгенской  визы.

 

Термин «шенгенское  право» и родственные ему понятия («шенгенская виза», «шенгенское пространство и др.) происходят от имени старинного замка Шенген, расположенного близ границ Люксембурга с Францией и ФРГ.

Для пересечения границы  другой страны на законных основаниях законодательство большинства стран требует от иностранцев иметь при себе въездную визу.

Виза (от лат. visus - увиденный, просмотренный) - отметка в паспорте, означающая специальное разрешение государства на въезд, выезд, проживание или проезд иностранца через его  территорию.

Въездная виза – это специальное разрешение, которое обычно вклеивается в загранпаспорт или заменяющий его документ.

Иностранцам, которые  приезжают на территорию Шенгенского  пространства предоставляются визы разных категорий. Наиболее распространенная среди них – шенгенская виза.

Шенгенская виза (единая виза) - это единый въездной документ, который позволяет посетить в  течение одной поездки хоть все  страны Шенгенского союза. Благодаря  ей иностранцы, собирающиеся в вояж по Европе, избавлены от необходимости  бегать по посольствам и оформлять отдельные въездные визы во Францию, Германию, Португалию и т. д. Достаточно получить шенгенскую визу в посольстве одного из этих государств - и все Шенгенское пространство открыто.

Понятие «Шенгенское  пространство» обозначает территорию, на которую распространяет свое действие нормы Шенгенского права. В юридическом отношении Шенгенское пространство характеризуется двумя признаками:

а) «прозрачность» внутренних границ, т.е. отсутствие личных проверок на границах, связывающих друг с другом государства – члены;

б) введение единого визового режима на внешних границах, т.е. со странами, не входящими в Шенгенское пространство.

Государства – члены  Европейского  Союза, принятые  в  Союз  1  мая  2004  года  и   1  января  2007  года, не  входят  в  состав  Шенгенской  зоны, а  визы, выдаваемые  такими  государствами, являются  национальными, то  есть  действительными  только  для  краткосрочного  пребывания  на  территории  государства – члена  ЕС, выдавшего  их.  Государства, вступившие  в  Европейский  Союз  1  мая  2004  года, приняли  на  себя  обязательства  выполнять  все  положения  Шенгенского  соглашения, однако  Шенгенское  право    будет  применяться  к  ним в  полном  объеме  только  после  того, как  Совет  ЕС  ликвидирует  пограничный  контроль, для  чего  новые  государства – члены  до  конца  2007  года  должны  пройти  специальный  тест.     

21 декабря 2007 года в зону Шенгена  вошли еще  девять из десяти  стран Восточной и Центральной  Европы, ставших членами Евросоюза в мае 2004 года. Контроль наземных границ с Чехией, Венгрией, Мальтой, Польшей, Словакией, Словенией, Эстонией, Латвией и Литвой был упразднен с 21 декабря, а воздушных - с 30 марта 2008 года. Кипр, также принятый в ЕС в мае 2004 года, пока не выполнил условий Еврокомиссии по присоединению к SIS и гарантиям безопасности своих внешних границ.

Таким образом, сейчас шенгенская виза оформляется в 24 страны: Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Данию, Исландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Португалию, Финляндию, Францию, Швецию, Латвию, Эстонию, Литву, Чехию, Словакию, Словению, Польшу, Венгрию и Мальту.

Шенгенская  виза   действительна  также  при  въезде  в  Андорру, Монако, Сан– Марино, Ватикан, Гренландию  и  на  Фарерские  острова.                                                                                                                                       

 

 

 

2. Законодательство Европейского  Союза о визах и визовом  режиме.

 

Право Шенгенских соглашений (шенгенское право) сформировалось и действовало первоначально как особый комплекс юридических норм, не входящий в правовую систему Европейских сообществ и Союза. Распространение сферы действия Шенгенского права почти на всю территорию Союза внесло вопрос о «слиянии» двух правопорядков, точнее, об инкорпорации (включении) Шенгенского права в правовую систему Европейского Союза.

Юридическую основу для этого заложил  протокол «О включении Шенгенских достижений в рамки Европейского Союза», подписанный  вместе с Амстердамским договором 1997 г. (в силе с 1 мая 1999 г.). Таким образом, 1 мая 1999 г. открылся новый, современный период в развитии Шенгенского права.

В настоящее время шенгенское право  выступает составной частью права  Европейского Союза, а его дальнейшее развитие осуществляется в соответствии с положениями Договора о Европейском сообществе и Договора о Европейском Союзе. Шенгенский исполнительный комитет, осуществляющий нормотворческую деятельность в сфере Шенгенского права на первом этапе прекратил свое существование. Его полномочия перешли к Совету Европейского Союза – основному законодательному институту данной организации. По своей юридической силе все источники Шенгенского права относятся к вторичному праву Европейского Союза. Более того, они действуют при условии непротиворечия документам и правилам, которые изданы в рамках других сфер ведения Союза.

Важнейшим источником шенгенского  права в настоящее время является Принятый в форме регламента Европейского сообщества (ЕС), Шенгенский кодекс о  границах обладает прямым действием (не нуждается в какой-либо ратификации или трансформации в национальное законодательство). Нормы Кодекса, в том числе содержащиеся в его приложениях, непосредственно наделяют правами и возлагают обязанности на физических лиц при пересечении ими границ.

Являясь актом правовой кодификации, публикуемый документ со дня вступления в силу (13 октября 2006 г.) отменяет и заменяет собой множество ранее принятых документов ЕС по вопросам пересечения границ, в том числе две главы Шенгенской конвенции от 19 июня 1990 г. (Конвенции о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г.).

В то же время, с учетом предмета Кодекса, отраженного в названии, он не затрагивает  правил ЕС по вопросам выдачи виз. Источниками  этих правил по-прежнему будут служить  Шенгенская конвенция, Общая консульская инструкция и другие специальные нормативные акты ЕС, которые, возможно, в дальнейшем также подвергнут кодификации. Публикуемый документ не затрагивает и основного права граждан Союза на свободное передвижение и проживание, регламентируемого специальным законодательством ЕС (прежде всего, Директивой 2004/38/ЕС от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов).

Вследствие особенностей реализации визовой и связанных с ней направлений политики ЕС (раздел IV части третьей Договора об учреждении Европейского сообщества "Визы, убежище, иммиграция и другие направления политики, связанные со свободным передвижением лиц") Шенгенский кодекс о границах распространяет силу не на всю территорию Европейского Союза.

За рамками действия Кодекса  остались Великобритания и Ирландия. Дания также не подчиняется нормам Кодекса, однако, будучи участницей Шенгенских соглашений, эта страна, скорее всего, воспроизведет его нормы в  своих национальных законах (см. пункты 22, 27 и 28 преамбулы).

С другой стороны, правила Кодекса  должны получить применение на территории некоторых европейских стран, не входящих в Европейский Союз, но участвующих в его "Шенгенских достижениях", - Исландии, Норвегии и, в дальнейшем, Швейцарии (см. пункты 23 - 26 преамбулы).

Кроме того, Регламент  Совета  министров  юстиции  и  внутренних  дел  ЕС  № 539/ 2001 (с  изменениями, принятыми  Регламентом  Совета  ЕС  от  6.03.2003  года, № 453/2003  и  Регламентом  Совета  ЕС  от  19.01.2007  года, № 1932/2006)  установил «Перечень третьих стран, чьи граждане  подлежат  обязанности иметь визу  для пересечения внешних границ  государств – членов, и перечень  третьих стран, чьи граждане  освобождаются от этой  обязанности».  Согласно  названному  регламенту (с изменениями и дополнениями), порядок включения стран в визовый список  и их  исключение  из  этого списка  осуществляется  на  основе «обдуманной, индивидуализированной оценки  ряда  критериев, связанных  с  нелегальной  миграцией, политикой  в  сфере  поддержания  общественного  порядка  и  безопасности, внешними  сношениями  Европейского  Союза  с  третьими  странами».  В  частности, гражданам  43  стран    разрешен  безвизовый  въезд  в  Шенгенскую  зону. К таким странам относятся Австралия, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Бразилия, Бруней, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Израиль, Канада, Коста - Рика, Макао, Малайзия, Республика  Маврикий, Мексика, Монако, Никарагуа, Новая  Зеландия, Панама, Парагвай, Сан – Марино, Сейшельские  острова, Сингапур, Соединенные  Штаты  Америки, Уругвай, Южная  Корея  и  др.   Граждане  вышеупомянутых  стран  пользуются  правом  безвизового  въезда  и  пребывания  (но  без  права  на  трудоустройство) в  странах  Шенгенской  зоны  в  течение  90  дней.     

По данным Евростата, в 2005 г. из 8,2 млн выданных шенгенских виз (для всех категорий) 1,8 млн были выданы в России (21,9%), и это ставит необходимость рассмотрения в данной работе вопроса о визовых отношениях Российской Федерации и ЕС. Документ, определяющий эти самые отношения, был подписан 25 мая 2006 года в Сочи, и называется «Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом (ЕС) об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза», которое начало действовать с 1 июня 2007 года. За три месяца до этого (10 марта 2007 г.) Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон о ратификации этого Соглашения, которое предусматривает введение упрощенного порядка оформления виз гражданам РФ и ЕС сроком действия от одного года до 5 лет.

Соглашение об упрощении выдачи виз предусматривает более простые  процедуры оформления краткосрочных  виз. Сборы за оформление виз устанавливаются  на уровне 35 евро. От уплаты визовых сборов освобождаются некоторые категории граждан, такие как близкие родственники, студенты, инвалиды и лица, их сопровождающие. Для некоторых категорий граждан упрощается набор документов, который необходимо представлять при подаче заявления на визу.  Соглашение также содержит упрощенные критерии выдачи многократных виз для многих категорий граждан, таких как студенты, журналисты, лица, совершающие деловые поездки, а также водители, осуществляющие международные перевозки. Решение о том, выдать визу или нет, должно будет приниматься, как правило, в течение 10 дней.  Граждане Российской Федерации или стран - членов ЕС, являющиеся обладателями действительных дипломатических паспортов, согласно новому соглашению, не должны будут получать визы вообще. Обе стороны пришли к соглашению о как можно более скором принятии мер по упрощению процедур регистрации. В соглашении о реадмиссии четко описаны обязательства и процедуры для властей России и соответствующих стран - членов ЕС относительно того, как и где принимать обратно лиц, которые проживают на территориях данных государств нелегально. Это касается граждан России, Европейского союза, а также третьих стран и лиц без гражданства.  Положения о реадмиссии граждан третьих стран и лиц без гражданства станут применяться лишь по истечении переходного периода в три года. Специальная ускоренная процедура будет применяться в отношении лиц, задержанных в общих приграничных районах: они могут быть переданы обратно в течение нескольких дней. Это соглашение содержит необходимые оговорки в отношении защиты данных и защиты основных прав человека.

 

3. Классификация виз. 

 

Шенгенская виза имеет несколько  разновидностей. Основания в соответствии с которыми производится классификация  виз следующие:

- цель поездки;

Целью может служить либо поездка  в сами шенгенские государства («визы  для пребывания»), либо проезд иностранца через их территорию в какую-либо третью страну за пределами Шенгенского  пространства (транзитная виза).

- длительность поездки (пребывания);

Длительность пребывания может  быть краткосрочной (максимум 3 месяца) или долгосрочной (свыше трех месяцев);

- территория на которую распространяется  действие визы.

По сфере действия виза может  охватывать все Шенгенское пространство («единая виза») или только отдельные государства – члены («национальная виза»).

Соответственно различаются:

- единая виза для краткосрочного  пребывания;

- национальная виза для долгосрочного  пребывания;

- единая транзитная виза;

- виза с ограниченной территориальной  сферой действия.

Максимальный срок пребывания, на который дает право шенгенская виза, ограничен. Он может составлять не более  трех месяцев в течение одного полугодия.

По общему правилу, иностранцам  выдается шенгенская виза однократного действия («однократная виза»), дающая право только на одну поездку. Однако допускается предоставлять и визы для многократного въезда сроком действия до одного года. В таком случае иностранец по одной и той же визе может несколько раз приезжать в Шенгенское пространство.

Иностранцам, которым в силу их профессии или ряда других причин необходимо достаточно часто совершать поездки в шенгенские государства, разрешается предоставлять так называемую визу для регулярных поездок сроком действия от одного до пяти лет.

Шенгенская виза может быть и долгосрочной (с точки зрения срока действия), но по сроку пребывания ограничена тремя месяцами (виза для краткосрочного пребывания).

Виза для долгосрочного пребывания. Если иностранец планирует находиться в каком-либо из Шенгенских государств непрерывно в течение более трех месяцев, то ему предоставляется виза для долгосрочного пребывания. Данная категория виз в настоящее время по-прежнему считается национальной, т.е. государства-члены выдают ее на основании своего собственного законодательства. Таким образом, сфера действия визы для долгосрочного пребывания, в принципе, ограничена территорией предоставившей ее страны. Например, получив «шведскую» визу, иностранец обязан будет все время находиться на территории Швеции. Однако ситуация несколько изменилась после принятия регламента «О свободном передвижении на основании визы для долгосрочного пребывания». Данная категория виз теперь может приравниваться к шенгенским визам для краткосрочного пребывания, а ее обладатель, соответственно получает право совершать поездки в другие страны Шенгенского пространства.

Информация о работе Порядок транзита граждан России между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации