Права человека и нормы современного международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

1. Характеристика основных международных актов по вопросам прав человека. Региональное сотрудничество в области прав человека (на примере ОБСЕ). Сотрудничество в рамках программ ООН.
2. Международно-правовые вопросы гражданства:

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по МПП Вариант II.doc

— 169.50 Кб (Скачать)
  • выработка стандартных положений или инструментария прав человека. Именно Комиссия разработала Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.) и Международные пакты о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), которые были впоследствии приняты Генеральной Ассамблеей ООН;
  • совершенствование прав человека, что выражается в улучшении существующих и принятии новых пактов, изобретении новых, более эффективных механизмов защиты прав человека;
  • реагирование на массовые нарушения прав человека. В тех случаях, когда обнаружен рост и систематичность нарушений, Комиссия ООН по правам человека создает специальные группы для проверки фактов, составления отчетов и осуществляет публичную критику нарушений прав человека при помощи процедур «1235» и «1503», получивших такие названия от номеров соответствующих резолюций ЭКОСОС.

В рамках ООН  функционирует Комиссия по положению женщин. Первоначально, в феврале 1946 г., ЭКОСОС постановил учредить этот орган как одну из подкомиссий Комиссии по правам человека. Однако на своей второй сессии, в июне 1946 г., ЭКОСОС придал ему статус межправительственной комиссии, представляющей доклады непосредственно ему. Основной обязанностью Комиссии по положению женщин является «подготовка рекомендаций и докладов ЭКОСОС о защите прав женщин в политической, экономической, социальной и просветительской областях». Она также «дает рекомендации Совету по срочным проблемам». Согласно рекомендации, вынесенной Комиссией по положению женщин на ее первой сессии (1947 г.), ЭКОСОС расширил мандат Комиссии, включив в него поощрение гражданских прав женщин. Совет прямо заявил, что рекомендации по «срочным» проблемам, относящиеся к правам женщин, должны быть направлены на проведение в жизнь принципов равенства между мужчинами и женщинами и что Комиссия должна предложить способы выполнения таких рекомендаций. Членами Комиссии (в составе 45 чел.) являются правительственные эксперты; они избираются Советом согласно критериям географического представительства, аналогичным тем, которые регулируют избрание членов ЭКОСОС и Комиссии по правам человека. Сессии Комиссии до 2000 г. будут проводиться ежегодно, хотя с 1971 по 1989 г. проводились один раз в два года.

Наряду с  комиссиями существуют и Подкомиссии  по предупреждению дискриминации и  защите меньшинств и свободе информации и печати, а также Комитеты.

Исследование  деятельности Комитета ООН по правам человека и комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, сходных по своему составу и полномочиям, созданных с целью помочь осуществлению требований, т.е. имплементации, международных пактов о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах, также дает достаточно полную картину международного контроля в области прав человека на универсальном уровне. Комитеты, состоящие из 18 экспертов, действующих в личном качестве, а не как представители государств, являются одними из наиболее авторитетных международных органов в области прав человека.5 При избрании обоих Комитетов участники голосования должны учитывать, что в каждый из них может входить не более чем по одному представителю от каждого государства и что их членский состав должен представлять различные формы цивилизации и основные юридические системы, а также отвечать принципу справедливого географического представительства. Комитеты собираются трижды в год на двухнедельные сессии. У каждого из них есть свои функции: так, Комитет по правам человека «изучает доклады государств, формулирует замечания общего порядка, рассматривает жалобы государств-участников (называемые сообщениями государств) и рассматривает жалобы отдельных лиц на государства-участники (называемые индивидуальными жалобами или сообщениями)». Функции Комитета по экономическим, социальным и культурным правам дублируют функции Комитета по правам человека, связанные с рассмотрением докладов и с выработкой замечаний общего характера, касающихся содержания прав, признаваемых в документе.

Еще одним важным органом защиты прав человека в рамках ООН является институт Верховного комиссара  ООН по делам беженцев. Должность  Верховного комиссара ООН по делам  беженцев (далее — ВКООНДБ) была учреждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1951 г. для защиты беженцев и обеспечения долгосрочных программ для решения их проблем.

Основной обязанностью ВКООНДБ является расширение международной  защиты тех беженцев, которые не могут воспользоваться защитой  своей страны. ВКООНДБ стремится решить проблемы с питанием, одеждой, а также гарантировать этим беженцам приют и получение официального статуса беженца в предоставившей приют стране. Краеугольным камнем международной защиты беженцев является общепризнанный принцип, запрещающий изгнание или насильственный возврат беженца в родную страну или место прошлого проживания, где он может быть подвергнут преследованиям. ВКООНДБ прилагает усилия по обеспечению гарантии лицам, претендующим на статус беженца, а также использует возможности предъявления обоснованных требований, которые должны быть рассмотрены, право пользования стандартами поведения, содержащимися в официальном инструментарии или в нормах международного права.

Официальный статус беженцев более подробно отражен  в двух международных правовых актах — в Конвенции 1951 г., касающейся статуса беженцев, и в Протоколе к ней 1967 г. В этих документах указаны права и обязанности беженцев, а также положения по таким вопросам, как защита от выдачи, незаконного изгнания, приостановка прав на труд, общее образование и социальную помощь, собственность, право на обращение в суд, свободу передвижения. Исходя из вышеперечисленного беженцы должны пользоваться теми же правами, которыми пользуется коренное население.

Решение современных  проблем беженцев возможно только при взаимодействии с международными и национальными органами. ВКООНДБ работает в тесном контакте с соответствующими органами ООН, Международной Продовольственной Программой, Программой Развития ООН, Детским Фондом ООН и т.д.

В 1954 и 1981 гг. ВКООНДБ был удостоен Нобелевской премии Мира, что, безусловно, говорит о важности этого института, большом объеме выполняемой им работы и объективной необходимости его функционирования.

К числу наиболее важных и значимых органов по защите прав человека необходимо отнести институт Верховного комиссара ООН по правам человека (далее — ВКООНПЧ). Этот пост был учрежден Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1993 г. на 48-й сессии после острой дискуссии и обсуждения различных предложений.6 «Это решение, — отмечает В. А. Карташкин, — было результатом компромисса сторонников абсолютизации принципов государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, с одной стороны, и тех, кто выступал за наделение Верховного комиссара по правам человека широкими полномочиями, — с другой».7

В принятой резолюции  отмечается, что ВКООНПЧ назначается  Генеральным секретарем ООН на четырехлетний  срок, который может быть возобновлен  только один раз, и является его заместителем. Он считается «должностным лицом ООН» и несет «под руководством и эгидой Генерального секретаря основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека». Фактически же ВКООНПЧ, как подчеркивается в резолюции Генеральной Ассамблеи, осуществляет «общее руководство деятельностью Центра по правам человека». При ВКООНПЧ имеется небольшой аппарат квалифицированных экспертов, которые представляют различные географические районы мира и отвечают за определенные направления деятельности.

Мандат ВКООНПЧ распространяется на шесть общих областей, среди которых: поощрение и защита прав человека во всем мире; укрепление международного сотрудничества в области прав человека; налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека; координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН; приспособление механизмов ООН к нынешним и будущим потребностям и контроль за деятельностью Центра по правам человека.

Согласно резолюции Генеральной  Ассамблеи ВКООНПЧ, непосредственно  подчиняясь Генеральному секретарю ООН, должен отчитываться перед Комиссией по правам человека, а через ЭКОСОС — перед Генеральной Ассамблеей. Его ежегодный доклад этим органам с подробным изложением состояния дел в области защиты прав человека как в мире в целом, так и в отдельных странах должен сопровождаться описанием конкретных проблем, принятых мер, предложенных рекомендаций и реакции на них соответствующих правительств.

Среди институтов в рамках ООН, занимающихся защитой прав человека, следует отметить и уже упомянутый Центр ООН по правам человека: с 1982 г. он является главным инструментом ООН в области прав человека. Среди его основных функций — оказание помощи в области прав человека Генеральной Ассамблее и ее Третьему комитету, ЭКОСОС, Комиссии по правам человека, Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссии по ликвидации расовой дискриминации, Комитету против пыток и комитету по правам ребенка. Кроме того, Центр составляет доклады о реализации международных актов по правам человека.

Международную систему защиты прав человека, рассмотренную выше в рамках ООН, существенно развивают и дополняют региональная и национальная системы. На региональном уровне действуют только американская, африканская и европейская системы защиты прав человека, других пока еще нет или они находятся на стадии формирования.

Согласно ст. 52—53 Устава ООН региональные системы должны были создаваться для мирного разрешения «местных споров», а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности.

С точки зрения интеграционных процессов Европейский континент значительно обогнал другие континенты, в том числе и в области создания современной системы защиты прав человека. Поэтому наиболее логичным представляется рассмотрение региональных систем защиты прав человека именно на примере Европы. Существующую в Европе систему защиты прав человека можно считать своеобразным эталоном. Она сформировалась в рамках Совета Европы — старейшей региональной организации; 5 мая 1949 г. — день подписания десятью западноевропейскими государствами Устава Совета Европы – считается датой образования первой межгосударственной организации регионального характера, положившей в основу своей деятельности защиту прав человека.8

Двумя важнейшими органами Совета Европы являются Комитет министров, включающий министров иностранных дел государств-членов, и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты. Основная форма нормотворческой деятельности Совета Европы — создание конвенций и соглашений, главными из которых считают Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейскую социальную хартию. Конвенция была принята 4 ноября 1950 г. в Риме 15 членами Комитета министров Совета Европы и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Этот документ был первым международным договором на региональном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства. Однако ценность конвенции состоит не в зафиксированных правах, а в созданных механизмах их имплементации. На основании этой Конвенции были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц. Жалобы рассматриваются в том случае, если государство, против которого они поданы, признало компетенцию Комиссии (ст.25). В настоящее время все члены Совета Европы признали компетенцию не только Комиссии, но и Суда.

Механизм рассмотрения жалоб, поданных в Комиссию, довольно сложен, так как они при определенных обстоятельствах могут быть объявлены неприемлемыми. Если жалоба приемлема, Комиссия приступает к ее рассмотрению по существу в присутствии заинтересованных сторон и в случае необходимости может проводить расследование, для эффективного осуществления которого заинтересованные государства должны обеспечить все необходимые условия, предварительно обменявшись мнениями по этому вопросу с Комиссией. В то же время Комиссия предоставляет возможность для примирения и разрешения спора в духе уважения прав человека. При мирном урегулировании спора Комиссия составляет доклад, который направляется заинтересованным государствам, Комитету министров и Генеральному секретарю Совета Европы для его публикации. Содержание доклада ограничивается кратким изложением фактов и принятого решения. Если такое решение не достигнуто, Комиссия направляет Комитету министров Совета Европы доклад, содержащий ее заключение по вопросу о нарушении Конвенции, а также рекомендации. После получения доклада Комиссии Комитет министров первоначально решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция (п. 1 ст. 32). В случае нарушения он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного срока меры, предписанные ему решением Комитета. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов (п. 3 ст. 32). Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела эти в Суд передаются как Комиссией по правам человека, так и государством-участником.

Европейский суд представляет собой второй базовый элемент контрольного механизма, созданный в рамках Совета Европы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод в сентябре 1958 г. Число судей в Европейском суде должно соответствовать числу членов Совета Европы, а не числу государств — членов Конвенции. Члены Суда избираются на девять лет (и могут быть переизбраны) Парламентской Ассамблеей большинством голосов из списка кандидатов, представленных государствами — членами Совета Европы. Каждое государство имеет право включить в список трех кандидатов, из них не менее двух должны быть ее гражданами. Руководство работой Суда осуществляется избранными им на три года Председателем и его заместителем. Для рассмотрения дел Суд образует палату из семи судей, в число которых обязательно должен входить судья, представляющий заинтересованное государство; остальные определяются жребием.9

Компетенция Суда распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и  переданные на его рассмотрение или государствами — участниками Конвенции или Комиссией. Суд правомочен принять дело только после того, как Комиссия не смогла достичь урегулирования спора, и по истечении трех месяцев, необходимых для разбирательства дела Комитетом министров.

Если Суд заявит, что  принятое национальными властями решение  или меры полностью или частично противоречат обязательствам, вытекающим для данного государства из Конвенции, и если внутреннее право не может  должным образом устранить последствия  вышеозначенного решения или принятых мер, то Суд удовлетворяет иск потерпевшей стороны. Решение Суда является окончательным и обжалованию не подлежит; оно передается Комитету министров, который наблюдает за его исполнением.

Еще одним важным элементом в европейской региональной системе защиты прав человека является хельсинский процесс, в основе которого лежит Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СБСЕ объединяет все государства Западной Европы, а также США и Канаду. Начало работы этой европейской региональной организации было положено в Хельсинки 3 июля 1973 г. В 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт, ознаменовавший завершение важного этапа работы организации. Значительное место в упомянутом документе занимают проблемы прав человека и гуманитарного сотрудничества. В нем также были определены основные направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию, контакты между людьми. «Он является той основой, — отмечает В.А. Карташкин, — на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека».10

Информация о работе Права человека и нормы современного международного права