Права человека и нормы современного международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

1. Характеристика основных международных актов по вопросам прав человека. Региональное сотрудничество в области прав человека (на примере ОБСЕ). Сотрудничество в рамках программ ООН.
2. Международно-правовые вопросы гражданства:

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по МПП Вариант II.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Ф.М. Достоевского

 

 

 

 

Факультет: юридический

Специальность: 02-11

Специализация: гражданско-правовая

Кафедра: ______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международное право»

тема «Права человека и нормы современного международного права»

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студ.гр. ЮЮ – 230 – З  Петрик С.В.

Проверил:

 

 

 

 

 

ОМСК 2006

ВОПРОСЫ

 

1. Характеристика основных международных актов по вопросам прав человека. Региональное сотрудничество в области прав человека (на примере ОБСЕ). Сотрудничество в рамках программ ООН.

ОТВЕТ:

Среди целого ряда документов, послуживших основой  для современных деклараций по правам человека и созданных в данной области законодательных актов, можно назвать Великую Хартию вольностей 1215 г., Петицию о праве 1628 г., Habeas corpus act 1679 г., Билль о правах 1689 г., Американскую декларацию независимости 1776 г., считавшую «очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемые правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью»,1 и блестящую французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., которая и сегодня считается классической формулировкой естественных и неотчуждаемых прав человека.2 Декларация сформулировала в 17 статьях многие из тех прав, которые входят в международный инструментарий прав человека.

Современную систему  защиты прав человека обычно подразделяют на три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека и международной правовой базы связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

Система защиты прав человека в рамках ООН возникла всего за три года: были созданы главные органы и специализированные учреждения, обладающие компетенцией в области прав человека, а также заключены необходимые конвенции.

Устав ООН, подписанный в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., является первым международным договором, в котором указано, что его цели основаны на всеобщем уважении прав человека, и в котором заложены концептуальные и правовые основы для выработки в будущем международных мер по защите прав человека. Статья 1 Устава объявляет уважение к правам человека основой и главным средством достижения целей Организации, а ст. 55—56 обязывают государства-члены и ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Для того чтобы ООН могла выполнять эту миссию, устав предоставляет ей определенные полномочия и предписывает некоторые методы. Такие полномочия соответствуют трем основным понятиям: «изучение», «обследование» и «рекомендации». В связи с этим следует сослаться на ст. 13, касающуюся Генеральной Ассамблеи; ст. 60 о выполнении функций, связанных с международным сотрудничеством в экономической, социальной областях и в области прав человека; ст. 62, определяющую функции Экономического и Социального Совета (далее — ЭКОСОС), и ст. 76 и 87, касающиеся системы опеки.3

Указанные полномочия позволяют ООН, в частности, рекомендовать  государствам ратифицировать подготовленные в рамках ООН международные договоры о правах человека. В результате систематического использования данной процедуры, предусмотренной в п. 3 ст. 62, в настоящее время действует около 200 документов ООН о правах человека.

Другим основополагающим документом является Всеобщая декларация прав человека, подготовленная Комиссией  по правам человека менее чем за три года и принятая в Париже Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. Декларация состоит из 30 статей, которые можно подразделить на блоки гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Концепция прав человека, изложенная в Декларации,4 прежде всего основана на «достоинстве, присущем всем членам человеческой семьи». Это достоинство и вытекающие из него права на свободу и равенство являются неотчуждаемыми и неотменяемыми; они имеют преимущество перед всеми полномочиями, включая полномочия государства, которое может их регулировать, но не отменять.

В Декларации признается необходимость социального «порядка», как внутригосударственного, так  и международного, при котором  «могут быть полностью осуществлены»  права человека. Данные положения  выражают воплощенную в Декларации идею отношений между людьми, обществом и государством, а именно мысль о том, что каждый должен подчиняться требованиям общего благосостояния, определенным организованным обществом, смысл существования которого в любом случае состоит в поощрении прав человека посредством демократии.

Статья 2 провозглашает  важнейший принцип равенства  и недискриминации «для всех, без  различия расы, пола, языка и религии» и распространяет этот принцип на неограниченную сферу действия, запрещая проведение различий на основе какого-либо иного «положения».

Статья 3 провозглашает три взаимосвязанных основополагающих права, а именно: право на жизнь, право на свободу и право на личную неприкосновенность. Эта статья является первым столпом Декларации, открывая ряд статей (ст.4—21), в которых развиваются положения о гражданских и политических правах.

Статья 22, второй важнейший элемент Декларации, вводит ст. 23—27, закрепляющие экономические, социальные и культурные права каждого человека как «члена общества». В данной статье указывается, что права, о которых идет речь, необходимы для поддержания достоинства человека и для «свободного развития его личности»; предусматривается, что каждый человек имеет право на осуществление этих прав «через посредство национальных усилий и международного сотрудничества»; признается, что эффективное их осуществление зависит от ресурсов каждого государства и международного сообщества. В ст. 23—27 признается ряд экономических, социальных и культурных прав, таких, как право на социальное обеспечение, на труд, на отдых и досуг, на уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека, на образование, право участвовать в культурной жизни общества и в научном прогрессе. Наконец, ст. 28—30 определяют «обязанности каждого человека перед обществом».

Два международных  пакта о гражданских и политических и об экономических, социальных и  культурных правах лежат в основе законодательной базы современной  международной системы защиты прав человека, особенно если учесть, что  они, в отличие от Декларации, имеют юридически обязательную силу. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Пакты составляют наиболее обширный свод международного договорного права по данной теме как с точки зрения сферы охвата, так и с точки зрения географической зоны действия. Сегодня участниками пактов являются 120 государств на всех континентах.

Международный Пакт о гражданских и политических правах содержит 27 нормативных статей, в отличие от Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где их насчитывается 15. Оба пакта содержат некоторые идентичные или сходные положения.

В преамбулах подчеркивается общее мнение о достоинстве, присущем человеку, и о неотъемлемых правах на свободу и равенство.

Статьи 1 обоих  пактов идентичны: они подтверждают принцип, согласно которому право на самоопределение является универсальным, и призывают все государства взять на себя два обязательства: «поощрять осуществление права на самоопределение» на своих территориях и уважать данное право в соответствии с положениями Устава ООН. В обоих пактах указывается, что «все народы имеют право на самоопределение», и отмечается далее, что «в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Согласно ст. 3 пактов государства-участники обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами и всеми гражданскими и политическими правами, закрепленными в каждом документе.

Статьи 5 пактов содержат положения о гарантиях, призванных предупредить уничтожение или ограничение прав, признанных в других статьях, и сохранить права, признаваемые независимо от пактов.

Наряду с  вышерассмотренными основополагающими  международными актами в области прав человека существует большое количество и других правовых документов, разрабатывающих правовые нормы и учреждающих новые институты и механизмы в области защиты прав человека. Тексты их печатаются в международных сборниках по правам человека.

Переход к освещению  основных институтов по защите прав человека, а не продолжение анализа международных  правовых документов связан не с их малой значимостью, а с избранной  темой и установленными рамками  работы.

В рамках ООН  существует ряд органов, занимающихся защитой прав человека. Условно их можно подразделить на две категории, к одной из которых следует отнести органы общего назначения, а к другой — специализированные, т.е. предназначенные только для защиты прав человека. Основными органами по защите прав человека, относящимися к первой категории, являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.

Компетенция Генеральной  Ассамблеи является почти неограниченной, поскольку ст. 10 уполномочивает ее «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по таким вопросам. В частности, согласно п. 1b ст. 13 Устава она «организует исследования и дает рекомендации» в целях «содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Генеральная Ассамблея с начала своей деятельности приняла целый ряд резолюций, включая резолюцию о провозглашении Всеобщей декларации прав человека в 1948 г., и международные пакты о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах в 1966 г.

Совет Безопасности в соответствии со ст. 34 Устава «уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Слишком часто подобные «ситуации» бывают обусловлены массовыми и постоянными нарушениями прав человека либо сопровождаются ими. Это — главная причина, по которой Совет Безопасности может заняться проблемами прав человека. Решения Совета по данным вопросам являются окончательными. На международные нормы в области прав человека Совет ссылается, прежде всего, в связи с проблемой апартеида, и в частности в случаях массовых убийств, совершающихся при апартеиде.

ЭКОСОС, учрежденный  согласно Уставу как межправительственный орган и действующий под руководством Генеральной Ассамблеи, предпринимает  исследования и выносит рекомендации по широкому кругу вопросов, включающему в себя не только «уважение и соблюдение прав человека... для всех», но и вопросы «в области экономической, социальной, культурной, образования, здравоохранения и других сопредельных сфер». ЭКОСОС принадлежат и важные организационные функции: так, в 1946 г. в соответствии со ст. 68 Устава он учредил Комиссию по правам человека. Кроме того, ЭКОСОС рассмотрел ряд таких важных проблем, как геноцид, предупреждение безгражданства, дискриминация, защита меньшинств, организация Конференции 1948 г. по вопросу о свободе информации, учреждение Ежегодника прав человека и т.д.

Совет по опеке  был учрежден согласно ст. 75 Устава ООН как международная система «опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее последующими индивидуальными соглашениями». Одна из основных задач системы опеки, указанных в ст. 76, — «поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Система призвана также обеспечивать равенство в экономической и социальной областях и «равное отношение в отправлении правосудия».

Международный Суд — судебный орган ООН, который  учрежден согласно Уставу и руководствуется  своим Статутом. Он состоит из 15 независимых  судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Как гласит п.1 ст.34 Устава Суда, «только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом». Это означает, что частные лица, юридические лица и международные неправительственные организации не могут быть сторонами в спорах, рассматриваемых Судом. Учитывая то обстоятельство, что два упомянутых международных пакта о правах человека не предусматривают вынесения решений Судом, последний рассматривал лишь несколько дел, связанных с правами человека. Тем не менее выносимые Судом решения — в судебном или консультативном качестве — представляют значительный интерес, поскольку сыграли существенную роль в определении международного права в области прав человека.

Секретариат во главе с Генеральным секретарем имеет единую административную структуру, которой было поручено защищать и поощрять права человека и распространять информацию об их уважении. С годами Секретариат уточнял порядок решения этой жизненно важной проблемы. Данная работа продолжается по мере того, как международное сообщество достигает прогресса в области прав человека, о чем свидетельствует недавнее учреждение института Верховного комиссара ООН по правам человека, являющегося специализированным органом по защите прав человека.

К специализированным органам по правам человека следует прежде всего отнести Комиссию ООН по правам человека. Она была создана в 1946 г. в качестве вспомогательного органа ЭКОСОС. Комиссия, первоначально состоявшая из 18 членов, теперь насчитывает 53 члена, назначаемых ЭКОСОС согласно правилам географического распределения. Она проводит свои сессии (продолжительностью шесть недель) один раз в год. С 1990 г. имеет возможность созывать и специальные сессии при согласии большинства ее членов. Она представляет ежегодные доклады ЭКОСОС, который может вырабатывать инструкции или руководящие принципы для Комиссии.

Основные задачи Комиссии можно сформулировать следующим  образом:

Информация о работе Права человека и нормы современного международного права