Право международной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:52, доклад

Описание работы

Проблема обеспечения всеобщего мира и международной безопасности по-прежнему является одной из центральных в современных международных отношениях. Ее основы заложены в Уставе ООН и получили развитие в концепции всеобъемлющей международной безопасности, закрепленной в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности», а также в резолюции от 7 декабря 1988 г. «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН». Смысл этой концепции заключается в том, что должна быть обеспечена такая организация международных отношений, которая бы способствовала установлению устойчивого, безопасного и ненасильственного мира.

Работа содержит 1 файл

Право международной безопасности.docx

— 195.30 Кб (Скачать)

Почти половина четвертого раздела посвящена  проблеме адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (Договор об ОБСЕ) в контексте общеевропейской безопасности.

Нельзя  не отметить, что в Основополагающем акте нет положений, обязывающих НАТО отказаться от намерений расширить НАТО за счет вовлечения новых членов из Восточной Европы и из государств – бывших республик СССР.

В условиях агрессии НАТО против Югославии, начавшейся 24 марта 1999 г., Россия приостановила действие Основополагающего акта, отозвала своего представителя из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, прекратила работу информационных центров НАТО в России. Деятельность этих структур была возобновлена после принятия Советом Безопасности резолюции 1244 от 10 июня 1999 г., предусматривающей международное присутствие сил безопасности в Косово, и прекращение военной операции НАТО 20 июня 1999 г.

Безопасность  в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР). Решение проблемы создания в АТР модели регионального миропорядка возможно только на базе собственных азиатско-тихоокеанских взаимоприемлемых решений с учетом уникальности политических, экономических, социальных, культурных, этнических особенностей региона. Механизмом для поиска таких решений стал созданный в 1994 году в рамках АСЕАН региональный форум по проблемам безопасности (Асеановский региональный форум). В настоящее время в него входят 10 стран – членов АСЕАН и 12 стран, не являющихся членами Ассоциации: Австралия, Индия, Китай, Канада, Монголия, Новая Зеландия, Россия, США, Южная Корея, Япония, а также Европейский Союз.

Участники АРФ в качестве основы своих международных  отношений в регионе уже на первой сессии Форума в 1994 году одобрили цели и принципы Балийского договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, принятого членами АСЕАН в 1976 году. Целью Договора является содействие установлению постоянного мира, продолжительной дружбы и сотрудничества (ст. 1). Основными принципами провозглашаются взаимное уважение независимости, суверенитета, равноправия, территориальной целостности и национальных особенностей всех государств, право каждого из них на национальное существование, свободное от внешнего вмешательства, подрывной деятельности или насилия, невмешательство во внутренние дела друг друга, регулирование разногласий и конфликтов мирными средствами, отказ от угрозы или применения силы, эффективное сотрудничество (ст. 2).

Балийский договор был открыт для подписания не только государствами – членами АСЕАН, но и любым государством Юго-Восточной Азии. В настоящее время завершена разработка Протокола для присоединения к Договору и внеасеановских государств. На пятой сессии АРФ в июле 1998 года Россия высказала готовность присоединиться к Балийскому договору.

На первой сессии Форума в 1994 году была достигнута договоренность об определенной структуре АРФ. Было решено созывать сессии Форума на уровне министров иностранных дел ежегодно вслед за министерской встречей стран – членов АСЕАН. До 2000 года таких сессий состоялось уже шесть. Ежегодной сессии Форума предшествует заседание старших должностных лиц, которое готовит повестку дня и доклады.

В рамках АРФ создаются также рабочие  группы, проводятся неформальные встречи экспертов, созываются международные конференции с широким кругом участников. Так, на второй сессии Форума в 1995 году были созданы две рабочие группы по выработке мер доверия и мер по поддержанию мира. В апреле 1999 года во Владивостоке была проведена международная конференция по инициативе России «Ко всеобъемлющей безопасности и сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе», на которой было решено разработать декларацию «Тихоокеанское согласие». В основу проекта декларации положен принцип добросовестного соблюдения международного права, включая Устав ООН. Уделено внимание современной тенденции к формированию качественно новой многополярной системы коллективной безопасности государств.

В основу работы АРФ положен принцип консенсуса. Форумом было декларировано эволюционное и поэтапное достижение поставленных целей – от строительства мер доверия через развитие превентивной дипломатии к выработке инструментов урегулирования конфликтов.

Асеановский региональный форум по безопасности превратился в действенный механизм многостороннего диалога по безопасности

в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он играет большую роль в развитии взаимопонимания и доверия, способствует созданию большей прозрачности и наращиванию усилий по укреплению мира и стабильности в АТР. Как было отмечено на четвертой сессии Форума в 1997 году, его решения фактически запускают механизм формирования Азиатско-Тихоокеанского сообщества по безопасности.

4. Разоружение

Принцип разоружения. Одним из наиболее эффективных средств сохранения мира и предотвращения войны является разоружение. До Первой мировой войны международное право практически не содержало никаких обязательств государств в отношении разоружения или сокращения вооружений. Впервые идея разоружения получила международно-правовое признание в Статуте Лиги Наций, в котором говорилось о необходимости ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и выполнением международных обязательств (ст. 8, п. 1).

Важным  шагом на пути утверждения принципа разоружения явился Устав ООН, который признал необходимость не только регулирования вооружений, но и осуществления разоружения (ст. 11, 26, 47). Согласно ст. 11 Устава, принцип разоружения относится к общим принципам сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности.

Принятие  единогласно в 1959 году Генеральной  Ассамблеей ООН резолюции «О всеобщем и полном разоружении» означало, что  государства должны добиваться осуществления разоружения в его наиболее радикальной форме – полного упразднения материальных средств ведения войны. Именно такое понимание разоружения было подтверждено в ряде универсальных международных договоров, в том числе в Московском договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 года и др.

Принцип разоружения налагает на государства  определенные юридические обязательства: 1) строго и неуклонно соблюдать  действующие нормы о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных в договорах и направленных на ограничение гонки вооружений и разоружение; 2) добиваться создания новых норм, заключения новых договоров в области разоружения.

Важным  шагом на пути конкретизации принципа разоружения явилось достижение соглашения между СССР и США об основных принципах для переговоров  по разоружению и единогласное одобрение этих принципов Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году. Среди них принципиальное значение имеют такие положения, как требование сбалансированности мероприятий по разоружению таким образом, чтобы ни на одном этапе ни одно государство или группа государств не могли получить военное преимущество; проведение разоружения под строгим и эффективным международным контролем; укрепление международной безопасности.

Что касается путей реализации принципа разоружения, то наиболее радикальным следует считать многосторонний договор о всеобщем и полном разоружении. Попытки выработать такой договор были предприняты в 60-х годах, но успеха не имели. Второй путь – это достижение конкретных соглашений о разоружении, как многосторонних, так и двусторонних. Именно такой путь был избран для решения проблемы разоружения, что привело к заключению серии договоров в этой области. Возможно также одностороннее разоружение. Государства по собственной инициативе могут брать на себя те или иные обязательства по разоружению. Положительное значение этих отдельных мер заключается в том, что они являются средством подготовки и содействия заключению международных соглашений по разоружению. В качестве примера таких односторонних мер можно привести решение правительства Мексики о запрете ввоза в страну ядерного оружия.

Существует  несколько международных форумов, на которых рассматриваются вопросы  разоружения. Важная роль в этой области  отведена Уставом ООН Генеральной  Ассамблее ООН, которая рассматривает общие принципы разоружения и регулирования вооружений. На ее сессиях (очередных и двух специальных по разоружению) принято значительное количество резолюций в этой области. Проблемами разоружения занимаются ряд вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи: Комиссия ООН по разоружению, Специальный комитет по Индийскому океану, Специальный комитет для Всемирной конференции по разоружению и др. Созданы Региональные центры ООН по вопросам мира и разоружения в Азии и районе Тихого океана, в Африке, в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Важным  многосторонним форумом является Конференция  по разоружению в составе 40 государств, включая все ядерные державы. Орган был создан в 1962 году как  Комитет 18-ти, несколько раз менял  свой состав и название. Конференцией по разоружению стал называться с 1984 года. Он не является органом ООН, хотя определенные связи с ООН поддерживает. Занимается разработкой многосторонних соглашений в области разоружения и сокращения вооружений.

Соглашения  в области разоружения. На сегодняшний день заключено большое количество таких соглашений на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Среди них в первую очередь надо отметить два соглашения, касающихся оружия массового поражения и предусматривающих подлинное разоружение, то есть уничтожение существующих вооружений.

Первое  из них – Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года (вступила в силу 26 марта 1975 г.), в которой участвуют более 150 государств (Россия участвует). Согласно Конвенции, каждое государство-участник взяло на себя обязательство никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо образом и не сохранять как микробиологические или другие биологические агенты или токсины, так и оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах (ст. I). Конвенция обязывала государства-участников уничтожить или переключить на мирные цели как можно скорее, но не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все перечисленные в ст. I агенты, токсины, оружие, оборудование, средства доставки. Постоянные члены Совета Безопасности ООН сделали заявления в Совете, что все обязательства по Конвенции они выполнили.

Второе  соглашение, предусматривающее материальное разоружение, – Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года (вступила в силу 29 апреля 1997 г., Россия участвует). Конвенция предусматривает обязательства для государств-участников не разрабатывать, не производить, не приобретать химическое оружие и уничтожить его запасы в сроки, установленные в Конвенции. Приступить к такому уничтожению необходимо через два года после вступления Конвенции в силу.

Пока  не удалось добиться заключения аналогичного соглашения в отношении еще одного вида оружия массового поражения  – ядерного оружия. Вместе с тем существующие соглашения устанавливают запреты в отношении испытаний такого оружия, его нераспространения, предусматривают создание безъядерных зон, сокращение средств доставки к цели.

В 1963 году в Москве был подписан Договор  о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Договор обязал его участников запретить, предотвратить и не производить любые испытания ядерного оружия, любые другие ядерные взрывы в атмосфере, в том числе за ее пределами, включая космическое пространство, и под водой, включая территориальные воды и открытое море. Около 140 государств являются участниками этого Договора. Полное запрещение испытаний ядерного оружия предусмотрено в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанном 24 сентября 1996 г. Однако Договор в силу еще не вступил. Для вступления в силу необходимо, чтобы его подписали и ратифицировали все 44 государства, перечисленные в Приложении 2 к Договору, включая Индию и Пакистан.

Режим нераспространения ядерного оружия был предусмотрен в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Договор содержит систему обязательств, закрывающую для ядерных государств все пути передачи ядерного оружия, а для неядерных государств – все способы его получения. 187 государств являются участниками Договора.

Для укрепления режима нераспространения ядерного оружия большое значение имеет установление статуса безъядерной зоны как на международных территориях, так и на территориях, находящихся под суверенитетом государств. Одной из первых безъядерных зон стала Антарктика на основании Договора об Антарктике 1959 года, который запретил любые ядерные взрывы в Антарктике и захоронение в этом районе радиоактивных материалов.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела, 1967 года обязал участников Договора не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты  с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового  уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 года предусмотрело дополнительные запреты в этом плане. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года обязал государства не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.

Информация о работе Право международной безопасности