Правовое регулирование «иностранного» усыновления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - осветить проблему усыновления с участием иностранного элемента, особенности такого усыновления.

Работа содержит 1 файл

Основа.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

1) по истечении трех  месяцев со дня поступления  сведений о детях, нуждающихся  в устройстве в семью, в государственный  банк данных о детях, оставшихся  без попечения родителей;

2) если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственниками детей, независимо от места их жительства и гражданства (ст. 124 СК РФ).

На консульские учреждения Российской Федерации возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей — граждан России, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за ее пределами.

Далее мы рассмотрим более подробно коллизионно-правовое регулирование усыновления в рамках международно-правовой защиты детей19.

Международно-правовая защита детей ведет свое начало с Женевской  декларации 1924 г20. – тогда ребенок стал объектом международно-правовой защиты. Несмотря на то, что в области международного права было принято немало документов, призванных защищать права как человека вообще, так и права ребенка в частности, нормативно-правовая база по вопросам детства сейчас не всегда соответствует международным нормам и стандартам.

Хотя государства-участники, которые признают или разрешают  международное усыновление, должны учитывать интересы ребенка в первостепенном порядке, это не всегда так реализуется на практике

       Защита  детей - исторически молодой правовой  институт, даже во внутригосударственном  праве. Специализированная судебная защита несовершеннолетних возникла в конце  XIX  века,  в  Чикаго (штат Иллинойс, США)- создан первый суд по делам несовершеннолетних.

Проблема сотрудничества государств в области защиты прав детей - является одной из наиболее актуальных в международном праве21.

    В Женевской  декларации прав ребенка 26 сентября 1924 г., принятой на 5 ассамблее Лиги  Наций, в преамбуле,  говориться, что люди - мужчины и женщины,  признавая обязательным дать  детям самое лучшее, провозглашают  это как свою обязанность. Детям  необходимо предоставить все необходимое для их нормального развития, как в области материальной, так и духовной.

 В Декларации выражено  стремление к обеспечению основных  нужд детей; голодный ребенок  должен быть накормлен; больному  ребенку должен быть предоставлен уход; отсталому ребенку должна быть оказана помощь; порочные дети должны быть исправлены; сиротам и беспризорным детям должно быть дано убежище и все необходимое для их существования22.

  В Женевской Декларации,  как и в любой иной международной  декларации не содержалось обязательных нормативных предписаний для стран-участников, но все же это было большое достижение: ребенок стал объектом международно-правовой защиты. С того времени в области международного гуманитарного права было принято немало документов, призванных защитить права как человека вообще, так и права ребенка в частности23.

  После Женевской  Декларации в течение длительного  времени, вплоть до принятия  в 1948 году Всеобщей Декларации  прав человека, фактически не  было международно-правовых актов, посвященных юридической защите детей.

 Вклад Всеобщей  Декларации столь велик, что  может быть распространен на  разные категории людей, в том  числе и на детей.  Понадобилось  немало времени, чтобы после  принятия Всеобщей Декларации  создать, подписать и ввести в действие международно-правовой акт, специально посвященный правовой защите детей24.

Таким актом стала  Декларация о правах ребенка 1959 года. В преамбуле отмечается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной  охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

  С принятием Конвенции  о правах ребенка в 1989г. международное  сообщество признало необходимость  представлять специальную защиту  детям.

 Согласно Конвенции  ООН о правах  ребенка 1989 года, ратифицированной нашим государством, государства-участники, которые признают   и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они25:

а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой26;

б) признают, что усыновление  в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

в) обеспечивают, чтобы  в случае усыновления ребенка  в другой стране применялись такие  же гарантии и нормы, которые применяются  в отношении усыновления внутри страны;

г) принимают все необходимые  меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанными с этим лицами.

Вопросу усыновления  посвящена также и принятая в 1993 году Конвенция о защите детей  и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. Помимо Конвенции 1993 г., существует Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 г27. Тот факт, что Россия не является участницей данных соглашений, не умаляет их значения.

Проблема защиты прав и интересов детей — вопрос не только международного частного, но и международного публичного права. В международном частном праве проблема защиты прав и интересов детей включает рассмотрение таких вопросов, как установление и оспаривание отцовства, обязанностей  родителей по содержанию детей, усыновление.

 В рамках международного  частного права регулирование  отношений по защите прав детей,  так же, как и других отношений  в области семейного права,  осуществляется преимущественно   коллизионно-правовым способом. В  законодательстве каждого государства имеются специальные нормы, устанавливающие компетентный правопорядок при решении вопросов усыновления, установления отцовства. Так, например, в Кодексе Бустаманте в главе 5  «Отцовство и установление отцовства» содержится 10 коллизионных норм, определяющих выбор права при решении таких вопросов, как способность устанавливать отцовство, защита наследственных прав внебрачного ребенка, определение последствий установления отцовства. Одновременно определен круг вопросов, которые относятся к публичному порядку28.

В семейном законодательстве Российской Федерации непосредственно  правам ребенка посвящены три  статьи в СК 1995 г.29, положения которых потом конкретизируются в специально принимаемых законах и подзаконных актах.30

 Коллизионные нормы, регулирующие правоотношения непосредственно или косвенно затрагивающие права и интересы ребенка, содержатся не только в национальном законодательстве государств,  но и практически во всех договорах о правовой  помощи. В силу приоритетного применения международных норм,   при несовпадении  с аналогичными национальными нормами,  именно они будут применяться при регулировании соответствующих фактических отношений в используемом примере-Конвенции 1993 г., правоотношения родителей и детей определяются по законодательству государства,  на территории которого постоянно проживают дети,  по делам о   правоотношениях между родителями и детьми — компетентен суд государства, право которого подлежит применению.

 В двусторонних  договорах о правовой помощи, участником большого числа которых является Российская Федерация, этот вопрос может решаться по-разному, так, например в соответствии со ст. 30 договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейными уголовным делам 1994 г., правоотношения  между родителями и детьми определяются законодательством государства на территории которого стороны имеют совместное место жительства31. В случае, если место жительства кого-либо из родителей и детей находится на территории другой договаривающейся стороны, то правоотношения между ними определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является ребенок. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Особенности  усыновления иностранными гражданами        

  

 Основным коллизионным  принципом,  применяемом при усыновлении  (или при отмене усыновления)  иностранными гражданами российских  детей на территории России,  является закон гражданства усыновителя  (если усыновителем является лицо без гражданства — то,  соответственно, закон постоянного места жительства усыновителя)32.  При этом одновременно должны быть соблюдены и требования российского законодательства, обеспечивающие защиту интересов детей при усыновлении33. Такой подход позволяет защитить права ребенка и на территории России, и на территории соответствующего иностранного государства.

При усыновлении на территории России российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, применяется российское законодательство при выполнении определенного  условия: получения согласия законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок34. Кроме того, необходимо согласие на усыновление самого ребенка в том случае, если это обусловлено законодательством государства, гражданином которого является ребенок.

Статья 165 СК РФ допускает  усыновление в России иностранными гражданами детей, являющихся как российскими  гражданами, так и иностранными, проживающими на ее территории.

Усыновление на территории России иностранными гражданами российских  детей производится, согласно ст. 165 СК РФ, в соответствии с законодательством  государства, гражданином которого является усыновитель. Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста  материального положения и т. п.) призвано обеспечивать в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном  государстве, поскольку обычно усыновитель-иностранец увозит ребенка в свою страну.

 Например: Если  усыновители - граждане США, то  они должны соответствовать требованиям которые предъявляются к усыновителям законом об усыновлении соответствующего  штата США, поскольку в этой стране нет федерального законодательства об усыновлении35.

 В соответствии  со ст. 165 СК РФ должны быть  также соблюдены  требования  ст. 124, 129 исходящие, прежде всего  из того, что усыновление допускается  в отношении несовершеннолетних  детей,  но  только в их интересах.  Согласно п. 3 ст. 124 СК, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи Российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственник детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников36

При усыновлении ребенка  приоритет в соответствии с Конвенцией ООН всегда за усыновителем - российским гражданином, проживающим в России.

Таким образом, усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случае, если не представилось возможным, несмотря на                            принимаемые меры, передать детей в российские семьи (на усыновление под опеку (попечительство), в  приемную семью)37.  При этом, дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам лишь при условии, что прошло более трех месяцев с момента постановки их на централизованный учет детей,  оставшихся без попечения родителей,  порядок которого в соответствии со ст. 124  был определен постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996г.

В отношении усыновления  применяется утвержденное Правительством РФ 15 сентября 1995 г. Положение о порядке  передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам38. Учреждение,  производящее усыновление ребенка иностранного гражданина, должно в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданин которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ (прежде всего Конвенцией ООН о правах ребенка), усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165)39.

Информация о работе Правовое регулирование «иностранного» усыновления