Правовое регулирование «иностранного» усыновления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - осветить проблему усыновления с участием иностранного элемента, особенности такого усыновления.

Работа содержит 1 файл

Основа.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

 Коллизионные вопросы  усыновления (удочерения), включая и отмену усыновления, решены в ст. 165 СК. Усыновление (удочерение), в том числе его отмена  на территории  Российской Федерации иностранными  гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации,  производится в соответствии с законодательством,  государства гражданином которого является усыновитель на момент подачи  заявления об усыновлении или об отмене усыновления (п. 1 ст. 165 СК). Аналогичное правило содержалось и в ст. 165  Кодекса о Браке и Семье  (в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. 28-ФЗ). Если усыновители (супруги) имеют разное гражданство, то усыновление будет регулироваться законодательством обоих государств, гражданами которых они являются40. При усыновлении (отмене усыновления) на территории Российской Федерации ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, лицом без гражданства, должно применяться законодательство государства,  в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (отмене усыновления)41. Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ст. 126 СК).  

Применение при усыновлении на территории России иностранного законодательства обусловлено, прежде всего, интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления, скорее всего, будут проживать вместе с усыновителями — иностранными гражданами за пределами территории России42. Соблюдение при усыновлении требований законодательства зарубежного государства (гражданами которого являются усыновители) позволяет обеспечить соответствующий правовой статус ребенка в этом государстве. Следует иметь в виду,   что в соответствии  с п. 1 ст. 26  Закона «О гражданстве РФ» ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицом, не состоящим в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не будет лицом без гражданства43.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должно применяться не только иностранное законодательство, но и в целях защиты интересов детей соблюдаться требования российского законодательства, а именно: ст. 124—126, ст. 127 СК44  (за исключением абзаца восьмого пункта 1, то есть нормы о запрете усыновлять детей лицам, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают  усыновители (усыновитель),  ст.128 и 129, ст.130 СК  (за исключением абзаца пятого, то есть нормы об отсутствии необходимости получения согласия родителей ребенка на его усыновление, если по причинам, признанным судом неуважительными, родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания), ст. 131—133 СК45. Таким образом, дети, в отношении которых допускается усыновление, порядок учета таких детей и лиц, желающих быть усыновителями, условия усыновления, порядок усыновления определяются по российскому законодательству. Кроме того, усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей, допускается только: а) по истечении трех месяцев со дня поступления сведения о детях, нуждающихся в устройстве в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; б) и только если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей, независимо от места их жительства и гражданства (ст. 124 СК).

 

Рассмотрим  примеры из судебной практики

 

гражданин США Ф. обратился  в суд с заявлением об установлении усыновления над К., 26 января 1999 года рождения, воспитанником Ангарского городского дома ребенка. В обоснование  заявления он сослался на то, что не женат, но хочет путем усыновления ребенка создать свою семью, имеет дом в США, достаточный уровень материального благосостояния. Считает, что способен воспитывать ребенка и дать ему хорошее образование.

Представители заинтересованных организаций — специалист по охране прав детей Ангарского муниципального образования Ковалева С.В. и главный врач Ангарского городского дома ребенка Гайкалов В.А. полагали необходимым просьбу заявителя удовлетворить.

Решением Иркутского областного суда от 25 декабря 2001 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе представителя  Ф. ставится вопрос об отмене решения  и вынесении нового решения с  удовлетворением его требований. Указано, что выводы суда не соответствуют  фактическим обстоятельствам дела, суд неправильно применил материальный закон.

Проверив материалы  дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации  не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. ст. 16, 17 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международных уровнях, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1986 г., ст. 21 Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г., усыновление ребенка за границей в качестве альтернативного решения вопроса обеспечения ребенка семьей может рассматриваться лишь в случае, если не представляется возможным передать его другой семье на воспитание или усыновление или обеспечить для него надлежащую заботу в стране происхождения.

Данный принцип приоритетного  устройства детей, оставленных без  попечения родителей, на воспитание в семье происхождения — граждан Российской Федерации, предусмотрен и российским законодательством (п. 4 ст. 124 СК РФ (с дополнениями и изменениями).

Как видно из дела, перечисленные  требования международного права и  российского законодательства при  решении вопроса об усыновлении несовершеннолетнего ребенка — К. не соблюдены. Он не был своевременно поставлен на первичный учет как оставшийся без попечения родителей и в период месячного срока мер к устройству его в семью российских граждан не принималось.

Представленные представителем заявителя Ракитиным Ю.И. в суд кассационной инстанции заявления граждан Титуниных и других, осмотревших К. наряду с другими детьми и выбравшими для усыновления других детей, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку судом исследовалось заключение органов опеки и попечительства, где эти предложения по усыновлению К. отражены.

Однако Иркутский областной  центр психолого-педагогической и  медико-социальной помощи детям не представил суду доказательства, что  российским гражданам выдавались направления для посещения К. по его фактическому месту нахождения с целью принятия его на воспитание. Согласно справке этого центра К. осматривался российскими усыновителями не лично, а с помощью компьютера.

Суд, принимая указанное  решение, обоснованно отметил, что не установлена личность матери усыновляемого К., так как в свидетельстве о его рождении в графе «мать» стоит прочерк. Между тем мальчик родился в лечебном учреждении у конкретной женщины, имя которой известно и, по сути, установлено решением Ангарского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2001 г., признавшего К.И. безвестно отсутствующей по месту жительства. Это обстоятельство послужило на данном этапе правомерным основанием для отказа в установлении усыновления.

Кроме того, справедлив вывод суда первой инстанции, что передача малолетнего К. в семью одинокого отца не может в полной мере соответствовать интересам усыновляемого.

С учетом изложенного  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Ходатайство представителя  заявителя Ракитина Ю.И. об отложении  слушания дела «для представления дополнительных доводов об отмене решения» не подлежит удовлетворению, поскольку Ракитин Ю.И. заранее извещен о дне рассмотрения дела в кассационной инстанции, накануне дня слушания дела в Верховном Суде Российской Федерации изучал материалы дела, то есть имел достаточную возможность подготовиться к слушанию дела в кассационной инстанции46.

Руководствуясь ст. 305 п. 1 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Иркутского областного суда от 25 декабря 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Ф. — без удовлетворения.

 

 

Рассмотрим другой пример

решением Верховного Суда Республики Карелия от 17 февраля 2011 года было отказано в удовлетворении заявления гражданина США об усыновлении двоих детей (1998 и 1999 годов рождения). Как установлено судом, заявителю исполнилось 39 лет, он никогда не состоял в браке, детей не имеет, у него отсутствует родительский опыт. Кроме того, он работает на полной ставке, сведений о намерении изменить график работы в сторону увеличения количества свободного времени для воспитания двоих детей, а также данных о том, как это может сказаться на его материальной обеспеченности, суду представлено не было. Учитывая названные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что заявитель не сможет обеспечить детям необходимую заботу и достаточное внимание, мальчикам не будет обеспечено полноценное развитие в неполной семье".

К тому же мальчики уже  имели неудачный опыт пребывания в приемной семье, им была нанесена психологическая травма. В мае 2009 года детей поместили в детский дом в связи с отменой опеки. Прошло время, мальчишки успокоились, что-то забылось. Суд решил не рисковать, отдавая их одинокому американцу.47

Ещё пример

Дело об удочерении несовершеннолетней на Камчатке. Суд первой инстанции разрешил отдать девочку гражданам Испании. Между тем прокуратура установила, что у девочки есть родственники по отцовской линии - тетя и бабушка, которые живут в Камчатском крае. Они, кстати, возражали против удочерения девочки иностранными гражданами. А тетя была согласна забрать девочку на воспитание в свою семью.

Кроме того, два брата  девочки находятся под опекой граждан России. Поэтому кассационная инстанция отменила решение об удочерении.

А в другом деле решение об удочерении было отменено, в том числе потому, что суд "не исследовал вопрос о вероисповедании усыновителей и приемлемости этой религии для обеспечения полноценного духовного и нравственного развития усыновляемого, возможности усыновителей обеспечить ребенку физическое, психическое, духовное и нравственное развитие". Также не исследовались документы о материальных и жилищных условиях усыновителей.48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современное  состояние института усыновления

«Существует мнение о том, что в России широко распространено международное усыновление, а российские граждане усыновляют детей крайне редко. Между тем такое мнение не находит своего подтверждения», - написал Верховный суд страны в обзоре судебной практики. По статистике, иностранцам отдают российских сирот в пять раз меньше, чем приемным родителям-россиянам.

"За 12 месяцев 2011 года  с вынесением решения рассмотрено  3 076 дел о международном усыновлении  (в том числе с удовлетворением  требования - 3 069 дел), что в 4,9 раза  меньше, чем за это же время вынесено решений об усыновлении детей российскими гражданами (15 218)", подсчитал Верховный суд. А в 2010 году иностранцы усыновили в 5,2 раза меньше российских детей, чем родители-россияне.49

 

В марте 2012 года, будучи на должности премьер-министра РФ Владимир Путин заявил, что усыновление российских детей иностранцами должно стать "редким исключением", приоритет нужно отдавать гражданам РФ.

"Мы должны стремиться  к тому, чтобы абсолютное большинство детей обретало свою семью у нас, в России, а зарубежное усыновление стало редким, вынужденным исключением", - сказал Путин на заседании президиума правительства.

"В подавляющем большинстве  случаев дети находят и в  иностранных семьях новую, настоящую семью, людей, которые детей любят, окружают их любовью. Но не секрет, что есть и другие случаи, к сожалению", - подчеркнул премьер, напомнив о трагических случаях гибели усыновленных детей.50

Данная тема привлекла особое внимание после нескольких сиротских смертей за рубежом, когда родительская опека доводила детей до смерти. Было еще несколько скандалов без смертельного исхода, но жизнь детей все равно превращалась в ад. Также немало шума наделала операция "возврат". Одна американская приемная "мама" с мальчиком из России просто посадила ребенка на самолет с запиской, что мальчик не подошел.51

Глава правительства  отметил, что, как правило, такие  трагические случаи происходят в результате низких требований к усыновителю и отсутствия у специальных органов полномочий по вмешательству в судьбу ребенка.

"Иностранные организации,  которые занимаются усыновлением, обязаны информировать российские  власти о том, как складывается судьба ребенка, как идет его адаптация к новой жизни. Но, увы, такие структуры далеко не всегда идут на сотрудничество", - заявил Путин. Наиболее эффективным способом решения этой проблемы он назвал заключение юридически обязывающих межгоссоглашений.

Он напомнил, что первый такой договор был заключен с Италией и вступил в силу в ноябре 2009 года. На заседании правительства обсуждалось подобное соглашение о сотрудничестве с США.

 Этот документ устанавливает  четкий порядок усыновления только  при содействии уполномоченных  организаций.

"Отмечу также, что  ребенок сохраняет российское  гражданство. Кроме того, будущие приемные родители обязаны проходить социально-психологическую подготовку, получать соответствующий сертификат", - рассказал премьер, отметив, что за условиями жизни в новой семье будет установлен строгий контроль, приемные родители должны будут регулярно отчитываться в самочувствии и воспитании ребенка.

При этом российские и  американские уполномоченные органы, в случае возникновения проблем, будут иметь полные права на оперативное  вмешательство, вплоть до передачи ребенка  в другую семью или его возвращении на родину.

"Сейчас идет разработка  аналогичных соглашений с другими  странами", - отметил Путин.

На заседании президиума правительства рассматривался вопрос о присоединении России к международной конвенции родительской ответственности и мерах по защите детей. Речь идет о совершенствовании защиты прав и законных интересов малышей, рожденных в браках с иностранными гражданами.

"Применение конвенции  позволит очертить родительские  права и обязанности в браках  с иностранцами, решить вопросы опеки и попечительства, защитить права детей на полноценную, спокойную жизнь и воспитание", - добавил премьер.52

Информация о работе Правовое регулирование «иностранного» усыновления