Правовой статус дипломатических и консульских представительств, их должностных лиц и сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Дипломатическое право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии, многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие, система и источники дипломатического права…………………..........4
2. Дипломатическое представительство………………………………………....................5
2.1. Состав дипломатического представительства…………………………………………5
2.2. Функции дипломатического представительства……………………………………..6
2.3. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников……………………………………………………………………………………………………..6
2.4. Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания…………………………………………......................8
2.5. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций…………………………………………………..........................9
3. Понятие и источники консульского права…………………………………………………12
4. Установление консульских отношений……………………………………………………..14
4.1. Классы и персонал консульских учреждений…………………………………………15
4.2. Консульские функции……………………………………………………............................17
4.3. Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала….18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….21
Литературы……………………………………………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Международное право основа.docx

— 40.50 Кб (Скачать)

       В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении  с дипломатическими.

       Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям.

       Привилегии  и иммунитета предоставляются должностным  лицам ООН и экспертам в  интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Понятие и источники  консульского права

       Консульское право можно охарактеризовать как  совокупность международно-правовых принципов  и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.2

       Исторически консульские отношения развивались  как отношения, связанные, прежде всего  с международной торговлей и  торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как. Выборные или назначенные государством советники  и помощники, призванные оказывать  на территории иностранного государства  помощь и содействие отечественным  купцам и другим частным лицам  и организациям. За ними практически  не признавалось какое-либо качество представительства  интересов своего государства как  такового.

       В настоящее время консульские  учреждения призваны содействовать  развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских, а в некоторых  случаях и политических связей между  государствами. Тем не менее, исторические особенности развития консульских  отношений и в настоящее время  продолжают определять их специфику  и отличие от дипломатических.

       Источниками консульского права являются международный  договор и международный обычай. Хронологически в этом ряду первым стоит международный обычай, поскольку  в древние времена и в период средневековья консульские отношения  регулировались главным образом  на основе обычая. В настоящее время  международные обычаи продолжают являться основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.

       К источникам консульского права относятся  также положения некоторых международных  договоров, которые не посвящены  исключительно консульским вопросам. Это, прежде всего, Венская конвенция  о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой предусматривает  возможность выполнения консульских  функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные  договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других. Весьма важное значение имеют положения национального законодательства, определяющие статус, функции и структуру консульских органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Установление консульских  отношений

       Государства устанавливают консульские отношения  на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских  отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут  устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических  отношений. Разрыв дипломатических  отношений не влечет за собой автоматически  разрыва консульских отношений.

       В настоящее время консульская  практика знает два вида консульских  учреждений:

       1) консульские отделы дипломатических  представительств

       2) самостоятельные (отдельные) консульские  учреждения

       Между установлением консульских отношений  и фактическим открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских  отношений, но и для каждого конкретного  случая — об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе, территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.

       Консульское право не предусматривает обязательного  получения предварительного согласия принимающего государства. Однако в  двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства  включают положения, предусматривающие  получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения. Для выполнения консулом своей миссии необходимо получение консульского патента и экзекватуры.

       Консульский патент - это документ, выдаваемый компетентными  органами представляемого государства  и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. По получении консульского патента власти принимающего государства  решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций в  консульском округе. До получения  экзекватуры может быть выдано временное  разрешение на выполнение консульских  функций.

       Консульский корпус

       Консульский корпус включает в себя всех находящихся  в данном пункте консульских должностных  лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульских  отделов дипломатических представительств.

       Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени  получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет  в основном церемониальные функции. В государстве пребывания может  быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.

4.1. Классы и персонал  консульских учреждений

       Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган внешних  сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции  по защите интересов своего государства, его граждан и организаций. В  современной международно-правовой доктрине и консульской практике употребляются термины «консульское учреждение» и «консульское представительство». Последний термин правомерен, поскольку  отдельные консульства представляют интересы своего государства на определенной территории государства пребывания в пределах своей компетенции.

       Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы:

       1) генеральные консульства;

       2) консульства;

       3) вице-консульства;

       4) консульские агентства.

       Класс консульского представительства определяется по согласованию между государствами.

       Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они  могут именоваться консулами  или генеральными консулами и, так  же как и сотрудники этих отделов, входят в состав членов персонала  дипломатического представительства.

       В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав: 1) генеральные консулы; 2) консулы; 3) вице-консулы; 4) консульские агенты.

       В некоторых государствах дипломатическая  и консульская службы разделены  и сотрудникам консульской службы присваиваются специальные консульские  ранги, наименования которых, как правило, совпадают с наименованиями вышеназванных  классов глав консульских учреждений. Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим  политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве  пребывания.

       Консульские учреждения осуществляют свои функции  в пределах консульских округов, которые представляют собой согласованные  с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреждений также определяется по согласованию между государствами. 

       4.2. Консульские функции

       Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а  также развитие дружественных связей, в частности в таких областях, как экономика, торговля, наука и  техника, культура и др. Специальные  функции консульских учреждений весьма разнообразны. К ним относятся:

       а) информирование властей представляемого  государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

       б) информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников  о законах и обычаях государства  пребывания;

       в) учет соотечественников, находящихся  на территории консульского округа;

       г) консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском  округе гражданам представляемого  государства, представителям его органов  и организаций, а также его  военно-морским кораблям, морским  и воздушным судам и членам их экипажей;

       д) паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

       е) выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;

       ж) консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности  подписей на документах, исходящих  от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

       з) выполнение соответствующих действий по истребованию документов;

       и) охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого  государства, в особенности, когда  над ними требуется установление опеки или попечительства;

       к) совершение необходимых действий по представительству или обеспечению  представительства соотечественников  в судебных или иных учреждениях  государства пребывания;

       л) выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого  государства.

       Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется  возражений, или они предусмотрены  договорами между обеими сторонами.

       Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства  выполнение дипломатических функций  с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское  учреждение.

       Международное право допускает также возможность  выполнения консулом функций от имени  и в интересах третьего государства.

       4.3. Иммунитеты и привилегии  консульских учреждений  и их персонала

       Для успешного выполнения своих функций  консульские учреждения и члены  их персонала наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями. Консульские  привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, "не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств".

       История развития консульского института во многом объясняет существующие различия в консульских иммунитетах и  привилегиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений.3

       Неприкосновенностью пользуются также архивы и документация консульского учреждения в любое  время и независимо от их местонахождения. Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульские помещения, так и предметы их обстановки, средства передвижения и все имущество.

Информация о работе Правовой статус дипломатических и консульских представительств, их должностных лиц и сотрудников