Преступление агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

На протяжении развития человечества с древних времен и по настоящее время нарушение мирных отношений, сопровождающихся огромными потерями, между народами не является редкостью. Вопрос мирного сосуществования человечества на Земле - один из самых важных и волнующих, который пытаются решить государства, объединив совместные усилия. Среди целей ООН на первом месте стоит цель поддержания международного мира и безопасности, во имя которой государства обязались принимать эффективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии (ст. 1Устава ООН). Одной из таких мер является не только запрет на ведение агрессивной войны, но и установление уголовной ответственности лиц, планирующих, развязывающих и ведущих агрессивную войну.

Работа содержит 1 файл

Преступление агрессии.docx

— 31.84 Кб (Скачать)

     Преступление  агрессии

  1. Историческое развитие понятия международного преступления агрессии.

     На  протяжении развития человечества с  древних времен и по настоящее  время нарушение мирных отношений, сопровождающихся огромными потерями, между народами не является редкостью. Вопрос мирного сосуществования  человечества на Земле - один из самых важных и волнующих, который пытаются решить государства, объединив совместные усилия. Среди целей ООН на первом месте стоит цель поддержания международного мира и безопасности, во имя которой государства обязались принимать эффективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии (ст. 1Устава ООН). Одной из таких мер является не только запрет на ведение агрессивной войны, но и установление уголовной ответственности лиц, планирующих, развязывающих и ведущих агрессивную войну. Однако, понимание агрессии, как международного преступления против мира является неоднозначным.

     К понятию агрессии как международного преступления внимание было обращено со времен Первой мировой войны. Советское государство в Декрете о мире 1917 г. Первым заявило, что агрессия является величайшим преступлением против человечества. В договорах Советской республики с соседними государствами 20-х годов закреплялось положение о запрещении агрессивной войны.

     Первым  многосторонним международным договором, запрещающим агрессивную войну  и объявившим ее международным преступлением, был Парижский пакт 1928г. (Пакт Бриана-Келлога - от фамилий на тот момент министра иностранных дел Франции и государственного секретаря США).

     Наиболее  серьезное влияние на развитие концепции  преступности агрессивной войны  оказало создание и функционирование Нюрнбергского Международного военного трибунала. В его уставе были сформулированы нормы о составах тягчайших международных преступлениях – против мира, военных преступлений и преступлений против человечности. В соответствии с этими нормами впервые в истории был осуществлен от начала до конца полномасштабный процесс, виновным вынесены суровые наказания, приговор приведен в исполнение. В соответствии со ст. 6 Устава Нюрнбергского Трибунала, преступлениями против мира были признаны планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, а также участие «в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий». В этом же документе впервые был установлен принцип индивидуальной уголовной ответственности за совершение любого акта агрессивной войны.

     Одной из целей Организации Объединенных Наций является не просто поддержание  международного мира и безопасности, но и «подавление актов агрессии или других нарушений мира» (ст. 1 Устава ООН), а все члены ООН  обязаны:

     - разрешать международные споры  мирными средствами

     таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный

     мир и безопасность;

     - воздерживаться в международных  отношениях от угрозы силой  или ее применения против территориальной  неприкосновенности государств  и их политической независимости  (ст. 2).

     В то же время в Уставе ООН не содержится определения агрессии как преступления по международному праву, влекущему индивидуальную уголовную ответственность. А в ст. 39 Устава ООН говорится о том, что определение «существования любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» находится в компетенции Совета Безопасности ООН.

     Разработка  международного понятия агрессии велась на протяжении многих десятилетий. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского  трибунала и в его Приговоре, и составить проект   мира и безопасности человечества.

     Комиссия  международного права внесла весомый  вклад в развитие института международных  преступлений. Хотя первоначальный проект Кодекса был подготовлен в 1954 г., его дальнейшее рассмотрение приостановилось  в связи с трудностями, возникшими при определении агрессии. И только с решением этого вопроса в 1974 г., когда понятие агрессии было дано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, продолжили работу над кодексом. Принятый проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества включает в свой список также агрессию, В настоящее время осуществляется доработка проекта данного Кодекса.

     Агрессия  и другие основные преступления против мира и безопасности человечества вошли  в юрисдикцию международных трибуналов, учрежденных резолюциями Совета Безопасности ООН для судебного  преследования лиц, ответственных  за серьезные нарушения гуманитарного  международного права, – на территории бывшей Югославии (1993г) и за аналогичные  преступления на территории Руанды и  соседних с ней государств (1994 г).

     Международный уголовный суд был учрежден 17 июля 1998 года в Риме. Компетенция  МУС распространяется на наиболее тяжкие международные преступления, совершенные  после 1 июля 2002 года. Она ограничена преступлениями геноцида, агрессии, преступлениями против человечности и военными преступлениями. Определения этих преступлений должны были содержаться в договоре о  создании Суда — Римском статуте. Однако тогда государства не смогли решить, что следует понимают под актом агрессии, и кто будет определять, есть ли основания для возбуждения уголовного дела. В результате было решено предусмотреть процедуру пересмотра Римского статута с тем, чтобы затем внести в него соответствующие положения, касающиеся агрессии. Для определения понятия акта агрессии и круга лиц, которые могут нести ответственность за его совершение, была создана Рабочая группа.

     По  данным источника- центра новостей ООН  только 14.06.2010  в результате почти десятилетних дискуссий и споров государства — члены Международного уголовного суда договорились об определении понятия «преступление агрессии». На конференции по пересмотру Римского статута в Уганде они приняли решение дополнить Статут этим определением.

     Конференция приняла новую статью 8-bis Статута, которая определяет преступление агрессии следующим образом: это «планирование, подготовка, инициирование или осуществление  лицом, которое в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими или военными действиями государства, акта агрессии, который  в силу своего характера, серьезности  и масштабов является грубым нарушением Устава ООН». Для определения собственно акта агрессии решено руководствоваться  «Определением агрессии» 1974 года.

     В резолюции, принятой по результатам  двухнедельной конференции в  Кампале, подчеркивается, что блокада портов или берегов другого государства или вторжение или нападение вооруженных сил государств на территорию другого государства являются актами агрессии.

     Таким образом можно считать успехом МУС, что за многие годы наконец было принято определение самого главного международного преступления. Однако есть и минусы: Во-первых, МУС сможет осуществлять юрисдикцию только в отношении преступлений агрессии, совершенных один год спустя с момента ратификации или принятия поправок тридцатью государствами-участниками. Во-вторых, МУС сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступления агрессии только после решения, принятого после 1 января 2017 года, причём — тем же самым большинством государств-участников, которое требуется для принятия поправки к Статуту.

В-третьих, МУС сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступления агрессии, только если государство-агрессор ранее  не заявило о непризнании такой юрисдикции. Наконец, в отношении государства, не являющегося участником Статута МУС, юрисдикция Суда вообще не распространяется. Причём речь идёт как о гражданах, так и территории этого государства. Принимая во внимание всё вышесказанное, можно только с сожалением предположить, сколько ещё агрессий будет совершено за эти годы, а сколько их уже планируется теми, кто сделает заявления о непризнании, и теми, кто не является участником МУС и не собирается им становиться. Таким образом, в настоящий момент МУС не может привлекать к отвествтенности за совершение агрессии, не пройдя всех перечисленных процедур.

  1. Преступление агрессии по международному уголовному праву.
 

     Преступление  агрессии по международному уголовному праву является преступлением против мира. Следовательно непосредственным объектом данного преступления являются «охраняемые общепризнанными принципами международного права и международным правом интересы соблюдения всеобщего мира и правил мирного урегулирования межгосударственных споров».

     В соответствии с ч.2 ст.25 Римского статута «Лицо, которое совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию в соответствии с настоящим Статутом». Данные положения отражают один из основополагающих принципов международного уголовного права – принцип индивидуальной ответственности. Однако в научной литературе имеются указания на необходимость признания государства и юридических лиц субъектами преступления агрессии (равно, как и субъектами других преступлений против мира и безопасности человечества) по международному уголовному праву ( н-р В.П. Панов допускает это на примере признания в Приговоре Нюрнбергского трибунала преступными таких организаций, как СС, СД, гестапо).

     Очевидно, что многие преступления против мира  и безопасности человечества совершаются  от лица государства (в том числе  развязывание и ведение агрессивной  войны). Но может ли государство нести  уголовную ответственность? Не смотря на различные точки зрения, нормы  действующего международного права  не предусматривают ответственность  государства по международному уголовному праву как таковому. Тоже самое касается и юридических лиц.

     Ученые, которые за введение уголовной ответственности юридических лиц, подчеркивают что вред, причиняемый деятельностью юридического лица, значительно превышает вред, который может быть нанесен отдельным физическим лицом. Противники уголовной ответственности юридических лиц прежде всего подчеркивают, что установление уголовной ответственности юридических лиц не соответствует принципам уголовного права - принципам личной и виновной ответственности. Уголовное право связывает ответственность со способностью лица, совершившего преступление, отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, каковой обладают лишь люди.

     Принцип индивидуальной (личной) ответственности  означает, что лицо несет ответственность  по международному уголовному праву  в случае, если оно является исполнителем или иным соучастником преступления, а также, если оно покушается на преступление. (ст. 25 Статута). Данный принцип позволяет также добиться более последовательной дифференциации и индивидуализации ответственности за совершение акта агрессии по международному уголовному праву в зависимости от своего фактического участия в совершении деяния, а также от степени завершенности последнего.

     Судя  из положений Римского Статута субъект  уголовной ответственности общий. Субъектом агрессии должен расцениваться любой человек, вне зависимости от каких-либо демографических, социальных, имущественных либо иных характеристик, совершивший это преступление и подлежащий ответственности по международному уголовному праву. В отличие от национальных уголовных законов, практически во всех источниках международного уголовного права отсутствуют какие-либо указания на признаки, характеризующие субъекта преступления. В международных актах речь обычно идет о «лице», «всяком лице», «любом лице».

     В литературе остается дискуссионным  вопрос о том, как несут уголовную  ответственность за совершение актов  агрессии должностные лица и руководители государства. Ряд авторов придерживается позиции, что указанные лица, будучи «воплощением государственной власти», подлежат ответственности не столько  личной, сколько как государственные  деятели, т.е. их осуждение отождествляется с «осуждением государства». Однако это скорее противоречит принципу индивидуальной уголовной ответственности Римский статут содержит отдельное положение об ответственности командиров и других начальников ст. 28. – это является примером реализации вышеуказанного принципа.

Информация о работе Преступление агрессии