Примат международного права: концепция и реальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права - один из центральных в теории международного права. Особое значение вопрос о соотношении этих двух систем правового регулирования приобрел в наши дни ввиду бурного развития разнообразных форм международного сотрудничества, углубления процесса интернационализации жизни народов. Все эти факторы обусловливают необходимость широкого использования государствами международного права для согласования их действий не только в традиционных областях, но и в таких сферах, которые ранее были предметом их национально-правового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------- 3
1. Внутреннее право государства и международное право – взаимосвязанные системы права.
2. Концепция примата международного права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 54.51 Кб (Скачать)

     Опыт  международного сотрудничества государств находит выражение в разных формах унификации регулирования отношений  между ними. Значительный теоретический  и практический интерес представляет правовая система Европейского Союза, который был создан в 1992 г. Отличительной  особенностью права Европейского Союза  является его верховенство и прямое действие на территории всех стран, входящих в Союз25[29]. Граждане государств, входящих в Европейский Союз, являются одновременно гражданами Европейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство.

     Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать внутригосударственные  отношения, должны войти в систему  права этого государства, т.е. быть имплемонтированы во внутреннее право. Важным средством имплементации  является трансформация, которая имеет  несколько форм (прямая, опосредствованная, смешанная трансформация).

     Прямая  трансформация означает, что нормы  заключенного и ратифицированного  международного договора непосредственно  обретают силу закона, а если государства  об этом достигнут соглашения, то и  силу, превосходящую закон. Опосредствованная  трансформация означает принятие особого  закона, другого нормативного правового  акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную  норму права. Очевидно, что правовой статус личности по международному договору, по международному праву нуждается  во внутригосударственном юридическом  механизме обеспечения и защиты. А для этого необходимо разработать  систему норм внутреннего права, которые обеспечили бы комплекс юридических, социальных, экономических гарантий правового статуса личности.

     Наиболее  распространенной является смешанная  трансформация, которая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации. 

     4. Закон и нормы международного  права в обеспечении конституционного  порядка в России. 

     В обеспечении конституционного порядка  в Российской Федерации закон, другие нормативно-правовые акты взаимодействуют  с международным правом. Об этом свидетельствуют положения Конституции  Российской Федерации. Важные вопросы  защиты прав и свобод человека и  гражданина, вопросы внутренней и  внешней политики государства решают органы государства на основе законов, международных договоров Российской Федерации, других опирающихся на них  нормативных актов.

     В Российской Федерации признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией России. Основной Закон Российского  государства закрепил право гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

     В Конституции Российской Федерации  постановлено, что гражданин России не может быть выслан за пределы  Российской Федерации или выдан  другому государству. Российская Федерация  гарантирует своим гражданам  защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61).

     Гражданин Российской Федерации может иметь  гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63).

     Конституция закрепила федеративное устройство государства. В ряде статей гл. 3 содержатся положения о нормах международного права, международных договорах  Российской Федерации. Так, в ст. 69 Конституции  России говорится, что Российская Федерация  гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

     Регулятивная  роль норм международного права в  закреплении территориальных прав России признается в ст. 67 Конституции, где указывается, что территория Российской Федерации включает В  себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное  пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом  и нормами международного права.

     Конституция Российской Федерации закрепляет, что  в ведении Российской Федерации  находятся внешняя политика и  международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации (ст. 72). Президент Российской Федерации является главой государства. Он в соответствии с Конституцией России и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80).

     Президент России ведет переговоры и подписывает  международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные  грамоты, принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитованных  при нем дипломатических представителей (ст. 86).

     Конституция Российской Федерации признает и  закрепляет право России участвовать  в межгосударственных объединениях и определяет условия, препятствующие этому участию. Статья 79 гласит, что  Российская Федерация может участвовать  в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения  прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

     Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в случае противоречия этих актов  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам, международным  обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85).

     Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации  не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации. Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125).

     Проблема  взаимосвязей закона, международного договора, норм международного права  в регулировании внутригосударственных  отношений обретает новые аспекты  в связи с развитием отношений  между Российской Федерацией, ее центром  и субъектами Федерации (регионами). Представляет интерес в теоретическом  и практическом плане исследование правовых проблем международной  деятельности субъектов Российской Федерации. Предстоит большая работа по исследованию и обобщению материалов, характеризующих взаимодействие внутригосударственного и международного права в государствах, входящих в Содружество Независимых  Государств. Когда-то эти государства  были «союзными республиками». В  настоящее время это суверенные государства, являющиеся членами Организации  Объединенных Наций; отношения между  ними регулируются международным правом. В то же время существуют совместные акты СНГ, внутригосударственные правовые акты стран, входящих в Содружество. Объединительным тенденциям в странах  СНГ противоборствуют определенные национальные силы и предстоит, по-видимому, многолетняя, длительная работа по превращению  СНГ в действительно эффективную  организацию государств.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. Игнатенко, Г.В. Проблемы реализации  норм международного права / Г.В.  Игнатенко. — Свердловск, 1989.

     2. Зыбайло, А.И. Соотношение международного  и внутригосударственного права  / А.И. Зыбайло. - Минск: Право и  экономика, 2007.

     3. Игнатенко, Г.В. Взаимодействие  внутригосударственного и международного  права / Г.В. Игнатенко. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1981.

     4. Мюллерсон, Р. А. Соотношение  международного и национального  права / Р.А.Мюллерсон. - М.: Международные  отношения, 1982.

     5. Павлова, Л.В. Имплементация норм  международного права во внутреннее  право / Л.В. Павлова [и др.]. - Минск: Изд-во БГУ, 2001.

     6. Суворова, В.Я. Реализация норм  международного права / В.Я. Суворова. - Екатеринбург, 1992.

     7. Международное публичное право.  Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П.  Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск:  Амалфея, 2010. 496 с.

     8. Калугин, В.Ю. Механизм имплементации  международного гуманитарного права  / В.Ю. Калугин. - Минск: Светоч, 2003.

Информация о работе Примат международного права: концепция и реальности