Принцип мирного разрешения международных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – является анализ современных всеобщей и региональной систем мирных средств урегулирования споров, рассмотрение и изучение принципа мирного урегулирования споров, изучение практики реализации механизма урегулирования в конкретной ситуации. В соответствии с поставленной целью в данной курсовой работе необходимо рассмотреть один из принципов международного права мирного урегулирования международных споров как предмет исследования в области международных права и изучить систему международно-правовых средств мирного разрешения споров в рамках международных организаций (в рамках ООН, ОИК, СНГ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. История развития принципа мирного разрешения международных споров…………………………………………………………………………………..5
2. Понятие принципа мирного разрешения международных споров……9
3. Виды мирных средств разрешения международных споров…………..13
4. Заключение……………………………………………………………………25
Список источников и литературы
Нормативно-правовые документы……………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………27

Работа содержит 1 файл

К.р. МП.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  •     Введение…………………………………………………………………………..3

        1. История развития принципа мирного разрешения международных споров…………………………………………………………………………………..5

        2. Понятие принципа мирного разрешения международных споров……9

        3. Виды мирных средств разрешения международных споров…………..13

        4. Заключение……………………………………………………………………25

        Список  источников и литературы

        Нормативно-правовые документы……………………………………………27

        Список  использованной литературы…………………………………………27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

        Современная международная обстановка, характеризуется всплеском целого ряда "конфликтов нового поколения". Все это определяет необходимость исследований в области мирного урегулирования международных споров.

        Основными принципами международного права при  разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, приводящих к спору, конфликту или кризису. В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности. В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращению его осложнения, государство уведомляет другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушить существующие между ними дружественные отношения, и предлагает другой стороне обменяться мнениями по данному вопросу. Если договорённость не достигнута, стороны вынуждены искать урегулирование спора путём прямых переговоров по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удаётся прийти к урегулированию спора, они приступают к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.

        Актуальность  темы курсовой работы: В связи с вышеизложенным, проблема мирного урегулирования межгосударственных споров относится к числу острых и актуальных тем современности. В процессе межгосударственного общения неизбежны возникновение противоречий, столкновение интересов и позиций субъектов международного отношений по всему спектру международной жизни – от правовых разногласий при применении и толковании действующих двусторонниx и многосторонних договоров до территориальных претензий и пограничных споров. От их своевременного, полного и окончательного разрешения, зачастую, зависит сохранение мира и обеспечение безопасности как на региональном, так и на глобальном уровнях. Принцип мирного урегулирования споров, призванный исключить из практики межгосударственных отношений какое-либо применение силы или угрозу ее применения. Реализация принципа мирного урегулирования споров подразумевает выполнение субъектами международного права определенных прав и обязанностей. Как отмечается в доктрине международного права, этот принцип включает: обязанность разрешать все споры (не оставлять международные споры неразрешенными); воздерживаться от действий, которые бы обострили спор.

        Цель  курсовой работы – является анализ современных всеобщей и региональной систем мирных средств урегулирования споров, рассмотрение и изучение принципа мирного урегулирования споров, изучение практики реализации механизма урегулирования в конкретной ситуации. В соответствии с поставленной целью в данной курсовой работе необходимо рассмотреть один из принципов международного права мирного урегулирования международных споров как предмет исследования в области международных права и изучить систему международно-правовых средств мирного разрешения споров в рамках международных организаций (в рамках ООН, ОИК, СНГ).

        Задачи  курсовой работы: При этом ставится следующие задачи:

    • классифицировать международные споры по основным категориям и соответственно определить наиболее оптимальные средства их урегулирования;
    • изучить общие общую правовую природу данного принципа, понятие, характер принципа мирного урегулирования международных споров;
    • изучить основные пути урегулирования в международных организациях.

        Предметом и объектом курсовой работы является изучение особенностей современной системы мирного урегулирования, условий повышения ее эффективности в рамках международных организаций, основных тенденций в применении механизма разрешения к конкретным спорам и конфликтам.

        Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка использованной литературы. 
     
     
     

    1. История развития принципа мирного разрешения

    международных споров

        Старое  международное право не знало  принципа мирного разрешения международных  споров. Оно исходило из того, что  споры между государствами можно  решать не только мирными, но и немирными  средствами, включая войну.

        Например, римляне заключали большое число различных международных договоров. Одни из них устанавливали «вечный» мир и дружбу, другие лишь временное перемирие. Существовали договоры о покровительстве, о союзе.

        Союзные договоры были наступательными и оборонительными. Различались договоры равноправные и неравноправные. Последние преобладали. Ими Рим закреплял свое господство над побежденными народами в результате жестоких войн. Военные обычаи Древнего Рима были суровы. Хотя древнеримское правило гласило, что «воюют оружием, а не ядом», разрешалось истребление безоружных и превращение в рабов не только военнопленных, но и мирных жителей завоеванной территории, разрушение и полное уничтожение захваченных городов.

        Римские папы заключали особые соглашения – конкордаты. Они же выступали гарантами важных договоров. Вообще, надо сказать, римская католическая церковь оказала большое влияние на формирование феодального международного права Западной Европы, например она, издавала правила об ограничении права частных войн (федов), не разрешала их в праздники и в определенные дни недели («божий мир» и «божье перемирие»), предоставляла убежище в церквах, запрещала некоторые средства войны (Латеранский собор 1139 г. запретил пользование луками и арбалетами). Но в целом законы и обычаи войны, считавшейся законным средством решения споров между государствами, были суровы: не проводилось различия между воинами и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, захваченные города и селения отдавались на милость победителя и грабились. Несколько мягче были законы и обычаи войны на Руси. Здесь существовал обычай заранее ее объявлять. Известны соглашения о неприкосновенности «челяди», т.е. мирных жителей, во время войны, нередко обменивались пленными.

        В период позднего средневековья и  абсолютизма появляются зачатки  попечения о раненых и больных. Строже начинают определяться права  и обязанности нейтральных государств, гарантии их нейтралитета во время  войны. Существенный вклад в эту  область международного права внесла Россия.

        Декларация  Екатерины II о вооруженном нейтралитете 1780 года провозгласила свободное  плавание нейтральных судов у  берегов воюющих государств, неприкосновенность неприятельского груза на нейтральном  судне и принцип эффективности морской блокады. Неприкосновенность торговли и мирных жителей во время войны стала предусматриваться и договорами.

        В Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов содержалась  лишь рекомендация обращаться к добрым услугам или посредничеству.

        В Статуте Лиги Наций была предпринята попытка сделать обязательным обращение государств к мирным средствам для разрешения споров, 
    могущих повлечь за собой разрыв. Однако применение мирных средств здесь не исключало обращения государств к войне. И лишь в 1928 году принцип мирного разрешения был зафиксирован в многостороннем договоре – в Парижском пакте об отказе от войны (пакт Бриана – Келлога). В ст. II этого Договора стороны признали, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов, независимо от характера их происхождения, должно осуществляться только мирными средствами.

        Таким образом, еще до второй мировой войны  в международное право вошел  новый принцип – принцип мирного  разрешения международных споров.

        Данный  принцип международного права закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН.  На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий. Например, согласно ст. 2 упомянутой Конвенции в случае важного разногласия или столкновения договаривающиеся державы соглашались, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав». Таким образом, обращение к мирным средствам разрешения международных споров полностью зависело от усмотрения каждой из спорящих сторон1.

        Принятый  в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права – он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

        В соответствии со ст. 12 Статута члены Лиги Наций должны были передавать спор, «могущий вызвать разрыв», на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги. При этом они обязывались не прибегать к войне в течение трехмесячного срока после третейского или судебного решения или доклада Совета. Согласно ст. 13 Статута спорящие государства соглашались передавать споры правового характера, не разрешенные дипломатическим путем, на третейское или судебное разбирательство. При этом другие члены Лиги обязывались не прибегать к войне против той спорящей стороны, которая будет сообразовываться с третейским или судебным решением. Следовательно, война против другой спорящей стороны допускалась.

        Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана - Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

        Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных  споров стал Устав ООН. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, «должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

        В соответствии с современным международным  правом государства обязаны разрешать  свои споры только мирными средствами. Общее положение п. 3 ст. 2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и международного права», следовательно, мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.

        Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим  в споре, свободу выбора таких  мирных средств, которые они считают  наиболее подходящими для разрешения данного спора.

        Существенное  значение для утверждения в практике международных отношений принципа мирного разрешения международных споров имело принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г. – Манильской декларации о мирном разрешении международных споров и в 1988 г. – Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. Оба документа, безусловно, сыграли важную роль, признавая ответственность государств за предотвращение и урегулирование споров и ситуаций, вместе с тем подчеркивают важную роль, которую могут сыграть в этой связи ООН и ее органы.

        Различные источники международного права  по своему решают проблему выбора мирных средств разрешения международных конфликтов. Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает четыре обязательные процедуры урегулирования споров, каждую из которых государство-участник может выбрать путем письменного заявления при подписании или ратификации Конвенции: Международный трибунал по морскому праву, Международный суд ООН, арбитраж, образуемый в соответствии с приложением VII к Конвенции, специальный арбитраж, формируемый в соответствии с приложением VIII к Конвенции.

        Статья IX Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела, 1967 г. предусматривает проведение консультаций в случае, если какое-либо государство-участник договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент одного государства могут создать потенциально вредные помехи космической деятельности других государств.

    Информация о работе Принцип мирного разрешения международных споров