Принцип мирного разрешения международных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – является анализ современных всеобщей и региональной систем мирных средств урегулирования споров, рассмотрение и изучение принципа мирного урегулирования споров, изучение практики реализации механизма урегулирования в конкретной ситуации. В соответствии с поставленной целью в данной курсовой работе необходимо рассмотреть один из принципов международного права мирного урегулирования международных споров как предмет исследования в области международных права и изучить систему международно-правовых средств мирного разрешения споров в рамках международных организаций (в рамках ООН, ОИК, СНГ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. История развития принципа мирного разрешения международных споров…………………………………………………………………………………..5
2. Понятие принципа мирного разрешения международных споров……9
3. Виды мирных средств разрешения международных споров…………..13
4. Заключение……………………………………………………………………25
Список источников и литературы
Нормативно-правовые документы……………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………27

Работа содержит 1 файл

К.р. МП.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

    В настоящее время доктрина определяет добрые услуги как одно из дипломатических средств мирного разрешения международных споров в виде «деятельности третьей стороны по установлению контакта между спорящими сторонами».6

    • Обследование (установление фактов).

    Под этим понимается процедура, целью которой  является выяснение подлинности фактов, составляющих сущность международного спора.

    Обследование  производится специальной комиссией (называемой обычно комиссией по установлению фактов), которая, как правило, состоит  из равного числа представителей сторон. Иногда в комиссию включаются представители третьего государства или должностные лица международных организаций. В редких случаях обследование поручается одному или нескольким должностным лицам международной организации.

    Орган, проводящий обследование, вправе проводить  слушания сторон, опрашивать свидетелей, проводить осмотры на месте, назначать экспертизы.

    Положения, регулирующие вопросы создания комиссий по установлению фактов, содержатся во многих международных договорах  по вопросам разрешения международных  споров и, в частности, в Гаагских конвенциях о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 гг.

    В настоящее время обследование в  большинстве случаев играет второстепенную роль, дополняя иные средства мирного  разрешения споров.

    • Примирительная процедура и посредничество

    Достаточно  сложно провести различие между примирительной процедурой и посредничеством; их часто  используют как равноценные или  взаимозаменяемые. Обе процедуры  предусматривают вступление третьей  стороны в спор между государствами  с целью участия в его разрешении. Третьей стороной может быть государство, международная организация или частные лица.

    Предложения третьей стороны в обеих процедурах могут быть ограничены процедурными вопросами или может предлагаться решение по существу конфликта. Цель этих действий – сблизить точки зрения сторон и найти приемлемый компромисс. Оба вида урегулирования выходят за рамки установления фактов и расследования, цель которых – просто непредвзятое прояснение ряда спорных фактов.

    В отличие от арбитражного разбирательства предложения третьей стороны в указанных процедурах не обязательны для сторон спора, а, напротив, требуют их одобрения. Таким образом, их следует считать рекомендациями.

    Процедуры примирения и посредничества могут  быть как добровольными, так и  обязательными. В первом случае необходимо одобрение обеих сторон. Во втором – каждая из сторон имеет право в одностороннем порядке инициировать процедуру; другая сторона обязана будет согласиться. Для обязательных процедур необходима предварительная договоренность сторон об особом постоянном органе, которому будут передаваться споры. Такая договоренность обычно закрепляется в международном договоре.

    Посредник или примиритель не связан при  выработке своих рекомендаций по урегулированию спора международным  правом; его рекомендации могут основываться на «принципе справедливости» (ex aequo et bono). Это делает процедуры примирения и посредничества особенно удобными для споров, не подлежащих рассмотрению в суде, и споров, имеющих политический характер. Если в договорах указывается, что третья сторона должна руководствоваться действующим правом, цель процедуры может быть недостигнута и решение конфликта может быть даже затруднено.

    Преимуществом процедуры посредничества и примирения является привнесение нейтрального элемента в спор. Обе процедуры характеризуются существенной гибкостью. В данных процедурах в значительной степени могут учитываться пожелания сторон. Именно поэтому государствам проще обращаться к этим процедурам для мирного разрешения споров. Третья сторона не столь строго связана существующим правом и может принимать во внимание все относящиеся к делу обстоятельства. Она может предложить новые интересные варианты, которые не обязательно касаются предмета спора. Уступки в одном деле могут быть компенсированы взаимными уступками в другом деле. Такая «комплексная сделка» часто подготавливает почву для разрешения конфликта. Хотя примирительный орган или посредник, как правило, не может выносить обязательных решений, добровольное согласие сторон с предложенным решением может обеспечить его эффективность.

    Неоспоримым преимуществом посредничества и  примирения является их конфиденциальность. В ходе их использования стороны  могут избежать разглашения некоторых  аспектов спора. Множество попыток  посредничества закончились неудачей именно из-за нарушения конфиденциальности, поскольку общественное мнение обычно ограничивает не только свободу действий сторон спора, но и посредника.

    Если  обратиться к негативным сторонам, то для сторон спора сложнее инициировать процедуру в одностороннем порядке. Примирение и посредничество особенно зависимы от согласия и готовности сторон; эти необходимые предпосылки обычно отсутствуют в случаях, когда обсуждение существенных интересов зашло в тупик или когда одна из сторон требует капитуляции другой. Кроме того, посредничество и примирение вносят меньший вклад в развитие международного права, чем арбитражные трибуналы или международные суды. Поиск компромисса приводит к снижению степени объективности, законности и справедливости предложенного решения.

    • Посредничество

    Под ним понимается средство мирного  урегулирования спора, при котором  не участвующее в споре государство  или международная организация  ведет переговоры, со сторонами спора  с целью выработки компромиссного решения или общих принципов  для его достижения.

    В качестве посредников могут выступать  одно или несколько государств или  международная организация, которые  могут действовать по собственной  инициативе или по просьбе одной  или нескольких сторон спора.

    Согласие  сторон спора – необязательное первоначальное условие, но оно должно быть достигнуто до того, как действенная помощь всем сторонам будет предоставлена посредником.

    В этой сфере нет правил судопроизводства. Процесс состоит из переговоров  в присутствии или с участием посредника, иногда даже под его руководством.

    Посредник, кроме предложения компромиссного решения, может оказывать и добрые услуги, такие как финансовая помощь в исполнении компромиссного соглашения или контроль за его исполнением. Один из примеров такой ситуации – посредническая деятельность Всемирного банка в споре между Индией и Пакистаном в 1951-1961 гг. по поводу Индийского водного бассейна, который не мог быть решен без финансовой помощи, предложенной банком.

    Когда государства выступают как посредники, их влияние может содействовать разрешению спора. Как правило, государства имеют в своем распоряжении больше технических возможностей, чем частные лица. Негативная сторона – государство-посредник в отдельных случаях может быть озабочено, главным образом продвижением своих собственных интересов и использовать свое влияние в ущерб сторонам спора.

    Существует  и ряд связанных с посредничеством  проблем. Почти неизбежно одна сторона  выигрывает в ущерб другой. В этой связи посредник подвергает риску  свои собственные отношения со спорящими сторонами. Это особенно очевидно в случаях вооруженных конфликтов; риск присутствует в таких ситуациях и для нейтральных государств. Кроме того, когда одна сторона соглашается с предложениями посредника, другая сторона обычно рассматривает это как признак слабости. Это приводит к нежеланию государств участвовать в качестве посредников в спорах.

    Посредничество  имеет наибольший шанс быть успешным в тупиковых ситуациях или  в условиях угрозы обострения конфликта  вплоть до военных действий. Эту  процедуру стоит также использовать при разрешении конфликтов, имеющих второстепенное или местное значение. Благоприятными для такого вида урегулирования спора также можно назвать условия, когда спор в сущности уже разрешен (как в случае поражения в войне) и все что остается сделать - это определить последующие меры.

    • Примирение

    Под ним понимается средство мирного  разрешения споров, при использовании  которого назначаемая сторонами  спора комиссия из частных лиц  выполняет одновременно функции  установления фактов и посредничества.

    Одна  сторона (в обязательной системе) или  все стороны спора могут инициировать примирительную процедуру.

    Лица, действующие как примирители, назначаются  посредством указания их должности (глава государства, Папа Римский, генеральные  секретари международных организаций и т.д.) или просто поименно. Но даже те, кто относится к первой категории, действуют как частные лица, а не как должностные лица своего государства или организации. Как правило, каждая из сторон назначает в примирительную (согласительную) комиссию одного или двух членов, которые затем самостоятельно выбирают одного или нескольких независимых членов комиссии.

    Важная  составляющая успеха примирительной процедуры  – независимость и непредвзятость избранных лиц. Независимые лица привносят неполитический элемент в конфликт и обычно имеют большую свободу действий, чем государство. От них в меньшей степени ожидают злоупотребления полномочиями. С другой стороны, им недостает весомости, присущей государствам-посредникам. Орган по примирению может формироваться специально для решения определенного спора или учреждаться в качестве постоянного органа для работы со всеми спорами в конкретной области, которые могут возникнуть в будущем. Постоянные примирительные органы, как правило, создаются специализированными договорами по разрешению споров. Создание таких органов позволяет устранить множество проблем, возникающих при формировании органа примирения уже в ходе спора.

    Примирение  особенно эффективно при разрешении споров, не подлежащих судебному рассмотрению. Однако примирение часто предусматривается и в спорах, подлежащих судебному рассмотрению как предварительная процедура. В спорах, подлежащих рассмотрению в суде, органы примирения нередко действуют изначально как консультанты сторон спора по правовым вопросам. Если соглашение будет достигнуто на этой стадии, то арбитражных или судебных процедур, влияющих на престиж сторон спора, можно будет избежать. Негативная сторона состоит в том, что компромисс, к которому так стремится орган примирения, может противоречить существующему международному правопорядку.

    При нынешней политической обстановке в  мире процедура примирения пользуется большей популярностью, чем многие иные средства мирного разрешения международных  споров. По этой причине она нашла  признание в таких кодифицированных документах, как: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (ст. 66 и приложения); Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. (ст. 85); Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (ст. 42 и приложение); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1971 г. (ст. 19).

    Международное арбитражное и судебное разбирательство в международно-правовых актах замыкает систему классических средств мирного урегулирования. «Под международным арбитражем понимают организованное на основе соглашения (так называемого компромисса) между спорящими государствами судебное разбирательство дела либо отдельным лицом (арбитром), либо группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон. Международный суд – это постоянный судебный орган, состоящий из лиц, избираемых на определенный срок; международный суд рассматривает дела, которые спорящие стороны добровольно передают ему, и решение его юридически обязательно для сторон».7

    • Международный арбитраж.

    Будучи  одним из старейших средств мирного  разрешения международных споров, международный  арбитраж представляет собой добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров.

    Существуют  два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж и арбитраж. Важную роль в развитии института арбитража сыграли Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов. В соответствии с этими конвенциями в 1901 году была учреждена Постоянная палата третейского суда (ППТС) с целью «облегчить возможность обращаться без замедления к третейскому суду в случае международных споров, которые не могли быть улажены дипломатическим путем» (ст. 41), которая существует до сих пор.

    Арбитражи создаются для рассмотрения конкретного  спора между государствами.

    Можно выделить три основных способа передачи дела на международное арбитражное  разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора; общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж). Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон. В качестве третьей стороны при разрешении спора могут выступать единоличный арбитр (обязательно посторонний для спорящих государств), группа арбитров из третьих государств, группа арбитров на паритетных началах от государств, участвующих в споре, при нейтральном председателе-суперарбитре. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

Информация о работе Принцип мирного разрешения международных споров