Принцип соблюдения международного договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 00:21, доклад

Описание работы

В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее - ИЗиСП, Институт) 21 апреля 2008 г. состоялся Международный научный симпозиум на тему "Принцип соблюдения международных договоров: коллизии международного и национального права". Заседание открыла директор ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Т.Я. Хабриева. В своем выступлении она подчеркнула, что проблема коллизий международного и внутригосударственного права является следствием сложных вопросов взаимодействия этих различных систем права в глобализующемся мире.

Работа содержит 1 файл

ПРИНЦИП СОБЛЮДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

    По  мнению выступившего с заключением  Ю.А. Тихомирова, тема симпозиума выбрана правильно, поскольку она лежит в русле суперсистем национальных (их более 200) и межгосударственных объединений, глобального международного права. Он отметил, что симпозиум можно рассматривать как вклад в подготовку пятью странами монографического исследования "Влияние международного права на национальное законодательство". Подобных совместных книг, по сути, нет в рамках Содружества, кроме нескольких правовых работ, что не очень хорошо. Обсуждаемая тема, как было отмечено, по существу - "клубок теорий". И понимание коллизий в русле международного частного права и международного публичного права, в рамках общей теории права, как ее представляют в качестве супернаучной дисциплины, представляется весьма существенным. Тут надо учитывать разные теории взаимодействия: сколь неоднородно национальное право, столь неоднородно и международное право; есть "мягкое" право, но и оно имеет различные формы. Необходимо провести серию научных исследований.

    Второе - нужны строгие меры превенции, которые на основе четких процедур позволят проводить оценку проектов международных договоров, проходящих разные этапы: инициирования, апробации, проверки обоснованности, последствия действий до экспертизы. Юридическая техника для национальных актов и для международных актов неодинакова. Механизм устранения коллизий рассматривается и с позитивным, и с негативным зарядом.

    Ю.А. Тихомиров указал, что проблема правоприменения  сейчас наипервейшая и для национального, и для международного права, так  как в правовом сознании последних двадцати лет устойчиво присутствует представление, что если есть проблема - достаточно принять правовой акт. И ничего не получается. То же самое происходит с международными актами. Правоприменение норм национального права и норм международного права очень сложное. Соприкосновение норм национальных и норм международных - та тонкость, о которой говорили на симпозиуме. Сам акт применяется как микросистема. Работ на эту тему много и у международников, и у теоретиков.

    Еще один очень важный вопрос. Примерно лет двенадцать назад в Институте хотели подготовить проект Закона о порядке реализации международных правовых актов в правовой системе Российской Федерации. Ю.А. Тихомиров отметил, что резон в этом есть, потому что Закон о международных договорах очень скуп в этом отношении, процесс реализации идет довольно сложно. Если увидеть цепочку реализации в министерствах и агентствах, то не все понравится. Выступавший спросил: а как все идет на региональном, муниципальном уровнях, в бизнес-структурах? Иногда большой бизнес - структура перепрыгивает региональный уровень и входит в соприкосновение с договорами, которые еще не прошли ратификацию.

    Ю.А. Тихомиров пришел к выводу, что  нужно сделать сборники рекомендаций, методики, как реализовывать нормы международного права в национальной правовой системе. Участвуя в работе институтов или курсах повышения квалификации при Администрации Президента РФ, Совете Федерации, РАГС и иных структурах, можно увидеть, что международно-правовая программа почти не привносится в учебные программы. В рамках курсов ее нет. Поэтому высокие чиновники всех трех этажей, по существу, осваивают эту тематику коррелятивно, наспех, практически на слух. Страна находится "в море" международно-правовых актов, международная среда стала очень плотной, обучение должно быть абсолютно насыщенным и содержательным, в том числе и в рамках вузов. Нельзя удовлетвориться тем, что есть. Необходима гласность, доступность для граждан. И в этой связи издание различных сборников, безусловно, полезно, и в частности сборника "Международное образовательное право". Если сборник как сумма права полезен, то комментариев к нему не хватает. 

Рекомендации  Международного научного симпозиума на тему

"Принцип соблюдения международных договоров: коллизии

международного  и национального права", проведенного

Институтом  законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве  Российской Федерации 21 апреля 2008 года 

    1. Научные аспекты оснований разрешения коллизионности правовых норм.

    1.1. Участники Международного симпозиума  отмечают, что в современный период  международное право весьма расширило  рамки взаимодействия с национальным  правом, в том числе за счет  интернационализации отношений  государств друг с другом на основе международно-правовых стандартов. Универсальным международно-правовым принципом, являющимся наряду с другими общепризнанными принципами и нормами международного права базой взаимодействия указанных систем права, является принцип добросовестного соблюдения международных обязательств. Он касается выполнения норм международных договоров, международно-правовых обычаев и тех решений международных организаций, которые являются обязательствами согласно их уставам. Формой выражения данного принципа являются как международные договоры, например Устав ООН, так и иные источники международного права.

    Вместе  с тем этот принцип нашел отражение  в национальных актах государств, например во многих конституциях. Так, в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации зафиксировано положение, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы.

    1.2. Принцип добросовестного соблюдения  международных обязательств входит  в состав общепризнанных принципов  и норм, упомянутых в Конституции Российской Федерации. Этот принцип нашел непосредственное закрепление в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации". Государство реализует данный принцип посредством соответствующих действий системы органов, которые осуществляют взятые государством международные обязательства.

    Основной  формой закрепления международных  обязательств является международный  договор, к которому применяется  принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, в более узком смысле принцип "Договоры должны соблюдаться" (pacta sunt servanda). Если принцип добросовестного соблюдения международных обязательств является общеотраслевым принципом, то принцип pacta sunt servanda следует относить к одной из отраслей международного права - праву международных договоров. Можно определить элементы содержания указанного принципа:

    1) если договор заключен и действует,  он должен добросовестно соблюдаться;

    2) добросовестность выполнения обязательств  означает такое выполнение договора, когда его "дух" соответствует "букве" договора (соответствие намерений, целей сторон содержанию договора);

    3) выполнение обязательств вытекает  из каждого действующего соглашения, а значит, договор должен выполняться,  если он вступил в силу на  условиях, определенных в самом договоре, например при условии ратификации;

    4) недопустимость произвольного, т.е.  не предусмотренного договором  или международным правом основания  отказа от выполнения обязательств;

    5) нарушение международного обязательства  влечет за собой международно-правовую ответственность государства;

    6) законодательство государства должно  быть приведено в соответствие  с заключенными и введенными  в действие международными договорами.

    1.3. Следует констатировать, что международное  сообщество государств еще не в состоянии обеспечить условия, полностью исключающие нарушения международного права и связанные с этим нарушениями коллизии. В международных отношениях ряд государств опирается на доктрину применения силы при решении спорных вопросов, находящую отражение в актах так называемой гуманитарной интервенции - под предлогом защиты прав человека; под прикрытием борьбы с международным терроризмом; применения так называемых превентивных ударов без санкции Совета Безопасности ООН и т.п.

    Нарушение норм международного права противоречит обязанности государств сотрудничать друг с другом и порождает конфликт их интересов. Этот конфликт создает угрозу и реализации норм внутригосударственного права, и безопасности государства.

    1.4. Другим фактором возникновения  противоречий является сложность различных систем права, приводящая к возникновению спорных правовых ситуаций, когда для устранения коллизии необходимо выбрать и применить такие правовые нормы, которые станут основой решения коллизионной проблемы. Существуют коллизионные нормы, определяющие порядок рассмотрения спорных правовых ситуаций, и критерии выбора норм для разрешения коллизионной проблемы, которые способны поддержать и укрепить международный и национальный правовые порядки.

    1.5. Коллизионные нормы имеют определенные формы выражения, т.е. источники. К источникам коллизионного права относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, специальные законы и иные правовые акты, целью которых является предотвращение и устранение юридических коллизий, разрешение спорных вопросов; международные и внутригосударственные публичные акты, направленные на недопущение и устранение таких коллизий; соответствующие решения международных организаций и внутригосударственных органов в связи с ликвидацией коллизионных ситуаций и конфликтов; нормы обычного права, включая общепризнанные принципы и нормы международного права, которые обязательны для государств независимо от того, участвуют ли они в договорах, фиксирующих эти принципы и нормы, или не участвуют. На формирование и применение источников коллизионного права влияют правовые концепции как составная часть научных взглядов. Опираясь на источники коллизионного права, правоприменитель имеет возможность использовать широкий круг способов и средств, с помощью которых можно решить коллизионную ситуацию. В этот круг, в частности, входят юридические приоритеты (нормы-доминанты); нормы-запреты и ограничения; нормы, определяющие критерии правового выбора; процессуальные и процедурные нормы; нормы-санкции.

    1.6. Можно выделить определенные  виды коллизионных норм, способных  учесть специфику различных сложноорганизованных  систем или даже одной такой  системы. Это - коллизионные нормы во внутреннем праве государства, целью которых является предотвращение или разрешение противоречий между его нормативно-правовыми актами и обеспечение действия базовых законов. Это - коллизионные нормы, призванные разрешать противоречия между правовыми актами различных государств; в этом случае указанные нормы определяют, право какого государства должно быть применено к определенным правоотношениям. Это - разрешение коллизии норм внутри системы норм международного права. Среди международных договоров, способствующих разрешению коллизий такого рода, следует выделить Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г., ст. 30 которой, например, регулирует вопросы разрешения противоречий при применении последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу. Еще одним средством устранения коллизий являются нормы, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Часть XV (статьи 279 - 288 и другие) Конвенции "Урегулирование споров" по поводу ее толкования или применения предусматривает, что стороны на основе согласительной процедуры вправе выбрать различные средства, включая обращение в Международный трибунал по морскому праву и специальный арбитраж, которые обязаны разрешить спорный вопрос по справедливости. Наконец, коллизионные нормы необходимы для разрешения противоречий между правилами международного договора и правилами закона государства. Применительно к Российской Федерации регулятором разрешения таких коллизий в первую очередь служит ее Конституция, в которой в ч. 4 ст. 15 зафиксировано положение о том, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Этим положением установлен приоритет применения международных договоров в правовой системе России, что согласуется с положением ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которому государство не вправе ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

    1.7. Важную роль в устранении коллизий  играют общие принципы права,  обладающие высшей степенью нормативной  обобщенности. Они в процессе  реализации норм права и их  применения стабилизируют международный  и национальный правопорядки. К  общим принципам права следует отнести справедливость, соразмерность, требование единства права, недопустимость злоупотребления правом, обязанность разрешения коллизии в праве. Если возникает коллизия между общеправовыми принципами и иными принципами, например, имеющими отраслевой характер, приоритет следует отдать общеправовым принципам. Такие принципы по сути определяют иерархию норм права, что выражается в правилах: норма имеет приоритет, если обладает более высокой юридической силой, что зависит от полномочий органа, принявшего соответствующий акт, или от вида акта; специальная норма имеет приоритет перед общей нормой; норма, принятая позднее, имеет приоритет перед нормой, принятой по одному и тому же предмету регулирования ранее. Следует обратить внимание на очередность применения принципов приоритета нормы. Очередность связана с необходимостью реализации указанных принципов таким образом, чтобы исключалось "торпедирование" ими друг друга. Сначала применяется принцип приоритета нормы более высокой юридической силы, затем - принцип приоритета специальной нормы перед общей и, наконец, может быть применен принцип приоритета нормы, принятой позднее. Значение правовых принципов в сфере недопущения коллизии состоит в том, что эти принципы служат базой построения системы норм права и влияют на его содержание. Взаимодействие общепризнанных принципов и норм международного права, базовых конституционных положений и иных внутригосударственных норм с учетом общих принципов права создает условия для недопущения коллизий. В то же время их разрешение способствует модернизации и обновлению законодательства, его интернационализации.

    2. Рекомендации по организационным  мерам недопущения и устранения  коллизий.

    2.1. Необходимо расширить сферу совместных  исследований в области взаимодействия  международного права и национального права научно-исследовательскими учреждениями заинтересованных государств. В этих целях целесообразно разработать программу исследований и обеспечить издание монографии "Влияние международного права на национальное законодательство" и других научных трудов.

    2.2. Считать целесообразным проведение  в рамках МПА Содружества Независимых  Государств, министерств юстиции  государств - участников СНГ семинаров,  конференций, систематических курсов  повышения квалификации и т.д.  по вопросам выполнения международных договоров.

Информация о работе Принцип соблюдения международного договоров