Принципы международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 01:36, реферат

Описание работы

Принципы международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни ,так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Работа содержит 1 файл

Принципы международного права.docx

— 26.48 Кб (Скачать)

Принципы международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения  субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни ,так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права — это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.).

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими  установлениями специального характера  или реформированы с учётом специальных  обстоятельств.

Основными источниками  принципов международного права  являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года
       Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке поправить общественную практику с помощью нарушения принципов. Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию.

                                      

                         Принцип суверенного равенства государств 

Этот принцип является как бы исходным началом современного международного права в целом, объединяя  в себе два характеризующих каждое государство специфических юридических  признака — присущее государству  свойство, обозначаемое термином «суверенитет» (см. гл. V), и равноправие с другими государствами в международном общении. Поэтому часто в договорах между государствами речь идет о взаимном уважении ими суверенитета друг друга. Суверенность государств предопределяет и метод международно-правового регулирования их взаимоотношений — соглашение между ними.

          Поддержание международного правопорядка  может быть обеспечено лишь  при полном уважении юридического  равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано  уважать суверенитет других участников  системы, то есть их право  в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». 
Данный принцип закреплен также в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. Объективные закономерности международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению содержания принципа суверенного равенства государств. В современном международном праве он с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и ряде других документов. 
Основное социальное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями. 
Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы: 
а) государства юридически равны; 
б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; 
в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; 
г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; 
д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические,          социальные, экономические и культурные системы; 
е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. 
В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет. 
Указание на связь между принципом суверенного равенства и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, который лежит в основе международго сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо проявляется в области международных экономических отношений, где наиболее остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств. В последние годы на необходимость уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи с достижениями научно-технической революции, которые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это касается, например, проблемы непосредственного телевизионного вещания, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. п. 
Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого 
является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН. 
Встречаются утверждения, что нормальные международные отношения невозможны без ограничения суверенитета. Между тем суверенитет является неотъемлемым свойством государства и фактором международных отношений, а не продуктом международного права. Никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности. 
В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и соответственно увеличением количества объектов международно-правового регулирования. В ряде международных организаций государства-учредители отошли от формального равенства при голосовании (одна страна — один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, когда количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств, связанных с оперативно-хозяйственной деятельностью международных организаций. Так, при голосовании в Совете министров Европейского Союза по ряду вопросов государства обладают неодинаковым количеством голосов, причем малые страны — члены ЕС неоднократно и на официальном уровне отмечали, что подобное положение способствует укреплению их государственного суверенитета. Принцип взвешенного голосования принят в ряде международных финансовых организаций системы ООН, в Совете Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др. 
Есть все основания предполагать, что жизненно важная необходимость сохранения мира, логика интеграционных процессов и другие обстоятельства современных международных отношений приведут к созданию таких юридических конструкций, которые адекватно отражали бы эти реалии. Однако это ни в коей мере не означает умаления принципа суверенного равенства в межгосударственных отношениях. Передавая часть своих полномочий международным организациям добровольно, государства не ограничивают свой суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из своих суверенных прав — право на заключение соглашений. Кроме того, государства, как правило, оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций. 
Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного равенства будет оставаться важнейшим элементом системы принципов современного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа. 
Как уже отмечалось, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. В этой связи особенно важно подчеркнуть тесную связь, существующую между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию. Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, представляющие собой попытку воспрепятствовать субъекту международного права решать свои внутренние проблемы самостоятельно. 
Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не является чисто территориальным понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к его внутренней компетенции. Например, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государства. 
Суверенитет не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. С другой стороны, увеличение числа вопросов, которые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия из сферы внутренней компетенции.

 К числу других элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также их право на нейтралитет.

В классической интерпретации  суверенитета считалось, что серьезным  препятствием формирования прочного общества являются его нестабильность и беспорядки, преодолеть которые можно только с помощью сильного и жизнеспособного  правительства, которое твердой  рукой установило «суверенитет»  над территорией и ее населением. Хотя формы правления могли быть разными – монархия, аристократия, демократия,- существенным было то, что  правительства сохраняли возможность  наводить порядок именно путем утверждения  и укрепления суверенитета.

Однако в настоящий  момент, объективные закономерности развития международных отношений, их постепенная демократизация привели  к значительному сужению содержания понятия суверенитета. Усиление взаимозависимости стран в мире, глобализация всех идущих процессов приводят к тому, что фрагментация и тем более дезинтеграция отдельных стран становятся все более опасными и в большей степени влияют на систему международных отношений в целом; в этих условиях даже великие державы становятся более зависимыми в принятии своих решений от менее развитых и более слабых государств. Кроме того, моральное и юридическое признание важности таких сфер, как защита прав человека, ограничение вооружения и сохранение окружающей среды, создают предпосылки для расширения понимания государствами их национальных интересов. Все это приводит к необходимости вмешательства мирового сообщества в конфликты, которые ранее относились к внутренней компетенции государств.

      Такая  перспектива способна породить  новые сложности в деятельности  Организации Объединенных Наций,  поскольку Устав ООН не предусматривает  участия Организации в решении  внутренних конфликтов. Более того, в п.7 ст. 2 сказано, что «настоящий  Устав ни в коей мере не  дает Организации Объединенных  Наций права на вмешательство  в дела, по существу входящие  во внутреннюю компетенцию любого  государства», за исключением случаев,  связанных с «применением принудительных  мер на основании гл. VII».

Вместе с тем  следует заметить, что современное  международное право не содержит исключительного перечня дел, относящихся  к внутренней юрисдикции государств[3]. Более того, в последние годы наметилась тенденция к сужению сферы так называемой «внутренней компетенции государств».

Исходя из практики ООН, по меньшей мере три типа вооруженных внутренних конфликта не могут рассматриваться лишь как внутреннее дело государств:

· Конфликты, угрожающие международному миру и безопасности.

· Конфликты между  народом несамоуправляющейся территории и управляющей державой.

· Конфликты, сопровождающиеся массовыми и грубыми нарушениями  прав человека[4].

Кроме того, ситуация утрачивает характер внутренней компетенции  в случае угрозы голода, эпидемий, крупномасштабных экологических катастроф (Сомали и  Ангола); массовой гибели гражданского населения, потоков беженцев из зоны конфликта (Камбоджа), угрозы распространения  ядерного оружия или других типов  оружия массового поражения (Иран, Северная Корея). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Колосов Ю., Кузнецов В. Международное право
  2. Устав Организации Объединённых Наций
  3. «Международное право и международная безопасность», М., 1991, с.68.
  4. Я. Томко «Внутренняя компетенция государств и ООН.»
  5. “Принцип суверенного равенства государств в международно-правовом регулировании международных экономических отношений” Пирогов Александр Викторович
  6. Энциклопедический словарь экономики и права. 2005
  7. Аблезгова О.В., Лукин Е.Е.  “Международное права “
  8. Технология использования законодательства в деловом администрировании
  9. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасности государств-участников СНГ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Архангельский А.В.. - М., 2003. С. 17.
  10. Мировая экономика и международные отношения, 1997, № 8, с. 84-94.
  11. А.В. Кортунов «Россия и реформы ООН.», М., 1995, с.31.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   

                     Молдавский Государственный Университет  
 

                      Реферат

по  международному публичному праву

                                     на тему:

      “Принцип суверенного

            равенства государств  ” 
 

                                      Подготовила: студентка  2 курса ,гр. 224 Гросу Юлия

                                      Научный руководитель: Осмокеску Николай Георгиевич  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принципы международного права