Проблема становления правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:50, реферат

Описание работы

Проблемы становления правового государства в Российской Федерации
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,
бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Работа содержит 1 файл

2Проблемы становления правового государства в Российской Федерации (1).doc

— 82.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Идея  и проблемы создания правового государства  владела умами и волновала  разнообразных прогрессивных мыслителей во времена античного периода, в  эпоху средневековья и в современный  период.

     Основной  вопрос: «Что такое правовое государство?»  и вытекающие из него вопросы: «Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства?» - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство: государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

     Как показывает изучение научной литературы, разработка определения понятия «правовое государство» является одной из самых острых проблем становления правового государства в Российской Федерации, так как правовое государство является термином, понятием и основополагающим принципом Конституции Российской Федерации - статья 1 Конституции РФ гласит: "Россия есть демократическое федеративное правовое государство". 
 
 
 
 
 

     Проблемы  становления правового  государства в  Российской Федерации

     В основе современных концепций правового  государства лежат идеи немецкого  философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,

     бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

     Термин "правовое государство" происходит от немецкого Rechtsstaat, обозначившего в конце XVIII в. доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat с верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, по убеждению И. Канта, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии защиты их прав собственности. В англосаксонской терминологии аналогом "правового государства" часто называют Rule of Law - "верховенство права", но следует отметить неполное совпадение этих понятий, а также самостоятельность понятия "правовое государство", которое поэтому переводят на английский как the Legal State или Law-Bounded State. ("The Rule of Law: Perspectives from Around the Globe", Editor: Francis Neate, London, 2009.)

     Значительный  вклад с развитие идеи правового  государства внесли и русские  юристы 

     Предлагаемые  административистами определения  правового государства, несмотря на их множественность, тем не менее  содержали такие общие признаки, как господство закона в сфере отношений властвующих и подвластных, разделение (распределение) властей на законодательную, исполнительную и судебную, подзаконность исполнительной власти и ограничение административного усмотрения. Так, по В.М. Гессену, "правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, созданные им же, как законодателем, юридические нормы". В этом определении, пожалуй, в наибольшей степени, чем в определениях других административистов, акцентируется внимание на таком элементе правового государства, как подзаконный характер исполнительной власти. Упор именно на данный признак вообще характерен для ученых-административистов, поскольку в России полицейские и иные административные органы осуществляли в значительной мере и судебные, и административные, и нормотворческие функции.

     Как пишут в научной литературе, «одним из наиболее оригинальных являлся подход к проблематике правового государства  известного административиста А.И. Елистратова. Используя антитезу "полицейское государство - правовое государство", он вычленил важнейшую, по его мнению, черту последнего - защиту субъективного публичного права. Отсюда, полагал ученый, правовому государству в любой его форме свойствен тип личности-гражданина, обладающей развитым самосознанием и самодеятельностью. "Роль обывателя в полицейском государстве сводилась к повиновению, к сообразованию действий своих с объявленною волей начальников". В трудах А.И. Елистратова получили развитие идеи ограничения государственного принуждения в отношении личности как главного признака правового государства, перспективы создания в структуре государственного управления России административной юстиции, значения  

     международного  права в построении правового  государства в той или иной стране.»

     Вопросы правового государства широко обсуждаются  и в наше время. Вероятно, поэтому  существуют различные определения  правового государства.

     В соответствие с определением, данным в Большом юридическом словаре, «правовое государство — в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права. РФ провозглашается П. г. в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права».

     По  утверждению словаря «Правотека»  «Правовое государство (англ. law/juridical/ legal state) - тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики П.г. органически связано с его правовыми установками.»

     В соответствие с Энциклопедическим  словарем «Конституция Российской Федерации» правовое государство это «демократическое  

     государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц  основаны на праве и связаны с  ним».

     Энциклопедический словарь «Конституционное право  России» дает следующее определение  правового государства – «тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами».

     Словарь «Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура» приводит следующее определение  правового государства – «тип государства (см.), в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики (см.) и власти (см.)»

     Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.руговорит  о том, что «правовое государство - характеристика конституционно-правового  статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства  следующим принципам:

     - народный суверенитет;

     - нерушимость прав и свобод  человека со стороны государства;

     - связанность государства конституционным  строем;

     - верховенство конституции по  отношению ко всем другим законам;

     - разделение властей;

     - независимость суда;

     - приоритет норм международного права над нормами национального права».

     Словарь по общественным наукам. Глоссарий.рупод  теорией правового государства  понимает «совокупность теорий, обосновывающих примат права над действием различных  органов государственной власти».

     Большая Советская энциклопедия дает свое определение  теории правового государства «(Rechtsstaat, в англо-саксонской терминологии "господство права" — Rule of Law) - буржуазная политико-юридическая  теория, согласно которой государство  в своей деятельности связано правом и не должно выходить за установленные им рамки. Термин "правовое государство" введён в научный оборот И. Кантом».

     С учетом изложенных определений можно  согласиться с выводами Н.И. Матузова, А.В. Малько, что общественным сознанием  правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

     В идее правового государства можно  выделить два главных аспекта:

     1) свободу человека, наиболее полное  обеспечение его прав;

     2) ограничение правом государственной  власти.

     В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на

       познание объективной необходимости.  В правовом государстве в отношении  человека создаются условия для  его юридической свободы, реализуется 

     механизм  правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

     Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право  же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

     Наиболее  крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле "права человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

     Права человека как главное звено правового  режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства  его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества.

     В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Права человека и правовое государство

     Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

     Именно  в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право  выступает как антипод произвола  и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

     Правовые  ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной  власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

Информация о работе Проблема становления правового государства