Проблема становления правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:50, реферат

Описание работы

Проблемы становления правового государства в Российской Федерации
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,
бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Работа содержит 1 файл

2Проблемы становления правового государства в Российской Федерации (1).doc

— 82.00 Кб (Скачать)

     В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство первого  и право возвышается над государством.

     Итак, правовое государство - это организация  политической власти, создающая условия  для наиболее полного обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

     По  мнению Мелехина А.В., «правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

     Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.»

     Какие же проблемы имеются на пути становления  правового государства Российской Федерации?

     Несомненно, что одной из важных проблем является неразработанность правовой политики. На этот факт обращают внимание многие специалисты.

     Так, Малько Е.А. пишет: «В современных условиях усложняется правовая жизнь общества, внедряются новые технологии, увеличивается поток информации, и с учетом происходящих в России политических, экономических и социальных изменений в условиях становления правового государства особую актуальность приобретает правовая политика».

     Мнение  об особой роли правовой политики в  становлении правового государства  разделяет Тимонова Е.Ю., которая  отмечает: «Правовая политика способствует становлению правового государства, которое является целью существования практически любого общества. Главным базисом и высшей ценностью правового государства являются права и свободы личности. Другими словами, правовая политика в современном Российском государстве - универсальное и комплексное средство для защиты прав и свобод личности».

     В рамках правовой политики, в частности, должны быть решены вопросы о необходимости  разработки конституционно-правовых терминов, понятий и определений. Так, например, Баренбойм П.Д. в качестве пути становления  правового государства называет работу по «конкретизации условий становления правового государства в конституционно-правовых терминах».

     Важное  место в становлении правового  государства играет решение проблем  ответственности государства перед  личностью.

     Так, например, Карачев А.В. отмечает: «Следует указать, что в настоящее время идея ответственности государства перед лицами, пострадавшими от неправомерных действий государственных органов, получила национальное и международное правовое признание. Так, согласно ст. 53 Конституции РФ декларируется право каждого гражданина на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями органов государства. И особым случаем является ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренная ст. 1070 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

     В условиях становления правового  государства законодатель придает  все большее значение институту  возмещения вреда в связи с  постоянным взаимодействием граждан  с указанными органами».

     Огромное  значение для становления правового  государства приобретает судебная реформа. Так, Минибаева Д.Ф. пишет: «Современный исторический период развития России является эпохой становления правового  государства. Построение подлинно правового  государства - длительный и достаточно сложный процесс, требующий кардинальных изменений в основных областях государственной и общественной жизни, в правосознании людей. В Российской Федерации основой данного процесса стала судебная реформа, актуальность, необходимость, социальная значимость и важность которой не вызывают сомнений».

     Фактически  с этим мнением согласен Шумаков  А.С., который судебную реформу рассматривает  как «создание новой системы  судебной защиты прав и свобод». Шумаков  А.С. отмечает, что «становление правового государства неразрывно связано со становлением и развитием гражданского общества, для которого характерна возможность защиты конституционных прав и свобод не только от неправомерных действий органов власти и должностных лиц, но и от действия неконституционных законов. Эта глубокая концептуальная идея потребовала принципиально новой правовой базы в области конституционных правоотношений. На основе Конституции РФ 1993 г. создается новая система судебной защиты прав и свобод, в структуру которой основным компонентомв ходит правосудие как основная функция судебной власти в Российской Федерации».

     Важной  проблемой становления правового  государства является развитие органов  прокуратуры. Например, Буянский С.Г. в  своей монографии отмечает: «Таким образом, анализ нормативной базы функциональных полномочий прокуратуры в сфере надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан и федерального законодательства позволяет говорить не только о наличии существенных предпосылок для всестороннего развития этого направления деятельности прокуратуры, но и о большой общественной значимости прокуратуры в период становления правового государства в России».

     Значимым  для становления правового государства  является борьба с преступностью.

     По  мнению Мальцева Г.В., «так совпало, что наряду с экономическим кризисом наша страна переживает в своем развитии сложный переходный период на пути становления правового государства и обретения статуса полноценного участника процессов, происходящих в современном цивилизованном мире. Нестабильность функционирования в условиях кризиса формирующейся государственной системы стимулирует как рост социальной напряженности, так и обострение криминогенной ситуации».

     Важно бороться со всеми проявлениями преступности. Однако, борьба с некоторыми видами преступности имеет решающее значение для развития правового государства. Один из таких видов – коррупция. Как отмечает, например, Сулейманов Т.М.: «Проблема коррупции появилась наряду со становлением государственности на Руси: ни системный подход к этой проблеме Петра I, ни расширение количества субъектов коррупционных

     преступлений  в XIX в. не привели к искоренению  лихоимства и мздоимства. И в настоящее  время коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем  развития гражданского общества и становления правового государства в Российской Федерации».

     Важным  для борьбы с преступностью и  для становления правового государства  является развитие юридической науки. В частности, Журавель Е.Г. отмечает: «Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология».

     Существенную  роль в становлении правового  государства играет процесс развития институтов гражданского общества, с  которыми оно строит отношения на основе равенства. Развитие институтов гражданского общества является одной из важнейших проблем становления правового государства.

     Как отмечает Ахрамеева О.В., «в Конституции  Российской Федерации определена концепция  становления правового государства, в рамках которой совершенствуется механизм правового регулирования общественных отношений, повышается роль многих традиционных институтов и правовых форм в жизни формирующегося гражданского общества, к числу которых можно отнести и нотариат».

     Особо место среди институтов гражданского общества принадлежит общественным организациям, правовой статус которых специально регулируется отдельным нормативным актом - Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Можно согласиться с

Гриб  В.В. Среди их уставных целей и  задач, как правило, прямо провозглашается содействие процессам демократизации и становлению правового государства; именно они наиболее активно идут на взаимодействие с органами государственной власти».

     Необходимо  отметить, что перечисленные выше проблемы не в полной мере отражают весь спектр действительно стоящих проблем в ходе становления правового государства в Российской Федерации.

     Опираясь  на основные признаки правового государства, которые выделил Мелехин А.В., а также на перечень дополнительных факторов и условий становления правового государства описанные им же, то можно очертить круг следующих проблем: необходимо добиваться верховенства закона во всех сферах жизни общества;

     совершенствование деятельности органов правового  государства, которая должна базироваться на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

     законодательного  установления взаимной ответственность  личности и государства;

     реализация  реальности прав и свобод гражданина, их правовой и социальной защищенности;

     установление  политического и идеологического плюрализма, заключающегося в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

     преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

     выработка высокой политико-правовой грамотности  в обществе через систему общественного  политического образования;

     появление действенной способности противостоять  произволу;

     разграничение партийных и государственных  функций;

     торжество политико-правового плюрализма;

     выработка нового правового мышления и правовых традиций. 
 
 
 

     Список  литературы:

     Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер  гражданского общества: к 150-летию опубликования  концепции "Государство как произведение искусства" // Законодательство и экономика. 2010. N 9. С. 7 - 11. (Баренбойм П.Д. Адвокат, кандидат юридических наук, вице-президент Союза юристов России и Международного союза (содружества) адвокатов СНГ)

     Философия права в начале XXI столетия через  призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Баренбойм, А. Захаров. М.: Издание Московско-Петербургского философского клуба, 2010. С. 29.

     "Идея  правового государства в трудах  русских юристов", К.Б. Хачинский, "История государства и права", 2006, N 10

     Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1905. С. 11.

     Елистратов  А.И. Основные начала административного  права. М., 1917. С. 12.

     Большой юридический словарь 

     Энциклопедический словарь «Конституционное право  России» -

     Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура -

     Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру-

     Большая советская энциклопедия -

     "Теория  государства и права: учебник", Н.И. Матузов, А.В. Малько, Юристъ, 2004 

     Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. 640 с. (Мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии)

     Малько  Е.А. Гражданская процессуальная правовая политика: понятие и необходимость  формирования // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 1. С. 6 - 9. (Малько Е.А., аспирант кафедры гражданского процесса ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права")

Информация о работе Проблема становления правового государства