Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:35, курс лекций

Описание работы

О значении римского права
Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А.Покровского «История римского права» («Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Содержание

Тема I. Введение в курс римского права
1. О значении римского права 5
2. Этнические, хозяйственный и духовные основы Рима 5
3. Очерк римской государственности 11
4. Последующее изменение государственности и судьба римского права 26
5. Периодизация истории римского права 28
6. Значение и этапы рецепции римского права 29
Используемая литература 34
Глоссарий 34
Вопросы для самоподготовки 35

Тема II. Предмет курса римского права
1. О значении понятий «право публичное» и «право частное» 36
2. Понятие цивильного права, права народов, естественного права 38
Глоссарий 43
Вопросы для самоподготовки 44

Тема III. Источники римского права
1. Понятие «источник права». Система источников римского права 44
2. Неписаное право (ius non scriptum) 45
3. Писаное право (ius scriptum) 46
4. Законодательство Юстиниана 58
Используемая литература 59
Глоссарий 59
Вопросы для самоподготовки 60

Тема IV. Римский гражданский процесс
1. Понятие «actio» 61
2. Форма гражданского процесса в Риме. Легисакционный процесс 62
3. Формулярный и экстраординарный процесс 65
4. Виды исков. Исковая давность 68
Используемая литература 70
Глоссарий 70
Вопросы для самоподготовки 71

Тема V. Лица
1. Введение 71
2. Правовое положение физических лиц 72
3. Правовое положение объединений (союзов) 82
Глоссарий 85
Тема VI. Регулирование семейно-правовых отношений
1. Понятие семьи, родства и свойства 87
2. Регулирование брачных отношений 89
3. Регулирование отношений между родителями и детьми 95
Используемая литература 98
Глоссарий 98
Вопросы для самоподготовки 98

Тема VII. Вещное право
1. Общие понятия 99
2. Владение 106
3. Право собственности 110
4. Права на чужую вещь 120
Используемая литература 127
Глоссарий 127
Вопросы для самоподготовки 128

Тема VIII. Общие положения обязательственного права
1. Общие понятия об обязательстве 129
2. Понятие договора и правила о заключении договоров 134
3. Прекращение обязательств 136
4. Ответственность за неисполнение обязательств 140
Используемая литература 142
Глоссарий 143
Вопросы для самоподготовки 143

Тема IX. Отдельные виды обязательств
1. Обязательства из договоров 144
2. Обязательства из деликтов 154
Используемая литература 156
Глоссарий 156
Вопросы для самоподготовки 157

Тема X. Наследственное право
1. Понятие наследственного правопреемства 157
2. Наследование по завещанию 158
3. Призвание к наследованию по закону (ab intestato) 160
4. Призвание к наследованию против завещания: необходимое
наследование 161
5. Легаты и фидеикомиссы 163
Глоссарий 163
Вопросы для самоподготовки 164

Работа содержит 1 файл

Римское право.doc

— 322.84 Кб (Скачать)

В. Юриспруденция (iurisprudentia - правовая наука)

Не меньшую роль, нежели преторы, в создании римского классического права сыграли знатоки права, юристы. Опубликование законов XII таблиц способствовало появлению этого сословия, так как создало потребность в толковании норм цивильного права. С III в. до Р.Х. эта деятельность приобретает широкий размах по следующим причинам. Строгий формализм цивильного права требовал осторожности и определенных навыков при совершении сделок и, в особенности, при постановке исков, то есть при защите нарушенного права: здесь неверно произнесенное слово или выражение могло привести к проигрышу, то есть к утрате прав. К тому же, долгое время не допускалось судебное представительство, следовательно каждый должен был уметь защищаться в суде. А для этого требовалось получение советов людей, сведущих в праве.

Республиканские учреждения благоприятствовали распространению юридических знаний в народе: формально каждый гражданин мог быть избран магистратом, арбитром и это было почетно и способствовало политической карьере, но для этого необходимо было знание права. Следовательно, требовались люди, которые могли праву обучить.

Долгое время соответствующая деятельность осуществлялась в трех формах: «предостережение, ответы, ведение» (cavere, respondere, agere). Предостережение выражалось в помощи при заключении сделок (выработке наилучших формул для договоров, завещаний и пр.). Ответы на вопросы являлись разъяснениями юридических последствий того или другого действия, ответами на запросы отдельных лиц относительно различных юридических сомнений и затруднений. Ведение означало подачу советов относительно постановки исков и ведения дела в суде.

Из юристов древности должны быть названы: Флавий Гней (304 г. до Р.Х.), который опубликовал исковые формулы и календарь судебных дней; Элий Пет Кат (консул в 198 г. до Р.Х.), который считался первым светским юристом, опубликовавшим комментарии в трех частях (комментарии к законам XII таблиц; исковые формулы; сборник судебных решений).

В конце республиканского периода деятельность юристов - юриспруденция (от iuris prudens - сведущий в праве) переросла форму чисто практической работы и создала значительную юридическую литературу. Следует назвать такие типичные ее жанры: институции, комментарии, собрания решений и сентенции, монографические сочинения.

Институции (от instituere - наставлять, обучать; ибо само юридическое образование делилось на две стадии: institutio и instructio) - это краткие учебники гражданского права, предназначенные для ознакомления с его основными принципами, категориями и определениями.

Комментарии содержали толкования каких-либо законов или эдиктов. Как правило, комментировались раздельно законы XII таблиц и преторские эдикты. Но существовали комментарии одновременно цивильного и преторского права и такие всеобъемлющие работы назывались дигестами или пандектами (от лат. Digestae [изборник, упорядоченное] или греч. Pandectae [все охватывающее, все вмещающее]).

Собрания решений (responsas - ответы, questiones - вопросы, disputationes - разъяснения) - это собрания ответов юристов, данных в связи с определенными случаями судебной практики, а также аналитические разборы различных юридических затруднений.

Сентенции и мнения (sententiae, opiniones) - произведения, предназначенные для руководства в юридической практике.

Монографические сочинения не характерны для римской юридической мысли, чуждой теоретизированию и направленной на решение актуальных практических проблем.

В связи с усложнением источников права и появлением обширной юридической литературы, усложнилось и юридическое обучение. В период империи преподавание права широко практикуется; открываются постоянные учебные заведения, возникают различные научные направления (школы). Помимо Рима, праву обучают в провинциях (известны были своим авторитетом школы Берита, Александрии, Цезареи).

Из наиболее выдающихся юристов следует назвать имена следующих:

Лабеон (45 г. до Р.Х. - 10/21 г.): признан лучшим юристом эпохи Августа. Опубликовал около четырехсот книг. Явился родоначальником правовой школы, получившей свое наименование по имени одного из его учеников (Прокула) прокульянцы;

Капитон ( - 22 г.) - родоначальник школы Сабиньянцев;

Сальвий Юлиан: советник принцепса Адриана, консул, принадлежал школе сабиньянцев; издал Digesta в девяносто книгах; подготовил Edictum Perpetua;

Папиниан (казнен по приказу Каракаллы в 212 г.[недовольным ответом на просьбу подготовить защитительную речь в связи с убийством брата Геты: “братоубийство легче совершить, чем оправдать”]): один из самых выдающихся классических юристов; автор схемы юридического анализа: суть дела - вопрос - ответ; ученики третьего года назывались папинианисты, так как обучались навыкам анализа, изучая questiones и responsa;

Ульпиан (убит в 228 г. преторианцами): советник Александра Севера; префект претория; оставил громадное научное наследие: комментарии Ad Edictum и Ad Sabinum (ius civile);

Павел Юлий (II - III вв.), считается одним из самых плодовитых авторов: оставил восемьдесят девять произведений из 319 книг: комментарии Ad Sabinum, Ad Edictum, Questiones, Responsa, Sententia, Notae, Digestae;

Модестин (III в.), грек по происхождению, префект претория; оставил труды по обучению праву, сборники по юридической практике.

Грегориан - чиновник при императоре Диоклетиане, подготовил одну из первых кодификаций римского права.

Однако не столько развитие научных школ и обилие литературных источников обеспечили выдающееся значение юриспруденции, как деятельности по совершенствованию права. Главная причина этого состояла в наделении некоторых, наиболее авторитетных юристов особой привилегией - правом предлагать официальные решения юридических споров (ius respondendi). Об этом свидетельствуют Дигесты Юстиниана (Д.1.II.2.49): (Помпоний) «Впервые божественный Август для возвышения авторитета права установил, чтобы они давали ответы на основании его (Августа) власти».

Представляется, что наделение данной привилегией наиболее выдающихся знатоков права преследовало своей целью подчинение их интеллектуального и нравственного авторитета интересам нарождающейся монархии. Решения конкретного спора как бы от имени самого принцепса поднимало мнение юриста на высоту императорской власти, сообщало ему силу нормы, установленной государством. Одновременно юрист, наделенный такой привилегией, оказывался в положении лица, обязанного проявлять лояльность по отношению к императорской власти.

Не только responsa, но и sententia, opiniones юристов cum ius respondendi оказывали большое влияние на практику правоприменения, признавались как бы имеющими силу закона (leges vicem). Таким образом возник совершенно особый вид источника права - юриспруденция.

О значении его говорится в Институциях (I.Кн.1.II.8): «Ответы юристов - это мнения и суждения тех, которым было разрешено создавать право. В старину было постановлено, чтобы были лица, которые могли публично толковать право; император дал им право давать ответы на спорные юридические вопросы; лица эти назывались юрисконсультами. А мнения и суждения всех их имели такую силу, что судье возбранялось отступать от решения, которое раз ими было постановлено».

Это значит, что суждения авторитетных юристов по конкретным делам, подкрепленные силой государственной власти, становились обязательными для применения судом не только в том споре, относительно которого они были высказаны, но и в других, похожих спорах. Мнению юристов была придана сила закона, а сами юристы из простых толкователей права превратились в созидателей права; юриспруденция из формы правоприменения выросла в своеобразный механизм правообразования.

Наиболее творческой и продуктивной была деятельность знатоков права в период принципата. Именно тогда происходит детальное формулирование римского права во всех возможных оттенках, придание ему внутренней целостности и согласованности, черт права классического.

К концу III в. наряду с общим политическим и хозяйственным упадком, происходит упадок юриспруденции. Юридическая литература оскудевает, творческая работа заменяется деятельностью по отбору и систематизации выдержек из сочинений юристов предшествующих поколений. Итогом и подтверждением этого процесса явилось принятие в 426 г. (при императорах Феодосии II и Валентиниане) закона о цитировании. В соответствии с этим законом обязательная сила была сохранена только за высказываниями, содержащимися в работах пяти юристов: Гая, Папиниана, Ульпиана, Павла и Модестина, а также тех юристов, на которых они ссылались.

4. Законодательство Юстиниана

К началу VI в. пестрота и разнохарактерность источников права, даже в условиях фактического применения его лишь в восточной части империи (поскольку на западе формально прекратило свое существование римское государство, лишь на короткий срок (с 555 г.) восстановленное легионами императора Юстиниана; в 568 г. следует вторжение лангобардов, бургундов, вандалов; образование государств остготов, вестготов, франков) достигли таких размеров, что требовалась всеобъемлющая их систематизация. Вот как об этом заявляет сам Юстиниан (Deo auctore.1): «Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке ... божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима ... находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с принцепсов, исправить их конституции и сделать их ясными; мы их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий, дабы их искренность давала всем людям быструю помощь».

Так объясняет мотивы и начальный этап самой знаменитой кодификации в истории человечества ее инициатор император Юстиниан (ум. в 565 г.).

Из этого фрагмента заключаем, что созданная специальным распоряжением императора в 527 г. комиссия под руководством выдающегося ученого Трибониана подготовила и опубликовала в 529 г. отобранные и систематизированные, сведенные в двенадцать книг в порядке преторского эдикта конституции императоров (от Адриана до Юстиниана, в конечном итоге, по 534 г.). Этот сборник получил название Codex (кодексы первой и второй редакции). Кодекс включал в себя только действующие постановления.

После опубликования Кодекса была осуществлена грандиозная работа по систематизации наследия юристов (по словам самого Юстиниана «эту работу никто из наших предшественников не мог замыслить и ее считали превышающей силы человеческого разума»). В результате в 533 г. были опубликованы Digesta (Pandectae) - самая выдающаяся по объему и по значению часть законодательства Юстиниана. Дигесты состояли из семи частей, включающих пятьдесят книг, состоящих из четырехсот тридцати двух титулов, содержащих девять тысяч сто двадцать три фрагмента (7 частей, 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента). Это - разделение структуры Дигест. Содержание фрагментов распадалось на три части - массы: массу Сабина, массу эдикта и массу Папиниана. Масса Сабина содержала в себе комментарии к цивильному праву. Масса эдикта - комментарии ius honorarium. Масса Папиниана - комментарии самых разных вопросов из юридической практики (responsa).

Всего в Дигестах содержатся цитаты из более чем двух тысяч работ тридцати девяти римских юристов от Сцеволы до Гермогениана. Большая часть их взята из сочинений Павла, Модестина, Ульпиана, Папиниана. По существу - это центральная часть законодательства Юстиниана, содержащая главные понятия, выработанные классической юриспруденцией.

Одновременно с изданием Дигест были подготовлены Институции (из четырех частей - по модели институций Гая). Институции - это элементарный учебник гражданского права, имеющий, однако, юридическую силу.

Указанные три части: Кодекс, Дигесты, Институции составили свод римского права. В течение времени, когда велась работа по их подготовке и публикации, были изданы новые императорские указы («пятьдесят решений»), в которых Юстиниан устранял некоторые наиболее спорные противоречия гражданского и канонического права. Эти указы вошли в Кодекс новой редакции, который был опубликован в 534 г.

В 556 г. было опубликовано неофициальное издание собраний указов императора, изданных с 534 по 556 г. Этот сборник получил наименование Новеллы (Novelae).

Кодекс, Дигесты, Институции и Новеллы получили общее наименование Свод римского права - Corpus Iuris Civilis позднее, возможно в XIV в., когда происходила рецепция римского права.

 

Тема IV. РИМСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Понятие «actio»

Современное позитивное право большинства стран делится на материальное и процессуальное. Под материальным правом понимают совокупность норм, регулирующих поведение субъектов в обширной области имущественных и личных отношений. Процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих порядок рассмотрения споров, возникающих из-за нарушения субъективных прав в указанных отношениях.

Особенностью римского права было то, что оно не знало такого разделения, было едино в материально-правовом и процессуальном проявлениях. Единство материального и процессуального элементов проявлялось в категории actio. Определение этой категории приводится в Институциях (I.Кн.4.IV.): «Иск (actio) есть право лица взыскивать судебным порядком то, что ему следует».

Из этого определения можно выделить по крайней мере три значения (характеристики) данного правового явления.

1. Actio - это иск, процессуальное средство правовой защиты; это обращение к суду с просьбой о защите нарушенного права.

2. Actio- это судебное производство, в котором осуществляется спор (agere iudicium).

Приведенные два значения следует отнести к процессуальным элементам actio. Но оно содержит также важный материально-правовой элемент, поскольку:

3. Actio - это само материально право, доказываемое истцом в споре (иск дается, то есть обращение к суду и последующая защита под надзором государства возможны, если есть материальное право, вытекающее из квиритского права или права магистратов).

(Указанное сочетание процессуальных и материально-правового элементов отчетливо проявляются в следующем определении, содержащемся в Дигестах Юстиниана: «Иск есть ничто иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование»).

Таким образом, actio - это центральное понятие римского права, ибо оно включает в себя и способ защиты права, и способ приобретения права. Оба его элемента (процессуальное средство защиты и материальное право, подлежащее защите) составляют неразрывное единство. Материальное право может реализоваться только с помощью процессуального средства, а процессуальное средство не предоставляется без наличия материального права: нет иска - нет права.

Само римское право представляло собой систему исков (actiones) и развивалось оно благодаря предоставлению субъектам все новых исков.

Кроме судебной (исковой) защиты допустимо и внесудебное средство - самозащита.

Самозащита есть самовольное отражение чужого неправомерного нападения, клонящегося к изменению существующих отношений: насилие дозволено отражать насилием (vim vi repellere licet). От самозащиты следует отличать самоуправство: самоуправство есть самовольное нападение с целью установления такого положения вещей, которое соответствовало бы действительно существовавшему или воображаемому праву лица, совершающего насилие: самоуправство разрушает само требование. (1)

Информация о работе Римское право