Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:35, курс лекций

Описание работы

О значении римского права
Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А.Покровского «История римского права» («Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Содержание

Тема I. Введение в курс римского права
1. О значении римского права 5
2. Этнические, хозяйственный и духовные основы Рима 5
3. Очерк римской государственности 11
4. Последующее изменение государственности и судьба римского права 26
5. Периодизация истории римского права 28
6. Значение и этапы рецепции римского права 29
Используемая литература 34
Глоссарий 34
Вопросы для самоподготовки 35

Тема II. Предмет курса римского права
1. О значении понятий «право публичное» и «право частное» 36
2. Понятие цивильного права, права народов, естественного права 38
Глоссарий 43
Вопросы для самоподготовки 44

Тема III. Источники римского права
1. Понятие «источник права». Система источников римского права 44
2. Неписаное право (ius non scriptum) 45
3. Писаное право (ius scriptum) 46
4. Законодательство Юстиниана 58
Используемая литература 59
Глоссарий 59
Вопросы для самоподготовки 60

Тема IV. Римский гражданский процесс
1. Понятие «actio» 61
2. Форма гражданского процесса в Риме. Легисакционный процесс 62
3. Формулярный и экстраординарный процесс 65
4. Виды исков. Исковая давность 68
Используемая литература 70
Глоссарий 70
Вопросы для самоподготовки 71

Тема V. Лица
1. Введение 71
2. Правовое положение физических лиц 72
3. Правовое положение объединений (союзов) 82
Глоссарий 85
Тема VI. Регулирование семейно-правовых отношений
1. Понятие семьи, родства и свойства 87
2. Регулирование брачных отношений 89
3. Регулирование отношений между родителями и детьми 95
Используемая литература 98
Глоссарий 98
Вопросы для самоподготовки 98

Тема VII. Вещное право
1. Общие понятия 99
2. Владение 106
3. Право собственности 110
4. Права на чужую вещь 120
Используемая литература 127
Глоссарий 127
Вопросы для самоподготовки 128

Тема VIII. Общие положения обязательственного права
1. Общие понятия об обязательстве 129
2. Понятие договора и правила о заключении договоров 134
3. Прекращение обязательств 136
4. Ответственность за неисполнение обязательств 140
Используемая литература 142
Глоссарий 143
Вопросы для самоподготовки 143

Тема IX. Отдельные виды обязательств
1. Обязательства из договоров 144
2. Обязательства из деликтов 154
Используемая литература 156
Глоссарий 156
Вопросы для самоподготовки 157

Тема X. Наследственное право
1. Понятие наследственного правопреемства 157
2. Наследование по завещанию 158
3. Призвание к наследованию по закону (ab intestato) 160
4. Призвание к наследованию против завещания: необходимое
наследование 161
5. Легаты и фидеикомиссы 163
Глоссарий 163
Вопросы для самоподготовки 164

Работа содержит 1 файл

Римское право.doc

— 322.84 Кб (Скачать)

Равно и надзор за рынками и связанное с этим полицейское производство («административная юстиция») было возложено на особую магистратуру - эдилов, которые, в отличие от упоминавшихся в связи с возникновением трибуната плебейских эдилов, стали называться курульными эдилами, стало быть оказались отнесенными к высшим магистратурам.

Однако конституционное законодательство к концу IV столетия до Р.Х. постепенно ликвидировало как все существенные, так и незначительные привилегии знати в области государственного управления, закрепив за плебеями право избираться в те же магистратуры, осуществлять те же управленческие функции, которые первоначально предназначались исключительно для патрициев.

Лициниевы законы способствовали улучшению положения крестьянства и, тем самым, предотвращали разорение среднего сословия; те же результаты имели усилия против ростовщичества и упорядочение налогообложения. Важное социальное и чисто правовое значение имело принятие закона Петелия (326 или 313 г. до Р.Х.), которым была устранена архаическая жестокость долгового процесса: им отменена личная ответственность неисправного должника и введена процедура, напоминающая банкротство (должник, клятвенно заявивший о своей несостоятельности, сохранял личную свободу уступкой своего имущества); передача должника в рабство могло быть теперь осуществлено только по приговору суда, а не по усмотрению кредитора.

Однако решающее значение в исправлении социальных недугов общины имело крепнущее политическое могущество Рима в Италии. После позорной капитуляции перед Этрурией, случившейся в разгар внутренних смут, Рим, по существу спасенный эллинами, разгромившими на востоке Персию, а на западе союз этрусков с финикийцами, приступил к завоеванию северных от Тибра территорий. Это доставило пахотные земли для расселения колонистов, что вызвало отлив беспокойного элемента населения из метрополии; это обогатило казну, уменьшив налоговое бремя на крестьянство. К концу столетия отмечается заметный рост материально обеспеченного среднего сословия.

Достигнутое общиной благосостояние, во всяком случае, материальное равенство большинства ее членов, политическое равноправие сословий, явились основанием совершенно нового строя управления, который сложился в рамках республики после двухсот лет напряженной политической и сословной борьбы - сенатского управления.

«От сената зависели мир и война и заключение мирных договоров, основание колоний, раздача пахотных земель, общественные сооружения, вообще все дело постоянного и важного характера и главным образом финансовое управление. Сенат ежегодно составлял инструкции, которыми устанавливал для должностных лиц сферу их служебной деятельности и определял число войск и количество денег, предоставлявшихся в их распоряжение... Что это новое сенатское управление... было совершенным извращением старого общинного устройства, ясно само собой... свободная деятельность гражданства приостановилась и замерла, должностные лица снизошли на степень председателей собраний и исполняющих чужие приказания комиссаров, а чисто совещательная сенатская коллегия являясь преемницей обеих конституционных властей сделалась - хотя и в самых скромных формах - центральным правительством общины. Однако... самый строгий приговор истории должен признать, что эта корпорация сумела правильно понять и хорошо выполнить свою великую задачу. Сенаторы вступали в это звание не по праву рождения, а в сущности по свободному выбору нации; раз в четыре года они утверждались в этом звании нравственным судом достойнейших людей; они назначались пожизненно, не завися ни от истечения срока своей должности, ни от изменчивой народной воли; со времени уравнения сословий они составляли тесно сплоченную и замкнутую коллегию, в состав которой входили все самые способные люди, обладавшие политическим кругозором и практическим знакомством с делами управления... Таким образом, римский сенат был самым благородным выражением всей нации, а по своей последовательности и государственной мудрости, по своему единодушию и патриотизму, по своему полновластию и непоколебимому мужеству был первой из всех когда-либо существовавших политических корпораций, даже в ту пору был самым настоящим «собранием царей», умевшим соединять деспотическую энергию с республиканским самоотвержением. Никогда никакое государство не отстаивало своих интересов во внешних делах с такой твердостью и с таким достоинством, с каким их отстаивал в свои лучшие времена Рим через посредство своего сената. ...При помощи сената римскому народу долее других народов удавалось осуществлять самое великое из всех человеческих творений - мудрое и успешное самоуправление». (21)

Эта государственность, выросшая из глубоко укорененных национальных оснований эллинско-италийской народности, сложенная усилиями крестьян, солдат и управленцев, желающих именно на этой земле и в соответствии с присущими ей законами взращивать семью, увеличивать имущество, устраивать и украшать дом, поклоняться своим богам и все это в целости защищать своею кровью, явилась той нравственной и материальной почвой, которая произвела римское право. Ведущий принцип этого права - всесторонняя охрана интересов личности в рамках правопорядка, способного такую охрану предоставить; но никак не поощрение индивидуализма, в ущерб интересам и ценой разрушения общего, то есть данного правопорядка и государства в целом.

Последующая после Лициниевой реформы эпоха, вплоть до Цезарианской революции, оказалась наиболее продуктивной для создания основ этого права. Изменение государственного строя в результате этой революции не повлияло отрицательно на данный процесс, но освободило ту социальную и интеллектуальную энергию громадного государства, которая позволила придать процессу создания универсального права законченный вид.

 

4. Последующее изменение государственности и
судьба римского права

«Перемены в конституции были предопределены распространением римского владычество на огромные территории Европы, Африки и Азии, которые осуществились в эпоху Республики. Рим, вернув себе утраченную было в конце VI в. до н.э. гегемонию в Лации, подчиняет в IV в. до н.э. центральную Италию и выходит на арену Средиземноморья, где вступает в борьбу с Карфагеном (с 264 г.). Успехи в... пунических войнах положили начало власти Рима над заморскими территориями, где организовывались провинции (provincia) во главе с проконсулами и пропреторами... К середине II в. до н.э. Рим уже не имеет равных себе противников; в 146 г. до н.э. разрушены Карфаген и Коринф. Интенсивное вовлечение молодой державы в орбиту средиземноморской культуры способствовало развитию торговых связей римских граждан с иностранцами, усвоению науки и культуры, эллинистического образования. Рим превращается не только в политический, но и в торгово-экономический центр мира». (22)

Естественно, что освоение пространств, вовлечение в управленческую орбиту общины полиэтнического и поликонфессионального множества, перемена хозяйственной, идеологической и, в целом, культурной парадигмы не могло не вызвать перенапряжения всех сил государства. Четыреста лет - незначительный срок для превращения незначительной латинской общины в мировую державу, которое еще и сопровождается сменой натурального хозяйственного уклада интенсивным товарным производством и обменом. Политические потрясения и экономические кризисы при этом неизбежны.

После более чем столетней эпохи реформ, смут, революций и гражданских войн, в 27 г. до Р.Х. Октавиан Август объявил, что им восстановлена республика. В действительности началась новая эпоха в истории римской государственности - эпоха установления монархии.

Вначале возникло государственное устройство переходного периода - принципат или диархия (двоевластие), при котором, в соперничестве проявлялись черты сенатского правления и нарождающегося самодержавия. Этот период, возможно из-за незавершенности политической организации громадного государства, оказался очень плодотворным в области правотворчества: было завершено формирование римского классического права. Ничто в системе и в реформах государственного управления не стесняло и не способствовало развитию того потенциала правотворчества, который образовался в нации в период республики. Единственным исключением можно назвать инициативу Августа, имевшую необыкновенно богатые последствия: предоставление наиболее видным знатокам права (prudentes) особой привилегии - права предлагать решение юридических коллизий, поддержанного силой государства.

В 284 г., с воцарением Диоклетиана, прекращается двоевластие. Государственный строй Рима приобретает черты абсолютной монархии (доминат). Нравственная, хозяйственная и политическая деградация страны в соединении с германской и готской агрессиями составляют содержание этой завершающей историю Рима эпохи. С точки зрения правового развития она характеризуется усилиями, направленными на систематизацию, подведение итогов предшествующего юридического творчества. Но это уже не дело народа, а забота государственных чиновников и специалистов в области юриспруденции.

Поразительная сила именно народного творчества в этой области сказалась в том, что исчезновение с политической карты в 476 г. Западной Римской империи не уничтожило действия созданного в предшествующие эпохи права. Через полтора столетия оно было систематизировано в Восточной Римской империи и в этом виде передано народам Нового времени, то есть христианским народам.

5. Периодизация истории римского права

Существует несколько оснований для классификации этапов развития римского права: в буржуазной, в том числе, русской романистике приводилась классификация применительно к существенным переменам государственного строя (эпоха царей, республика, монархия) и в этом есть своя логика.

И.А.Покровский приводит следующую схему периодов развития римского права:

— период царей (753 - 510 гг. до Р. Х.);

— период республики (509 - 28 г. до Р. Х.);

— период принципата (27 г. до Р. Х. - 284 г.);

— период домината (285 - 476 г.)

 

В этой схеме представлены периоды становления, развития, первых опытов систематизации римского права. Различия между ними выражаются не только в особенностях политического строя соответствующего периода, но и в основных чертах действующей в его рамках правовой системы.

В советской литературе доминировала марксистская методология, в соответствии с которой всякое историческое развитие (в том числе развитие такого «надстроечного» явления, каким представляется право) обусловлено развитием способа производства (раннеримское право - формирование рабовладельческих отношений, классическое право - проникновение рабовладения во все сферы производства, постклассическое право - кризис рабовладельческого способа производства). Для описания соответствующих периодов разными авторами применялись различные термины, но хронологические рамки были одинаковы. В качестве иллюстрации такого подхода можно привести следующую схему:

1. Древнейший период (иначе: от образования римского государства до первой пунической войны) - от VI в. до н.э. до III в. до н.э; праву этого периода свойственны такие черты, как национально-полисная замкнутость, архаичность, неразвитость и простота основных институтов.

2. Классический период (иначе: от первой пунической войны до начала правления императора Диоклетиана) - от III в. до н.э. по III в. н.э.; право характеризуется наивысшей степенью разработанности и совершенства.

3. Постклассический период - от IV в. до VI в.; состояние права определяется общим экономическим и политическим кризисом, предпринимаются попытки систематизации правового наследия прежних эпох и приспособление правовых институтов к нарождающимся феодальным отношениям.

По утверждению Дождева Д.В. «современному состоянию романистики - науки о римском праве - отвечает деление [его истории] на пять основных периодов»:

— архаический (753 - 367 гг. до н.э.) - от основания города (ab urbe condita) до учреждения должности городского претора;

— предклассический (367 - 17 гг. до н.э.) - от учреждения должности городского претора до завершения реформы гражданского судопроизводства, а именно, отмены процедуры per legis actiones принятием законодательства Августа (legis Iulia de iurisdictione);

— классический (17 г. до н.э. - 235 г. н.э.) - от реформы гражданского судопроизводства до смерти Александра Севера, после которой военно-бюрократическая монархия вступает в эпоху «солдатских императоров», когда достигнутая стабильность расшатывается и складываются условия для формирования абсолютной монархии;

— постклассический (IV - V вв.) - период общего культурного упадка;

— юстиниановский (527 - 565 гг.) - подведение итогов многовекового развития и систематизация римского права.

6. Значение и этапы рецепции римского права

Римское право явилось как результат саморазвивающейся государственности, обеспечивающей естественные интересы исторического народа, самостоятельно реализующего свою судьбу. Это право - единственное в своем роде - прошло самобытный путь развития от самых простых правил обычая, до самых тонких определений сложнейших оттенков договорных отношений; от казуистического регулирования, присущего законам XII таблиц, до правовых норм, категорий и принципов Дигест Юстиниана. Такой путь развития права соответствовал столь же естественному, самостоятельному и вполне национальному развитию хозяйства, политической организации римского общества и развитию государственных институтов, обеспечивающих жизнедеятельность первого, второго и третьего.

Длительность, естественность и национальная ориентированность обеспечили универсальную значимость римского права, которая, в свою очередь поставила его на уровень одного из высших культурных достижений человечества. Этот вывод подтверждается историческим феноменом, который носит наименование рецепция римского права.

В беспокойный период переселения германских и готских племен попытки формирования государств на территории бывшей Западной римской империи, эгоистическая борьба между папством и новыми князьями в период с VI по X век казалось прекратили культурное развитие Европы и похоронили все достижения античности, в том числе римское право.

Однако естественные хозяйственные потребности пробуждают необходимость обмена товарами между производителями, установления торговых отношений между территориями, пробуждают мысль о желательности правильного регулирования этих отношений. Но примеры подобного регулирования известны: те или иные фрагменты римских правовых конструкций использовались в законодательстве германских завоевателей, вероятно, не забылись и практикой.

Экономическое возрождение в городах, да и само каролингское возрождение, предполагают освобождение личности от тех сословных и семейных (родовых) ограничений, которые присущи новым поселенцам Европы: индивидуальная энергия требует гарантий свободы самодеятельности, свободы самоопределения, ясности правового регулирования всех отношений, связанных с личностью, будь то собственность, договор или наследование.

Да и государственная власть громадной империи, стремится обнаружить нравственные и правовые основания для своего бытия.

«В Италии в конце XI в. вновь пробуждается интерес к античной культуре, тексты юстиниановской кодификации привлекают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемый католической церковью, весьма располагал к восприятию римского права в качестве общей основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в тонком юридическом инструменте особенно ощущалась в южной части Франции (Прованс) и северной Италии - наиболее развитых в экономическом, торговом и культурном отношении Западного мира. В этом историческом контексте и состоялось новое открытие римского права. В Болонье сложилось объединение лиц, усердно изучавших (studentes) правовое наследие Рима. Вскоре они оформили свой союз, дав ему латинское название автономной корпорации - universitas. Университетское образование распространилось по Европе, а вместе с ним - и юридическое знание». (23)

Информация о работе Римское право