Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:35, курс лекций

Описание работы

О значении римского права
Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А.Покровского «История римского права» («Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Содержание

Тема I. Введение в курс римского права
1. О значении римского права 5
2. Этнические, хозяйственный и духовные основы Рима 5
3. Очерк римской государственности 11
4. Последующее изменение государственности и судьба римского права 26
5. Периодизация истории римского права 28
6. Значение и этапы рецепции римского права 29
Используемая литература 34
Глоссарий 34
Вопросы для самоподготовки 35

Тема II. Предмет курса римского права
1. О значении понятий «право публичное» и «право частное» 36
2. Понятие цивильного права, права народов, естественного права 38
Глоссарий 43
Вопросы для самоподготовки 44

Тема III. Источники римского права
1. Понятие «источник права». Система источников римского права 44
2. Неписаное право (ius non scriptum) 45
3. Писаное право (ius scriptum) 46
4. Законодательство Юстиниана 58
Используемая литература 59
Глоссарий 59
Вопросы для самоподготовки 60

Тема IV. Римский гражданский процесс
1. Понятие «actio» 61
2. Форма гражданского процесса в Риме. Легисакционный процесс 62
3. Формулярный и экстраординарный процесс 65
4. Виды исков. Исковая давность 68
Используемая литература 70
Глоссарий 70
Вопросы для самоподготовки 71

Тема V. Лица
1. Введение 71
2. Правовое положение физических лиц 72
3. Правовое положение объединений (союзов) 82
Глоссарий 85
Тема VI. Регулирование семейно-правовых отношений
1. Понятие семьи, родства и свойства 87
2. Регулирование брачных отношений 89
3. Регулирование отношений между родителями и детьми 95
Используемая литература 98
Глоссарий 98
Вопросы для самоподготовки 98

Тема VII. Вещное право
1. Общие понятия 99
2. Владение 106
3. Право собственности 110
4. Права на чужую вещь 120
Используемая литература 127
Глоссарий 127
Вопросы для самоподготовки 128

Тема VIII. Общие положения обязательственного права
1. Общие понятия об обязательстве 129
2. Понятие договора и правила о заключении договоров 134
3. Прекращение обязательств 136
4. Ответственность за неисполнение обязательств 140
Используемая литература 142
Глоссарий 143
Вопросы для самоподготовки 143

Тема IX. Отдельные виды обязательств
1. Обязательства из договоров 144
2. Обязательства из деликтов 154
Используемая литература 156
Глоссарий 156
Вопросы для самоподготовки 157

Тема X. Наследственное право
1. Понятие наследственного правопреемства 157
2. Наследование по завещанию 158
3. Призвание к наследованию по закону (ab intestato) 160
4. Призвание к наследованию против завещания: необходимое
наследование 161
5. Легаты и фидеикомиссы 163
Глоссарий 163
Вопросы для самоподготовки 164

Работа содержит 1 файл

Римское право.doc

— 322.84 Кб (Скачать)

Но обсуждения в центуриях, в отличие от прений в куриях, происходили исключительно по инициативе председательствующего должностного лица. Поэтому данная перемена вряд ли свидетельствует о расширении демократии. Скорее произошло перемещение законодательной власти в пользу знати и зажиточных людей, поскольку сам порядок голосования предрешал решение в их пользу: прерогатива голосования в первую очередь закреплялась за богатыми и знатными.

В. Сенат

В отличие от народного собрания коллегия старейшин осталась исключительно патрицианской и сохранила свои главные прерогативы: право утверждать должностное лицо в период между истечением полномочий одного консула и началом полномочий другого, а также - право утверждать или отменять решения общины.

В добавление к этому сенат получил право утверждать или не утверждать выбранных общиной должностных лиц.

В целом, первая римская революция носила исключительно консервативный характер. «С превращением монархии в республику в римском общинном быту, как видно, почти все осталось по-старому; эта революция была консервативна, насколько вообще может быть консервативен государственный переворот, и она в сущности не уничтожила ни одной из главных основ общинного быта. ...Ее косвенные последствия были несравненно более важны и даже превзошли все, чего могли ожидать ее виновники». (17)

Социально-политические последствия революции оказались значительнее, нежели ее результаты, закрепленные в системе государственного устройства.

Прежде всего, из слияния полноправной и неполноправной общин возникло римское гражданство (cives romani), при том, однако, что прежнее гражданство превратилось в родовую знать. Доступ в нее для выходцев из плебейского сословия был закрыт в силу юридического запрета брачных союзов между старыми гражданами и плебеями.

Хотя новые граждане приобрели право участвовать в законодательстве посредством центуриатных комиций, сенат - замкнутая сословная корпорация знати - имел возможность отвергать их постановления и всячески стеснять собрание в важных решениях. Кроме того, благодаря своему праву давать советы должностным лицам по всем делам, сенат подчинил себе всю исполнительную власть и консулу оставалось только заведование текущими делами, руководство судопроизводством и командование армией во время войны. По сложившемуся обычаю всякий законопроект, прежде чем поступить на рассмотрение в народное собрание, подлежал одобрению сената, следовательно, именно он контролировал законодательную функцию власти. Наконец, расходование государственной казны производилось только с согласия сената и совместно с ним.

Таким образом было установлено господство аристократии: она поставляла кадры для высших должностных лиц; в лице сената контролировала их действия, оказывала решающее влияние на законодательство и заведовала финансами.

«Благодаря новому общинному устройству старое гражданство достигло законным путем полного обладания политической властью. Патриции господствовали через посредство магистратуры, низведенной на степень их служанки». (18)

в) Реформа республиканского строя

Установившийся порядок скоро привел к заметному имущественному расслоению общины и, как следствие, к опасному социальному напряжению. Ввиду эгоистичной экономической политики правящего сословия произошло увеличения богатства патрициев и обогатившейся части плебейства и резкое обеднение большей части земледельческого населения.

Передача государством сбора некоторых налогов в частные руки породила крупных капиталистов (откупщиков) и усилила влияние капитала в народном хозяйстве. Спекуляции землей, образование крупных хозяйств с широким использованием рабов подрывали среднее и мелкое землевладение: неоплатные долги превращали крестьян во временных арендаторов при кредиторах, в слуг и даже в рабов.

К тому же прекратились раздачи общинных земель государством. Казенные земли переходили в фактическое владение состоятельных членов общины; возник обычай захвата (oсcupatio) казенных земель, которые, не являясь собственностью пользователей, передавались ими по наследству.

Заметно оскудела казна, так как крайне небрежно взимались пошлины за пользование общинными выгонами и доходы с захваченных знатью земель. Это вело к усилению налогового бремени на общину, от которого, как и от возросших трудовых повинностей ввиду неудачных войн страдало простое население.

Бедственное положение крестьянства, строгое применение жестокого долгового законодательства привели к политическим потрясениям 495 - 494 годов до Р.Х. Призванные для ведения предстоящей войны военнообязанные отказались повиноваться. Тогда консул временно отменил действие долговых законов, выпустил арестованных должников и прекратил дальнейшие аресты. Но по возвращении из победоносного похода люди увидели, что их ожидает прежняя долговая кабала. Через год война возобновилась, был назначен диктатор, которому крестьянство подчинилось. По окончании похода им был внесен проект реформы с целью облегчения положения крестьянства, но сенат ему воспротивился. Тогда войско, еще не распущенное полководцем, в боевом порядке удалилось на один из окрестных холмов с намерением основать там новый плебейский город. По сути, это было объявлением гражданской войны. Сенат уступил и последовали реформы, имевшие важные последствия.

Кроме временных мер, направленных на облегчение положения должников и основания нескольких колоний, диктатор (Маний Валерий) провел закон, учреждающий новую, плебейскую магистратуру. Постановлялось, что кроме двух патрицианских консулов будут действовать два плебейских трибуна (tribuni plebis), избираемые плебеями по куриям. Разделения власти, между тем, не произошло. Трибуны получили только право интерцессии (трибунское veto), то есть право заявить протест и отменить всякое отданное должностным лицом приказание, нарушающее права граждан. Отношения трибуната и консулата определялись принципом: между двумя равноправными лицами запрещающему принадлежит первенство над повелевающим.

Таким образом, власть трибунов заключалась в том, что они по своему усмотрению могли парализовать любое действие администрации и отправление правосудия; полномочия их не распространялись только на действия военных властей. Трибун был вправе своим словом аннулировать любое постановление общины. Всякое сопротивление трибуну было признано преступлением, караемым смертной казнью.

В помощь трибунам назначались два плебейских эдила (aediles - «домоначальники»), наделенные правом производить аресты, налагать штрафы, выносить решения по незначительным проступкам.

Апелляции на действия трибунов или эдилов поступали не в центуриатные комиции, а собрания плебеев по куриям. Таким образом, трибунат оказался орудием сугубо сословного (классового, если угодно) сопротивления и насилия.

«В форме трибунской юрисдикции появилась новая сила, которая, с одной стороны могла быть направлена против высшего должностного лица даже во время его состояния в должности, а, с другой стороны, действовала на знатных граждан исключительно через посредство лиц незнатного происхождения и была тем более тяжким гнетом, что ни преступления, ни наказания не были сформулированы законом. На деле оказывалось, что при параллельной юрисдикции плебейства и общины имущество, личность и жизнь граждан были предоставлены на произвол собраний враждовавших между собой партий». (19)

Введение трибуната, предоставив плебеям острое оружие в сословном противостоянии, не могло улучшить их экономического положения, так как причины обеднения - захват знатью общинных земель, плохая кредитная система и несправедливое налогообложение - не были устранены. Тем самым не были устранены основания гражданских раздоров.

И эти раздоры продолжались с ожесточением, которое равнялось социальному напряжению в общине, вызывая преступления и даже подводя саму общину к краю гибели. Одновременно предлагались и законодательные меры, нацеленные на погашение внутриобщинной вражды. Не все они имели одинаковую судьбу. Если законы Публилия (471 г. до Р.Х.) о введении собраний плебеев по трибам вместо курий и признания равной юридической силы между постановлением общины и «благоусмотрением массы» (plebiscita) имели важные социальные и чисто правовые последствия, то проект земельного законодательства Спурия Кассия (486 г. до Р.Х.), направленный на устранение одной из причин бедственного положения крестьянства, привел только к гибели этого выдающегося человека.

Но самым значительным по своим социально-экономическим последствиям и по влиянию на развитие самого римского права, оказалось предложение народного трибуна Гая Терентилия Арса (462 г. до Р.Х.) о назначении специальной комиссии для составления проекта общего гражданского уложения, которое сделало бы ясным для всех регулирование наиболее существенных отношений в общине и, с другой стороны, связывало бы произвол должностных лиц в применении обычного права при вынесении судебных решений.

Хотя первоначально сенат воспротивился этому проекту, в 454 г. до Р.Х. было решено приступить к составлению уложения и с этой целью избрать по центуриям комиссию из десяти человек, наделенных на время этой работы полномочиями консулов - комиссию децемвиров (decemviri consulari imperio legibus scribundis). Одновременно прекращалась деятельность народных трибунов.

Принятые меры говорят о том, что главным, может быть единственным, мотивом всей затеи было устранение произвола трибуната в обмен на ограничение писаным законом произвола консулата.

 

г) «Децемвиральная» революция и принятие законов XII таблиц

Децемвиры были выбраны только в 451 г. до Р.Х. после возвращения из Греции посольства, привезшего образцы эллинского законодательства, и в этом же году представили проект. Община одобрила его, текст был вырезан на десяти медных досках и выставлен на форуме. При обсуждении выявилась потребность в дополнениях и децемвиры были переизбраны на следующий год, в который они добавили к десяти еще две таблицы. Таким образом было составлено первое и единственное римское гражданское уложение - законы «Двенадцати таблиц».

Будучи результатом компромисса между сословиями, это уложение не содержало существенных изменений предшествующего правопорядка и, возможно именно поэтому, представляется в истории примером если не мудрости, то здравого смысла народа. В кредитной сфере устанавливалось верхнее ограничение ссудного процента и строгие наказания за ростовщичество (более тяжкие, чем за воровство); долговое законодательство сохранило свои карательные черты; подтверждена незаконность брачных союзов между знатью и простыми гражданами; но - право апелляции по уголовным делам было отнято у триб в пользу центурий, что означало переход уголовной юрисдикции под контроль плебеев.

Стремление ограничить произвол должностных лиц вызвало к жизни и закрепило в уложении два великих юридических принципа: позднейший закон отменяет предшествующий (lex posterior derogat prior) и - должностные лица, как и простые граждане обязаны подчиняться в своих решениях опубликованному закону.

Сословная вражда не прекратилась выставлением на форуме таблиц с уложением. Децемвиры (все из патрициев) отказывались сложить полномочия, ссылаясь на незавершенность законов. Это упорство аристократии в удержании экстраординарной власти в соединении с драматическими событиями в Риме привели к новому восстанию. Войско отказалось повиноваться начальникам, вновь избрало народных трибунов и появилось на Авентине, угрожая гражданской войной. Децемвиры вынуждены были сложить узурпированную власть; двое, наиболее упорных, покончили самоубийством в тюрьме, остальные подверглись изгнанию, имущество всех было конфисковано. Помимо этого был восстановлен трибунат.

Последующий, хотя и длительный процесс реформирования государственного строя дает основания утверждать, что это первоначальное римское законодательство заложило основы того правосознания граждан и той государственности, которые совокупно обеспечили необыкновенную прочность римских политических и правовых механизмов, а вместе с тем и римское мировое господство.

 

д) Становление системы республиканских магистратур и
социальная реформа. «Сенатское правление»

Влияние переменившегося правосознания сказалось быстро: уже через четыре года канулеевым плебесцитом было постановлено, что к римскому законному браку приравнивается брак между аристократами и плебеями. Тем самым уничтожалась главная основа аристократической сословной замкнутости.

В 435 г. до Р.Х. учреждена новая магистратура - двое «оценщиков» (censores), которым от консулов переданы полномочия по составлению бюджета, а также гражданских и податных списков. С течение времени цензура превратилась в оплот аристократического влияния, но также - в инструмент нравственного контроля в государстве.

Кроме приведенных, принимались иные частные меры к выгоде одной или другой стороны сословного противостояния. Решающее значение имело законодательство, предложенное народными трибунами Гаем Лицинием и Люцием Секстием ибо оно привело к фактическому и юридическому уничтожению родовой знати в качестве политического учреждения, социальному выравниванию общины и послужило основанием для завершения построения действительного республиканского строя, основанного на свободно высказываемом мнении доминирующего в обществе среднего сословия.

Главным политическим пунктом проекта Лициния-Секстия было предоставление плебеям права занимать одну из консульских должностей. Предполагался доступ плебеев к важным жреческим должностям, что на протяжении веков составляло привилегию знати. Главным социальным пунктом - регулирование аграрных отношений: предполагались ограничения права захвата во временное владение (ius occupatio) казенных земель и права выпаса на общинных лугах. Кроме того смягчалось долговое законодательство; предлагались меры для трудоустройства сельского пролетариата. «Упразднение привилегий, гражданское равенство и социальная реформа - вот те три великие идеи, которые предполагалось осуществить на деле». (20)

После многолетних проволочек предложения, сведенные в единый законопроект, утвержденный сенатом, вступил в силу в 367 г. до Р.Х.

Лициниева реформа, в силу упорного стремления знати сохранить за собой некоторые государственные привилегии, способствовала образованию институтов, оказавших громадное воздействие на развитие римского права. Так, осознавая неизбежную утрату монополии на консулат, знать, под предлогом того, что только она обладает знанием законов, отделила судебную функцию от консульской должности. Из этой акции возникла новая магистратура - претура, деятельность которой на протяжении более чем трехсот лет привела к формулированию основ римского классического права.

Информация о работе Римское право